Главная страница

Курсовая работа по дефектологии Студентки 531 группы Дошфака агпу крамарь е. А. Преподаватель


Скачать 0.68 Mb.
Название Курсовая работа по дефектологии Студентки 531 группы Дошфака агпу крамарь е. А. Преподаватель
страница 2/4
Дата 03.03.2016
Размер 0.68 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Задачи, этапы и организация экспериментального исследования.
Психодиагностика– это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Предметом психодиагностики является разработка диагностических методов личностного и интеллектуального развития детей на разных этапах онтогенеза, диагностики деятельности, детерминирующей психологическое развитие личности. Диагностика помогает установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребёнка.

Правильная диагностика – это первый шаг в организации своевременной коррекции психических отклонений, важна для объективного определения степени готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Задачи психодиагностики:

1. Разработки психодиагностических методов, направленных не отбор детей, а на контроль за ходом их развития, с целью коррекции обнаружившихся отклонений, а также разработки диагностических методов с целью изучения индивидуальных особенностей детей по их способностям, уровню достижений в различных областях, качествам личности, типам темперамента и т.д.

2. Для каждого возрастного периода должна быть разработана своя система психологических испытаний, в основе которых лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности.

3. Обязательный учёт положения Л.С.Выготского о ведущей роли обучения.

4. Критический отбор и анализ зарубежных тестов.
Конкретные задачи психодиагностирования памяти у детей с нарушениями зрения:

1) Выявление недостатков развития памяти у детей с нарушениями зрения на более ранних ступенях онтогенеза и причин, вызвавших их, а также своевременная коррекция этих недостатков.

2) Осуществление дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения с учётом индивидуальности развития памяти.

3) Проведение психологического консультирования педагогического персонала д\с по итогам основных направлений и результатов диагностирования памяти детей с нарушениями зрения.

4) Проведения психологического консультирования родителей детей с выявленными проблемами развития памяти.

В соответствии с задачами психодиагностики отечественными специалистами разработаны различные диагностические методы для изучения особенностей психологического развития детей на разных этапах онтогенеза. Подавляющее большинство из них имеет тщательное методологическое и теоретическое обоснование.

Ко всем психодиагностическим методам относятся главные: наблюдение и эксперимент и вспомогательные: анализ продуктов детской деятельности, опрос (анкетирование, интервью, беседа), социометрия, тестирование.
Наблюдение – это научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение даёт первичную информацию о психике ребёнка. Использовались такие виды наблюдения, как :

1) по цели и программе проведения - целенаправленное;

2) по времени протекания – кратковременное;

3) по охвату детей – узкое клиническое;

4) по характеру контакта – непосредственное;

5) по характеру взаимодействия с испытуемым – не включённое;

6) по условиям осуществления наблюдения – полевое;

7) по характеру фиксаций – сплошное и выборочное.
Предмет наблюдения – развитие памяти у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
Эксперимент – один из основных и эффективных диагностических методов психологии – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется развитие памяти у детей с нарушениями зрения. Использовались следующие виды эксперимента:

1) в зависимости от места проведения и использования аппаратуры – естественный;

2) в зависимости от последовательности проведения – констатирующий эксперимент;

3) в зависимости от научной дисциплины, по которой проводится эксперимент – психологический;

4) по количеству испытуемых, участвующих в исследовании – индивидуальный.

В связи с ограниченными возможностями использования специальной аппаратуры в детском саду эксперимент по психологии учёные в основном проводят в естественных условиях: в процессе игровой, продуктивной, трудовой деятельности детей, во время учения на занятиях. Его методика отрабатывается на доступном детям наглядном материале (различных предметах, сюжетных и предметных картинках, лото); вербальном материале: слов, предложений, связных текстов (рассказов, сказок, стихотворений, загадок).
Диагностика уровня развития зрительного восприятия.
Исследование проводилось с 1.09. по 29.09. 2006 года в МДОУ №2 в станице Кущёвская Краснодарского края с детьми 6-7 лет.

Науменко Серёжа (6.7 лет), диагноз - содружественное косоглазие – постоянное отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации.

Пашков Петр (6.4 лет), диагноз - простая близорукость, которая развилась после трёх лет, связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза после травмы головы.

Соловьёва Вика (6.2 года), диагноз - физиологический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся перед глазами объектов, самопроизвольные колебательные движения глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечёткость восприятия:

Кулбашов Саша (6.8 лет) диагноз - содружественное косоглазие – постоянное отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации.

У всех четверых детей нет интеллектуальных нарушений, то есть вторичных дефектов, поэтому полноценно развивается познавательная и мыслительная деятельность, что не затрудняет развитию памяти.

Выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ребёнка позволит решить целый комплекс неотложных задач как общедидактических, так и специальных:

- определить готовность ребёнка к школе;

- заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении;

- определить причины уже имеющихся или намечающихся трудностей и своевременно перейти к их устранению.

К важнейшим показателям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей, возникающих у детей с нарушениями зрения в процессе осуществления различных видов учебной деятельности, связанных с участием зрения, можно отнести следующие:

- уровень сенсорной готовности ребёнка у школьному обучению;

- уровень развития зрительно-моторной координации;

- уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

- уровень восприятия изображений сложной формы;

- уровень восприятия сюжетных изображений.

