Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка 1
2. Общая характеристика учебного предмета 2
3. Место предмета в учебном плане 3
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4
5. Содержание учебного предмета 7
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 12
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 23
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета 24
24
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, программы основного общего образования по биологии автора И.Н.Пономаревой «Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2012. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цель биологического образования направлена на создание условий для формирования ключевых компетенций для создания у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
Задачи:
- систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве; методах познания живой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
3. Место предмета в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272: из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Контроль знаний осуществляется: проверочные работы и зачеты по разделам, промежуточный контроль - тесты по темам.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение курса биологии направлено на достижение обучающими следующих
личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование познавательных интересов на изучение живой природы;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются: Регулятивные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средства достижения цели. - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). - вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
5. Содержание учебного предмета
5 класс.
Раздел 1. Биология – наука о живом мире. Человек и природа. Изучение природы человеком. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Клетка — элементарная единица живого. Химический состав клетки. Понятие «ткань». Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторные работы. №1 Изучение строения увеличительных приборов. № 2 Знакомство с клетками растений.
Раздел 2. Многообразие живых организмов. Разнообразие живого. Царства живой природы. Бактерии. Растения. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Грибы. Лишайники. Лабораторные работы. № 3 Знакомство с внешним строением растения. №4 Наблюдение за передвижением животных. Практическая работа. № 5 Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов.
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Практическая работа. №6 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Раздел 4. Человек на планете Земля. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
6 класс
1. Наука о растениях – ботаника.
Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.
Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.
Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
2. Органы растений.
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.
Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
3. Основные процессы жизнедеятельности растений.
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
4. Многообразие и развитие растительного мира.
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.
5. Природные сообщества.
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№
|
Наименование тем и уроков
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
1.
|
Биология – наука о живом мире.
Наука о живой природе.
|
1. Различать основные биологические науки.
2. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
3. Выделять существенные признаки живой природы
|
2.
|
Свойства живого.
|
1. Определять основные свойства живых организмов.
2. Выявлять свойства живых организмов у живых систем.
|
3.
|
Методы изучения природы.
|
1. Различать основные методы изучения природы.
2. Использовать методы для изучения объектов природы.
|
4.
|
Увеличительные приборы. Инструктаж ТБ
Л.р. 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
|
1. Устанавливать строение и принцип работы увеличительных приборов.
2. Использовать знания на практике.
|
5.
|
Строение клетки. Ткани.
Инструктаж ТБ
Л.р. 2 «Знакомство с клетками растений»
|
1. Выявлять строение клетки.
2. Использовать знания о строение и принципе работы увеличительных приборов.
|
6.
|
Строение клетки. Ткани.
|
1. Определять строение и значение органоидов клетки.
2. Сравнивать клетки разных организмов.
3. Устанавливать связь между органоидом и его функцией в клетке.
|
7.
|
Химический состав клетки.
|
1. Определять неорганические и органические вещества клетки.
2. Объяснять роль этих веществ в клетке.
3. Анализировать текстовую информация
|
8.
|
Процессы жизнедеятельности клетки.
|
1.Устанавливать основные процессы, происходящие в клетке.
2. Сравнивать процессы, происходящие в клетке.
|
9.
|
Обобщающий урок по теме.
|
1. Применять полученные знания для выполнения заданий по теме.
|
|
Итого по теме: 9
|
|
10
|
Многообразие живых организмов.
Царства живой природы.
|
1.Определять основные царства живых организмов.
2. Объяснять значение классификации живых организмов.
3. Умение работать в группе, аргументировать свою позицию.
|
11
|
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
|
1.Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
2.Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
3. Умение работать с источниками информации для выполнения различных заданий.
|
12
|
Значение бактерий в природе и для человека.
|
1. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
2. Преобразовывать текстовую информацию в виде схемы.
3. Уметь самостоятельно находить нужную информацию.
|
13
|
Растения. Инструктаж ТБ Л.р. 3 «Знакомство с внешним строением растения»
|
1.Находить признаки царства Растения.
2. Распознавать органы растений.
3. Уметь самостоятельно выполнять работу по инструкции.
|
14
|
Животные.
Одноклеточные животные. Инструктаж ТБ Л.р. 4 «Наблюдение за передвижением животных».
|
1.Выделять особенности одноклеточных животных.
2.Анализировать информацию и выделять главное.
|
15
|
Животные.
Многоклеточные животные.
|
1.Выявлять признаки многоклеточных животных.
2. Классифицировать животных по основным признакам.
|
16
|
Грибы.
|
1. Распознавать и описывать внешнее строение грибов.
2. Определять способы питания многоклеточных грибов.
