ПРОТОКОЛ № 1 (методика № 3)
Фамилия, имя ребёнка Соловьёва Вика возраст 5 лет 2 мес.
Тема: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
24 апреля 2006года.
Вика С.(5,4 лет); пауза – (П).
1.Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
2. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
3. Идентичное изображение – 3 балла.
4. Схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
5. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
6. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
7. Идентичное изображение – 3 балла.
8. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
У Вики С. 18 баллов – средний уровень развития произвольной образной памяти.
ПРОТОКОЛ № 2 (методика № 3)
Фамилия, имя ребёнка Кулбашов саша возраст 5 лет89 мес.
Тема: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
24 апреля 2006года.
Саша К. (5,8 лет); пауза – (П).
1.Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
2. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
3. Идентичное изображение – 3 балла.
4. Совершенно другое изображение – 0 баллов.
5. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
6. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
7. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
8. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
У Саши К. 15 баллов – низкий уровень развития произвольной образной памяти.
ПРОТОКОЛ № 3 (методика № 3)
Фамилия, имя ребёнка Науменко серёжа возраст 6 лет 7 мес.
Тема: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
24 апреля 2006года.
Серёжа Н. (6,7 лет); пауза – (П).
1. Идентичное изображение – 3 балла.
2.Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
3.Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
4. Идентичное изображение – 3 балла.
5. Идентичное изображение – 3 балла.
6. Идентичное изображение – 3 балла.
7. Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
8. Идентичное изображение – 3 балла.
У Серёжи Н. 21 балл – высокий уровень развития произвольной образной памяти.
ПРОТОКОЛ № 4 (методика № 3)
Фамилия, имя ребёнка Пашков Пётр возраст 6 лет 4 мес.
Тема: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
24 апреля 2006года.
Пётр П. (6,4 лет); пауза – (П).
1. Идентичное изображение – 3 балла.
2. Идентичное изображение – 3 балла.
3.Изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла.
4. Идентичное изображение – 3 балла.
5. Идентичное изображение – 3 балла.
6. Идентичное изображение – 3 балла.
7. Идентичное изображение – 3 балла.
8. Идентичное изображение – 3 балла.
У Петра П. 23 балла – высокий уровень развития произвольной образной памяти.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ.
№1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дать ему бумагу и цветные карандаши. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который потом помог бы ему вспомнить эти слова.
То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, что бы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
Такой прием помогает значительно повысить продуктивность запоминания.
№2. Прочитать ребенку небольшой рассказ, затем попросить его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитать рассказ еще раз, но просить ребенка обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задать ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытаться связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогической историей, сравнить эти истории. Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обращает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Затем снова попросить ребенка сделать пересказ и можно убедиться, насколько он стал точным и осмысленным.
№3. Известны различные мнемонические техники, облегчение запоминание. Например, цвета светового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) легко запоминаются с помощью фразы: «каждый охотник желает знать где сидит фазан» (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра). При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.
№4. Из 6-10 слов ребенок может запомнить 5-6. Можно применить так называемую смысловую систему и результаты улучшаются.
Называются 10 слов:
Ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.
Попытаться организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел
пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что
осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.
Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память ребенка нужно иметь в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое занятие, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
ЦИФРЫ, БУКВЫ, СЛОВА.
Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросить его повторить в той же последовательности эти цифры, потом увеличивать этот рад на одну цифру (рис.40). Отметить, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.
Далее предложить ребёнку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа.
В третьей серии научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинать с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научить ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то с номером квартиры. Теперь ему легче воспроизвести этот цифровой ряд.
Продолжить подобную тренировку так, чтобы ребёнок сам пытался найти какие-либо аналогии для того, чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учить ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
БЕСПОРЯДОК НА КУХНЕ. (рис. 1)
Посмотри, здесь нарисован беспорядок на кухне. Расставить все по своим местам! Наведи порядок!
Задание 1. На листе бумаги нарисуй кухню, где все эти предметы расставлены и разложены по местам.
Задание 2. Перечисли всё, что было нарисовано на картинке.
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ГРИБ. (рис. 2)
Задание 1. Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа приблизительно 1 минута.)
Задание 2. Расскажи, что было нарисовано на картинке.
Задание 3. Вспомни, какие деревья нарисованы на картинке?
Какие цветы? Какие грибы нарисованные? Как ты думаешь, то, что, нарисовано на картине это правда или выдумка? Почему ты так думаешь?
ПРИМЕЧАНИЕ. Если ребенок ответил на все вопросы правильно или почти правильно, это говорит о его хорошей памяти и хорошей наблюдательности. Если же были допущены ошибки, необходимо дать возможность ребенку самому исправить их.
Обратите особое внимание на причины ошибок.
ИГРА В СЛОВА.
ВАРИАНТ 1:
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2.Как ты думаешь можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»)
Задание3. Перечисли, пожалуйста, все слова ещё раз.
ВАРИАНТ 2:
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
ВАРИАНТ 3:
Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щёки, самолёт.
Задания те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
- запомни и воспроизведи.
ПРИМЕЧАНИЕ. Проанализируем игру в слова. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребёнка. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвёл больше слов, чем в начале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка памяти.
РАССЕЯННЫЙ КРОКОДИЛ. (рис. 3)
Задание 1. Посмотри внимательно на этого неаккуратного Крокодила. (После этого картинку необходимо убрать и попросить ребёнка рисовать по памяти.)
Задание 2. А теперь нарисуй то, что ты запомнил!
Задание 3. Перечисли всё, что ты рисовал:
- Какого цвета Крокодил на рисунке?
- Какого цвета должен быть Крокодил?
- Какие у него глаза?
- Какой у Крокодила хвост?
- Есть ли у него шкура, чешуя?
- Сколько у Крокодила ног?
- Что случилось с его обувью?
Задание 4. Сравни твой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия ты видишь?
ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ. (рис. 4-7)
Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустил.
Итак, сорока, ворона. Ласточка, дрозд, малиновка…
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребёнка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
ВКУС И ЗАПАХ.
Задание 1. Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни. Как пахнет лимон? Расскажи об этом?
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2. Нарисуй лимон.
Задание 3. Представь апельсин.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого цвета апельсин?
- Представь, что ты держись в руках апельсин. Что ты чувствуешь?
Задание 4. Нарисуй апельсин.
Задание 5. Расскажи, чем отличаются апельсин и лимон. Чем они похожи?
ЗАГАДКА.
Я загадаю загадку, а отгадку прошу тебя нарисовать.
Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)
Задание 1. Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание 2. Вспомни и повтори загадку.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ.
СТУДЕНТКИ 531 ГРУППЫ
ДОШ. ФАКУЛЬТЕТА АГПУ
КРАМАРЬ Е.А.
Ст. Ленинградская
2006 год
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребёнок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой лёгкостью ребёнок схватывает новую информацию, делают прогнозы и далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки. Загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания – это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребёнка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует появлению культурной памяти (опосредованной) – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т.д. Впоследствии ребёнок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приёмами классификации и группировки в целях запоминания.
Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования. Запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста ещё не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребёнку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4, 55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объём запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов.
Для того, чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать игры, задания, упражнения и занятия, где требуются бумага, карандаши, картон, ножницы, предметные и сюжетные картинки.
|