|
Живу спокойней и ровней
Поэты-земляки о родной природе. Николай Дмитриев
Проворная Анна 7б класс МБОУ СОШ №25 г.о. Балашиха
Тема, которая волновала многие поколения талантливых поэтов – это тема родины и любви к родной природе. Не оставила равнодушным эта тема и Н. Дмитриева - рузского поэта, жившего и творившего на бескрайних подмосковных землях. Его стихи пропитаны чистой искренней любовью к Родине. Н. Дмитриев верил, что великая Русь воскреснет, сможет противостоять иноземному гнёту и никогда не падёт ниц перед врагом. Дмитриев воспевал красоту русской природы, умел разглядеть прекрасное даже в самых обыденных вещах. Его стихотворения отличаются невероятной скромностью и очарованием. Именно это и пленяет читателя. Николай Фёдорович несколько лет преподавал в школе №25 г. Балашиха, в которой я сейчас учусь. Может быть, именно поэтому мне и моим школьным товарищам настолько близки и понятны произведения нашего земляка.
Н. Дмитриев родился и вырос в небольшом селе Архангельское, Рузского района в простой семье сельских учителей. Может поэтому он в своей лирике часто обращался к родной природе. Родители с детства прививали ему любовь к литературе и чтению. Множество стихотворений поэт посвятил своей малой родине.
В стихотворении « Живу спокойней и ровней…» автор проводит некую параллель между своей размеренной жизнью и могучей русской рекою:
Живу спокойней и ровней,
Иду задумчивою Русью,
Как реки родины моей,
Не изменяющие руслу. Чужды им пена, вой, надрыв –
Они не хвастаются силой;
Текут, объятия раскрыв,
В своей могучести красивой.
Лирический герой идёт «задумчивою Русью», он стремится постичь свою родину, узнать в её облике свои черты. Река здесь является олицетворением настоящего русского человека («Чужды им пена, вой, надрыв»), ведь русская душа по натуре своей проста и открыта миру («объятия раскрыв»). Автор сопоставляет выбранный человеком путь, от которого он не может отступиться, с руслом реки («Как реки родины моей, не изменяющие руслу»).
Н.Дмитриев очень трепетно относится к родной природе:
Им надо напоить стада,
Легонько перемыть икринки
И чисто отразить стога –
До лепестка и до былинки.
В стихотворение « Живу спокойней и ровней…» поэт ввел библейские образы реки и стада. Лирический герой сопоставляется с богомольцем, а природа воспринимается как божественный храм. «Задумчивая Русь» является для героя лучшим местом мира. Стихотворение поражает читателя не буйством красок, не обилием метафор, а той искусностью и в тоже время той простотой, с которой Дмитриев пишет о своей бескрайней любви и преданности к Родине. Каждая, даже самая незначительная деталь (стога, поля, родничок, былинка), создаёт этот простодушный, но настолько любимый образ. Поэт как бы беседует с природой, и в какой- то момент кажется, что он и природа – единое целое. В каждой строчке этого произведения чувствуется сильная духовная близость Дмитриева с родной природой.
Автор сравнивает хрупкую природу с уязвимой человеческой жизнью. Ведь их так легко безнаказанно ранить или даже погубить. Жить в гармонии с природой, спокойней и ровней - и заключается авторский замысел: передать гармонию мироздания. Дмитриев использует глаголы в форме настоящего времени первого лица, если это касается лирического героя и третьего лица множественного числа, если касается природы, рек, родины чтобы показать бесконечные просторы родной земли. Используемые художественно-выразительные средства создают живой образ мира, раскинувшегося, свои «объятия раскрыв в могучести красивой». Мир природы в стихах Дмитриева необычайно красочен. Это от того, что поэт умеет зорко всматриваться в богатство родного края. Поэтому столь живописны дмитровские эпитеты («задумчивая Русь», «не изменяющее русло », «могучести красивой»). Поэт использует и метафоры («сон полей», «не изменяющее русло »), помогающие читателю чётко представить картину, описанную в стихотворении. Это и звукопись: аллитерация (сочетание звуков «р» в «г») создаёт эффект журчащей реки, что делает образ более зримым, ощутимым и как бы переносит читателя в бескрайние русские просторы.
Поэт умеет находить в природе, человеке, истории по-настоящему красивое, самобытное, чарующее и родное. При этом он так строит свое стихотворение, что оно становится совершенно понятным и близким каждому.
Разные начала бытия взаимопроникают друг в друга. Поэтому Дмитриев, как Н.Рубцов и С.Есенин, природу очеловечивает, а личность лирического героя уподобляет образам родного Подмосковного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки.
Стихотворение « Живу спокойней и ровней…» строится как монолог человека, похожего на лесковского одинокого странника. Лирический герой, как и лесковский странник, исходив нескончаемые дороги великой Руси, испытывает особое очарование тишиной и грустно переживает ныне происходящее в стране, ему «чужды пена, вой, надрыв». Он «живет спокойней», умиротворенней, растворяясь в самой природе. Для него каждое мгновение имеет особый смысл, поэтому ничего не остается без внимания « от лепестка и до былинки». В стихотворении есть ещё одно обрамление-утверждение идеи неостановимости жизни, которое навевает нам пушкинские мотивы. Хоть автор стихотворения и напоминает читателю о трудной судьбе русского народа, о том, что за всей этой спокойной и умиротворенной картиной («сон полей /И родничок песчинки ставит…») стоит непростая история Руси, где было пролито много крови и слез («А берега в крови и славе»). Дмитриев, как и Есенин, размышляя о необузданной красоте русской природы, устремляет свой взор в грядущее будущее и верит в величие русского люда. Эти же чувства сжигают нас изнутри , и мы тоже ощущаем безудержную любовь к нашей «задумчивой Руси»и восхищаемся ею, славными подвигами русского народа .
Стихотворение пропитано духом истинного патриотизма и любви к Родине.
«Глубоко выношенное чувство Родины,- как писал Ю.Поляков,- природная задушевность, мягкость, ненавязчивость»- вот, что привлекает меня в творчестве Н.Дмитриева. Читая стихотворение « Живу спокойней и ровней…», я представляю необозримые просторы нашей необъятной родины, и испытываю гордость за свою страну и свой народ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
143900, Московская область, г. Балашиха, улица Солнечная, д.10
телефон 523-57-71
Творческий конкурс «Зелёный мир»
Номинация
Литературный конкурс эссе:
«Поэты – земляки о родной природе», посвященный 60-летию со дня рождения Н.Дмитриева
Учитель (руководитель): Автор:
Стребежева Алла Проворная Анна Сергеевна
Макаровна учитель ученица 7б класса
русского языка и литературы
Телефон 8(495)523-51-71 Телефон 8(495)523-51-71
ноябрь 2012г.
|
|
|