3.Выделять особенности царства.
|
17
|
Многообразие и значение грибов. Инструктаж ТБ
Л.р.5 «Съедобные и ядовитые грибы».
|
1.Приводить примеры грибов, произрастающих в нашей местности.
2. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
3. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека.
|
18
|
Лишайники.
|
1.Распознавать и описывать строение лишайника.
2.Объяснять роль лишайников в природе.
|
19
|
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
|
1. Сравнивать строение организмов разных царств.
2. Определять роль живых организмов для человека.
|
20
|
Обобщающий урок по теме.
|
1. Систематизировать и обобщать полученные знания.
2. Уметь применять знания в новых условиях.
|
|
Итого по теме: 11
|
|
21
|
Жизнь организмов на планете Земля.
Среды жизни планеты Земля.
|
1. Выявлять особенности разных сред обитания организмов.
2. Определять приспособленность организмов в жизни.
3. Устанавливать причины и следствия приспособленности организмов к среде обитания.
|
22
|
Экологические факторы среды.
|
1. Определять факторы среды обитания.
2. Выявлять влияние факторов на организмы.
3. Характеризовать признаки животных в связи со средой обитания.
|
23
|
Приспособления организмов к жизни в природе. Л.р. 6 «Приспособления организмов к жизни в природе».
|
1. Выявлять приспособленность организмов в среде обитания.
2. Сравнивать организмы разных сред обитания.
|
24
|
Природные сообщества.
|
1. Выявлять основные признаки природных сообществ.
2. Составлять пищевые цепи.
|
25
|
Природные зоны России.
|
1.Характеризовать основные природные зоны России.
2. Определять расположение природных зон на карте.
|
26
|
Жизнь организмов на различных материках.
|
1. Определять особенности растительного и животного мира разных материков.
2. Анализировать причины распределения растений и животных на Земле.
|
27
|
Жизнь организмов в морях и океанах.
|
1. Сравнивать основные сообщества морей и океанов.
2. Выявлять приспособление к разным условиям обитания.
|
28
|
Обобщающий урок по теме.
|
1. Систематизировать и обобщать полученные знания.
2. Уметь применять знания в новых условиях.
|
|
Итого по теме: 8
|
|
29
|
Человек на планете Земля.
Как появился человек на Земле.
|
1. Определять основные этапы происхождения человека.
2. Самостоятельно выбирать информация из текста.
|
30
|
Как человек изменял природу.
|
1. Характеризовать особенности современного человека.
2. Сравнивать основные этапы происхождения человека.
|
31
|
Важность охраны живого мира планеты.
|
1.Характеризовать глобальные экологические проблемы.
2. Выявлять причины экологических проблем и способы их решения.
|
32
|
Сохраним богатство живого мира.
|
1. Выявлять основные причины и пути сохранения живых организмов на Земле.
2. Знать живые организмы, занесенные в Красную книгу.
|
33
|
Обобщающий урок по теме.
|
1. Систематизировать и обобщать полученные знания.
2. Уметь применять знания в новых условиях.
|
34
|
Обобщающий урок по курсу
|
1. Систематизировать и обобщать полученные знания.
2. Уметь применять знания в новых условиях.
|
|
Всего: 34
|
|
6 класс.
№ урока
|
Тема урока
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
1
|
1. Наука о растениях – ботаника.
Царство Растения.
|
Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Характеризовать внешнее строение растений.
|
2
|
Многообразие жизненных форм растений.
|
Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания
|
3
|
Клеточное строение растений.
|
Приводить примеры одноклеточных и много клеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.
|
4
|
Ткани растений.
|
Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
|
5
|
2. Органы растений.
Семя. Инструктаж ТБ. Л.р. 1. «Изучение строения семени фасоли».
|
Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
6
|
Условия прорастания семян
|
Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий.
|
7
|
Корень. Инструктаж ТБ. Л.р. 2 «Строение корня проростка».
|
Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
8
|
Побег. Инструктаж ТБ. Л.р. 3. «Строение почек».
|
Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.
Наблюдать и исследовать строение побега например домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений. Изучать строение почек ненатуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
9
|
Лист.
|
Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
|
10
|
Стебель. Инструктаж ТБ. Л.р. 4. «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
|
Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения над земных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
11
|
Цветок.
|
Определять и называть части цветка. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления
|
12
|
Плод
|
Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.
|
13
|
Обобщающий урок по теме. «Органы растений».
|
Обобщать и систематизировать знания по теме 2, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Вы сказывать своё мнение по проблемным вопросам.
|
14
|
3. 3. Основные процессы жизнедеятельности растений.
