|
Литература Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. М: «Просвещение»
щать от пыли. Прямые солнечные лучи разрушительно действуют на
многие музейные предметы. С целью защиты от них окна надо закрывать шторами, жалюзи, матовыми стеклами. Музейные предметы хранятся в закрытых шкафах. Внутри шкафов для обеспечения сохранности – в папках, коробках, конвертах. Большие по размеру предметы могут храниться на открытых стеллажах под футлярами, в мешочках и т.д. Плоскостный материал хранится в горизонтальном положении, перекладывается белыми листами бумаги. Знамена, вымпелы, транспоранты хранятся в чехлах, произведения живописи – в вертикальном положении, свободно. Фотографии, негативы, монеты, медали помещаются в конверты из черной бумаги и хранятся вертикально, в коробках. На конвертах должна быть надпись. При экспонировании подлинные документы запрещается прикалывать кнопками, прибивать гвоздями, наклеивать на картон. Категорически запрещается укрепление предметов, сделанных из ткани, гвоздями, булавками, кнопками.
Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда Российской Федерации и Государственного архивного фонда РФ. В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и общественные музеи решается органами народного образования и органами культуры и оформляется соответствующими приказами.
Литература
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М: «Просвещение», 1988г.
Школьные музеи (сборник документов). М:, 1987г.
Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. С-Пб, изд. «СпецЛит», 2000г.
-8-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКАЯ СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО
ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
ФОНДЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ. УЧЕТ ОСНОВНЫХ И
НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ХРАНЕНИЯ
(рекомендации в помощь руководителям школьных музеев)
Авторы: Кулешова Ю.В.,
методист ГОУВСДЮТиЭ
Марченко О.П., методист
ГОУВСДЮТиЭ
ВОЛГОГРАД
2002
Школьные музеи в последние десятилетия стали значительным общественным явлением. Они являются культурно-просветительскими центрами, целенаправленно собирающими, хранящими, экспонирующими предметы материальной культуры, представляющие историческую, научно-художественную или иную ценность, и одновременно центрами патриотического воспитания учащихся.
Базу каждого музея составляют его фонды, которые включают в себя все материалы, экспонируемые и хранящиеся в нем. Они создаются и пополняются в зависимости от профиля музея и не должны содержать предметы, не относящиеся к его тематике. Основными критериями отбора материала для музея являются:
Профильность;
Научная достоверность;
Историческая значимость;
Педагогическая ценность;
Доступность учащимся.
Фонды музея делятся на основной, научно-вспомогательный и обменный.
Основной фонд является главным материалом для создания музея определенного профиля. В его состав входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, природы, являющиеся первоисточниками знаний об обществе и природе. Это орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии, личные вещи, карты, палеонтологические, зоологические, ботанические памятники, натуральные образцы минеральных образований земной коры, образцы почв и т.д.
Материалы основного фонда классифицируются по типам музейных предметов: вещевые, письменные, изобразительные, фото- и киноисточники, фоноисточники.
К вещевым источникам относятся предметы быта (домашняя утварь, одежда, обувь, головные уборы, украшения, мебель, знамена, вымпелы, флаги, военное снаряжение, монеты, бумажные знаки, медали, значки.
-2-
размеры;
степень сохранности;
автор;
описание предмета;
источник поступления;
местонахождения предмета (№ шкафа, № полки, № папки);
дополнительные сведения;
описание документальных материалов.
Наименование предмета следует начинать с предметного слова (платье женское). Описание документальных материалов нужно начинать с названия документа или составителя документов. Описание художественных памятников начинается с фамилии автора, включает сюжет. Описание портретных фотографий начинается с фамилии, имени, отчества изображенного лица, по возможности указывается год, к которому относится фотография. Затем дается описание типовых признаков портрета: голова, погрудный, поясной, в рост. Запись фотоотпечатков и негативов групповых изображений начинается с общего наименования группы, затем перечисляются все сфотографированные лица. Описание сюжетных фотографий начинается с описания сюжета. Размер и вес предмета даются в единицах метрической системы в следующем порядке: высота, ширина, глубина; круглые и сферические предметы определяются по диаметру, элипсообразные – по наибольшему диаметру. При отсутствии дефектов обязательно отмечается полная сохранность предмета. Все конкретные дефекты перечисляются с указанием места и размера повреждения.
Собранные общественными и школьными музеями памятники представляют научную ценность. Ответственность за сохранность музейных коллекций несут лица, на которых администрацией возложена работа по руководству музеем, и директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей. Для хранения фондов необходимо выделить особое помещение, которое используется по прямому назначению. Допуск в фонды посторонних лиц без особого разрешения руководителя музеем запрещен. Помещение снабжается противопожарным инвентарем. Оно должно периодически проветриваться. Музейные предметы необходимо защи-
-7-
е) материал и техника изготовления (бумага, ткань, кожа, дерево);
ж) размер;
з) сохранность;
и) инвентарный номер;
к) примечание (здесь фиксируется место нахождения предмета в музее).
Запись в инвентарной книге ведется черными чернилами, исправления допускаются в крайнем случае и делаются красными чернилами. Запрещается из инвентарной книги вырывать листы. Запись в ней производится не позднее трех дней после поступления предмета в музей.
Книга учета научно-вспомогательного фонда включает:
номер;
дата записи;
-
наименование и краткое описание предмета;
количество;
откуда получено, ссылка на документ;
когда предмет переведен и подпись принявшего;
цена;
примечание.