Диагностика направлена на выявление уровня развития сенсорной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению и ориентирован на выявление уровня сформированности умений, связанных с работой зрительного анализатора, которыми должны овладеть дети к началу школьного обучения.
Науменко Серёжа (6.7 лет)


1. Исследование восприятия цвета.

1. Узнавание и называние цветов

  • Самостоятельный показ и называние цветов.

  • Самостоятельный выбор цвета по названию ( без показа цвета.

2. Соотнесение объектов по цвету.

  • Самостоятельное выделение 12 оттенков красного цвета.

  • Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».

3. Фиксация по насыщенности.

  • Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)

4. Выделение цвета в окружающей среде.

  • Описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).

2. Исследование восприятия формы

1. Узнавание и называние формы.

  • Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  • Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».

2. Соотнесение форм и фигур.

  • Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.

3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.




4. Локализация.

  • Самостоятельное выделение фигур разной формы.

5. Дифференциация сходных форм.

  • Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).

3. Исследование восприятия размера.

1. Соотнесение предметов по величине.

  • Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды).

2. Словесное обозначение величины.

  • Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого узкого, короткого) предмета.

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.

  • Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому. В случае затруднения рекомендуется самостоятельное выделение по образцу.


Анализ выполнения заданий по представленным выше параметрам позволяет выявить у Серёжи Науменко высокий уровень сенсорной готовности к школьному обучению.

Пашков Петр (6.4 лет)


1. Исследование восприятия цвета.

1. Узнавание и называние цветов

  • Самостоятельный показ и называние цветов.

  • Самостоятельный выбор цвета по названию ( без показа цвета.

2. Соотнесение объектов по цвету.

  • Самостоятельное выделение 6 оттенков красного цвета.

  • Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».

3. Фиксация по насыщенности.

  • Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)

4. Выделение цвета в окружающей среде.

  • Затрудняется описать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).

2. Исследование восприятия формы

1. Узнавание и называние формы.

  • Самостоятельное называние формы (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  • Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».

2. Соотнесение форм и фигур.

  • Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.

3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.

  • Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура (все фигуры).




4. Локализация.

  • Выделяет фигуры разной формы с помощью взрослого.

5. Дифференциация сходных форм.

  • Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).

3. Исследование восприятия размера.

1. Соотнесение предметов по величине.

  • Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды).

2. Словесное обозначение величины.

  • Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого узкого, короткого) предмета.

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.

  • Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.


У Пашкова Петра обнаружены при выполнении заданий незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении определённых заданий, значит можно отнести его к среднему уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.

Кулбашов Саша (6.8 лет)


1. Исследование восприятия цвета.

1. Узнавание и называние цветов

  • Самостоятельный показ и называние цветов.

  • Самостоятельный выбор цвета по названию с показом цвета.

2. Соотнесение объектов по цвету.

  • Самостоятельное выделение всего 5 оттенков красного цвета.

  • Выделение оттенков по словесной инструкции затруднялся выполнить «Покажи все красные фигуры, кружки».

3. Фиксация по насыщенности.

  • Раскладывал кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному с помощью взрослого (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)

4. Выделение цвета в окружающей среде.

  • Описать цвета предметов, находящихся на близком расстоянии не смог, затруднялся даже с помощью взрослого.

2. Исследование восприятия формы

1. Узнавание и называние формы.

  • Самостоятельное называние формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

  • Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Показал круг, квадрат, треугольник, прямоугольник».

2. Соотнесение форм и фигур.

  • Самостоятельно находить одинаковые по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур не смог, только некоторые с помощью взрослого.

3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.

  • Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура, кроме цилиндра, куба, шара.




4. Локализация.

  • Выделение фигур разной формы только с помощью взрослого.

5. Дифференциация сходных форм.

  • Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).

3. Исследование восприятия размера.

1. Соотнесение предметов по величине.

  • Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды), затруднялась из-за разного цвета предметов.

2. Словесное обозначение величины.

  • Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого, узкого, короткого) предмета.

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.

  • Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.

Кулбашова Сашу, совершившего многочисленные ошибки, можно отнести к низкому уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.

Соловьёва Вика (6.2 года).


1. Исследование восприятия цвета.

1. Узнавание и называние цветов

  • Самостоятельный показ и называние цветов.

  • Самостоятельный выбор цвета по названию с показом цвета.

2. Соотнесение объектов по цвету.

  • Самостоятельное выделение 12 оттенков красного цвета.

  • Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».

3. Фиксация по насыщенности.

  • Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)

4. Выделение цвета в окружающей среде.

  • Описание цвета предметов, находящихся на близком расстоянии (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).

2. Исследование восприятия формы

1. Узнавание и называние формы.

  • Самостоятельное называние формы (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  • Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».

2. Соотнесение форм и фигур.

  • Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.

3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.

  • Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура, кроме цилиндра и куба.




4. Локализация.

  • Самостоятельное выделение фигур разной формы.

5. Дифференциация сходных форм.

  • Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).

3. Исследование восприятия размера.

1. Соотнесение предметов по величине.

  • Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды), затруднялась из-за разного цвета предметов.

2. Словесное обозначение величины.

  • Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого, узкого, короткого) предмета.

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.

  • Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.


У Соловьёвой Вики обнаружены при выполнении заданий незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении определённых заданий, значит можно отнести её к среднему уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.

2.2. Методы и методики изучения произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
1   2   3   4