Минеральное питание растений и значение воды.
|
Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение о органических и минеральных удобрений для растений.
|
15
|
Воздушное питание растений - фотосинтез.
|
Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.
|
16
|
Дыхание и обмен веществ у растений.
|
Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
|
17
|
Размножение и оплодотворение у растений.
|
Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия
|
18
|
Вегетативное размножение растений. Инструктаж ТБ. Л.р. 5. «Черенкование комнатных растений».
|
Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
19
|
Рост и развитие растений.
|
Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Уста наваливать зависимость роста и развития растений от условий среды.
|
20
|
Обобщающий урок по теме. «Основные процессы жизнедеятельности растений»
|
Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
|
21
|
4. Многообразие и развитие растительного мира
Систематика растений, ее значение для ботаники.
|
Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Объяснять значение систематики растений для ботаники.
|
22
|
Водоросли, их разнообразие и значение в природе.
|
Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.
|
23
|
Отдел Моховидные. Инструктаж ТБ. Л.р. 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
|
Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
24
|
Плауны. Хвощи. Папоротники.
|
Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников.
|
25
|
Отдел Голосеменные.
|
Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества.
|
26
|
Отдел Покрытосеменные.
|
Выделять основные признаки отдела покрытосеменные. Описывать отличительные признаки Распознавать представителей.
|
27
|
Семейства класса Двудольные.
|
Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств, класса. Распознавать представителей семейств
|
28
|
Семейства класса однодольные.
|
Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.
|
29
|
Историческое развитие растительного мира.
|
Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.
|
30
|
Разнообразие и происхождение культурных растений.
|
Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона.
|
31
|
Обобщающий урок по теме. «Многообразие и развитие растительного мира»
|
Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля.
|
32
|
5. Природные сообщества.
Биогеоценозы и экосистемы.
|
Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
|
33
|
Смена природных сообществ и ее причина.
|
Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережно го отношения к природным сообществам.
|
34
|
Обобщающий урок по курсу.
|
Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Называть представителей и характеризовать отличи тельные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.
|
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература
|
Базовый учебник
|
И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология 5 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2012.
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова «Биология 6 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2013.
|
Учебно-методическая литература
|
Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.. Биология. 6-7 класс. М.Дрофа, 2009
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. М. :Вако, 2009.
|
Дополнительная литература
|
Для учителя: Новиков В.С., Губанов И.А. Атлас определитель дикорастущие растения. М.Дрофа 2008 Козлова Т.А.. Сивоглазов В.И. Растения. М.Дрофа. 2008 Красная книга. Растения России. М Росмэн.2010 Травникова В.В. Биологические экскурсии.С.Петербург. Паритет 2011
Для ученика: Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) -М.: Агропромиздат, 2008. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2009. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 2009. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М.: Дрофа, 2008. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. Просвещение, 2009.
|
Электронные
ресурсы
|
1С:Репетитор. Биология.
Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – Научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
|
Оборудование и приборы
|
Персональный компьютер
Проектор
Экран
Набор таблиц Растения, Животные Гербарии Основные группы растений. Сельскохозяйственные растения. Растительные сообщества
Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов»,
«Овощи и фрукты».
Коллекции Покрытосеменные растения. Голосеменные растения. Семена и плоды. Развитие насекомых с полным превращением. Развитие животных с неполным превращением. Саранча. Раковины моллюсков Микроскопы. Набор микропрепаратов по ботанике, зоологии.
|
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения биологии в 5 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; растений, животных и грибов своего региона; методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
-
химический состав клетки, понятие «клетка», «ткань»; типы тканей животных организмов, их строение;
сущность биологических процессов: обмен веществ, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
факторы среды, влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.
структуру и связи в природном сообществе; природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
научные представления о происхождении человека; изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
признаки растений и их многообразие; жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички;
строение и жизнедеятельность растений; органы растений; особенности споровых, семенных и цветковых растений;
понятие о тканях; ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями;
строение семени двудольных и однодольных растений; условия прорастания семян, агротехнические приемы посева семян;
виды корней (главные, боковые, придаточные), типы корневых систем: стержневые и мочковатые
строение и значение побегов у растений, строение вегетативных и генеративных почек
особенности внешнего строения листа, листорасположение, листовая мозаика.
цветок; соцветия и их биологическая роль.
плод и его функции, строение;
минеральное питание растений; фотосинтез как основной способ получения
понятие о систематике растений; систематические категории в царстве Растения (Водоросли, Отдел Мхи, Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные, Отдел Покрытосеменные. Семейства класса двудольных растений, Семейства класса однодольных растений);
понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира.
понятие о природном сообществе, биогеоценозе,
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
объяснять: приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию; особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями; особенности классов однодольных и двудольных растений; способы размножения растений и их биологическое значение; многообразие растений как результат их эволюционного развития; приспособительный характер эволюционных изменений;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
сравнивать биологические объекты (отделы растений) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
|