На каждом предмета ставится инвентарный номер с шифром. Например, ДЦСВ осн 457 (музей «Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда» основной фонд инвентарный номер 457); ДЦСВ вспом 315 (музей «Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда» научно-вспомогательный фонд инвентарный номер 315). Инвентарный номер сохраняется за предметом на все время его нахождения в музее.
В общественных музеях целесообразно ведение инвентарной карточки, которая систематизирует учет по роду предмета. Инвентарная карточка включает:
инвентарный номер;
фонд;
род предмета;
наименование предмета;
дата изготовления;
материал;
-6-
К письменным источникам – рукописные и печатные материалы (книги, журналы, газеты и т.д.), письма, дневниковые записи,
научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные), документы официальных учреждений и частных лиц. В основной фонд включаются присланные в школу воспоминания, рассказы участников войн и других событий. Это может быть сборник стихов пронесенный бывшим воином через всю войну, учебник, по которому занимались ребята в партизанском отряде, книги с автографами, дарственными надписями, листовки, объявления, пригласительные билеты, пропуска.
В третью группу памятников основного фонда входят источники: документальные и изобразительные. Документальные: фотографии, негативы, схемы, карты, чертежи, планы, таблицы и т.д. Изобразительные: живопись, графика, скульптура, авторские копии с дарственной надписью, тиражированные художественно-производственными предприятиями скульптуры, являющиеся подарком автора, коллекции марок, открыток.
В четвертую группу материалов основного фонда входят киноисточники. Ленты, впервые заснятые школьниками или профессионалами, раскрывающие тему музея.
Пятая группа материалов основного фонда – фоноисточники (пластинки, магнитные ленты, принадлежащие лицу, о котором идет речь в экскурсии, ленты, на которых впервые записаны воспоминания конкретных людей).
Собирая материалы для основного фонда музея, школьники нередко создают коллекции монет, медалей, открыток, марок. Они должны быть профильными, то есть соответствовать профилю и теме музея.
Некоторые подлинные памятники являются мемориальными и реликтовыми. Мемориальный предмет должен быть связан с историческим событием или деятельностью какого-либо лица. Мемориальный предмет, связанный с событиями особой общественной значимости или выдающимися деятелями, представляет собой реликвию.
-3-
Научно-вспомогательный фонд разнообразен по своему составу. Он помогает изучению и экспонированию подлинных памятников. Это точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, макеты, модели, копии художественных произведений) и научно-вспомогательные материалы (пояснительные таблицы, схемы, диаграммы и т.д.). Научно-вспомогательный фонд является источником замены предмета основного фонда. Часто в экспозиции выставляется копия, а оригинал находится в хранилище.
Копии – своеобразные «заменители» подлинников - могут выполняться в точном соответствии с оригиналом и в материале оригинала или изготавливаются в другом масштабе и из другого материала. Так, в натуральную величину изготавливаются копии книг, некоторые орудия труда, предметы домашнего обихода и др. Чаще всего встречаются копии фотографий и документов. Часто цветные ксерокопии трудно отличить от подлинников. Их эмоциональное воздействие такое же, как и от подлинных документов.
Обменный фонд состоит из непрофильных музейных предметов, дублетных экземпляров. Он предназначен для передачи в другие музеи в порядке обмена на профильные предметы или безвозмездно.
Школьный музей пополняет фонды, организуя походы и экспедиции учащихся, налаживая переписку и контакты с различными организациями и лицами, государственными, народными и школьными музеями и архивами. Фонды музея система живая, растущая, меняющаяся, поэтому документационная работа – процесс, не прекращающийся никогда.
Учет и хранение фондов.
Ни один музейный предмет не может находиться в стенах музея без документального оформления. Учет музейных фондов – это деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею. В музеях Российской Федерации основными юридическими документами являются: акты приема и выдачи, инвентарные книги (книга поступлений основного фонда и книга учета научно-вспомогательного фонда). Инвентарные карточки юридической си-
-4-
лы не имеют, но они обеспечивают быстроту и точность поиска предмета.
В процессе учета и обработки музейных фондов предусматриваются следующие этапы:
а) первичная обработка музейных предметов (актирование и запись в книгу поступлений);
б) инвентаризация предметов, то есть научная регистрация (классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку);
в) составление научно-справочной документации для обеспечения научно-справочной работы с коллекциями.
Каждый музейный предмет можно регистрировать в инвентарной книге (книга поступлений основного фонда) только в том случае, если он имеет сопроводительный документ, коим является акт приема-выдачи экспонатов. При приеме вновь поступающих предметов в музей необходимо получить от сдающего сведения о происхождении предмета, прежней его принадлежности, связях с определенными историческими событиями и людьми, о времени изготовления. Акт составляется в двух экземплярах. Один акт остается в музее, второй - передается сдающему лицу. Все акты подлежат регистрации в книге регистрации актов.
Поступившие в музей предметы после актирования вносятся в книгу поступления (инвентарная книга). Она должна быть до заполнения пронумерована, прошнурована и скреплена печатью органа образования. Ведутся две книги поступления: основного и научно-вспомогательного фондов. Вопросы занесения музейных предметов в основной или вспомогательный фонд решаются Советом музея и оформляются протоколом. Запись в книге поступлений основного фонда должна включать следующие графы:
а) порядковый номер;
б) дата записи музейного экспоната;
в) условия поступления (дар, поисковая работа);
г) краткая характеристика предмета и четкое его наименование;
д) количество предметов (если это комплект открыток, то каждая записывается под номером 15/1, 15/2 и т.д.);
-5-
|
|
|