|
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Задачи, этапы и организация экспериментального исследования.
Психодиагностика– это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Предметом психодиагностики является разработка диагностических методов личностного и интеллектуального развития детей на разных этапах онтогенеза, диагностики деятельности, детерминирующей психологическое развитие личности. Диагностика помогает установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребёнка.
Правильная диагностика – это первый шаг в организации своевременной коррекции психических отклонений, важна для объективного определения степени готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Задачи психодиагностики:
1. Разработки психодиагностических методов, направленных не отбор детей, а на контроль за ходом их развития, с целью коррекции обнаружившихся отклонений, а также разработки диагностических методов с целью изучения индивидуальных особенностей детей по их способностям, уровню достижений в различных областях, качествам личности, типам темперамента и т.д.
2. Для каждого возрастного периода должна быть разработана своя система психологических испытаний, в основе которых лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности.
3. Обязательный учёт положения Л.С.Выготского о ведущей роли обучения.
4. Критический отбор и анализ зарубежных тестов.
Конкретные задачи психодиагностирования памяти у детей с нарушениями зрения:
1) Выявление недостатков развития памяти у детей с нарушениями зрения на более ранних ступенях онтогенеза и причин, вызвавших их, а также своевременная коррекция этих недостатков.
2) Осуществление дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения с учётом индивидуальности развития памяти.
3) Проведение психологического консультирования педагогического персонала д\с по итогам основных направлений и результатов диагностирования памяти детей с нарушениями зрения.
4) Проведения психологического консультирования родителей детей с выявленными проблемами развития памяти.
В соответствии с задачами психодиагностики отечественными специалистами разработаны различные диагностические методы для изучения особенностей психологического развития детей на разных этапах онтогенеза. Подавляющее большинство из них имеет тщательное методологическое и теоретическое обоснование.
Ко всем психодиагностическим методам относятся главные: наблюдение и эксперимент и вспомогательные: анализ продуктов детской деятельности, опрос (анкетирование, интервью, беседа), социометрия, тестирование.
Наблюдение – это научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение даёт первичную информацию о психике ребёнка. Использовались такие виды наблюдения, как :
1) по цели и программе проведения - целенаправленное;
2) по времени протекания – кратковременное;
3) по охвату детей – узкое клиническое;
4) по характеру контакта – непосредственное;
5) по характеру взаимодействия с испытуемым – не включённое;
6) по условиям осуществления наблюдения – полевое;
7) по характеру фиксаций – сплошное и выборочное.
Предмет наблюдения – развитие памяти у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
Эксперимент – один из основных и эффективных диагностических методов психологии – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется развитие памяти у детей с нарушениями зрения. Использовались следующие виды эксперимента:
1) в зависимости от места проведения и использования аппаратуры – естественный;
2) в зависимости от последовательности проведения – констатирующий эксперимент;
3) в зависимости от научной дисциплины, по которой проводится эксперимент – психологический;
4) по количеству испытуемых, участвующих в исследовании – индивидуальный.
В связи с ограниченными возможностями использования специальной аппаратуры в детском саду эксперимент по психологии учёные в основном проводят в естественных условиях: в процессе игровой, продуктивной, трудовой деятельности детей, во время учения на занятиях. Его методика отрабатывается на доступном детям наглядном материале (различных предметах, сюжетных и предметных картинках, лото); вербальном материале: слов, предложений, связных текстов (рассказов, сказок, стихотворений, загадок).
Диагностика уровня развития зрительного восприятия.
Исследование проводилось с 1.09. по 29.09. 2006 года в МДОУ №2 в станице Кущёвская Краснодарского края с детьми 6-7 лет.
Науменко Серёжа (6.7 лет), диагноз - содружественное косоглазие – постоянное отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации.
Пашков Петр (6.4 лет), диагноз - простая близорукость, которая развилась после трёх лет, связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза после травмы головы.
Соловьёва Вика (6.2 года), диагноз - физиологический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся перед глазами объектов, самопроизвольные колебательные движения глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечёткость восприятия:
Кулбашов Саша (6.8 лет) диагноз - содружественное косоглазие – постоянное отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации.
У всех четверых детей нет интеллектуальных нарушений, то есть вторичных дефектов, поэтому полноценно развивается познавательная и мыслительная деятельность, что не затрудняет развитию памяти.
Выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ребёнка позволит решить целый комплекс неотложных задач как общедидактических, так и специальных:
- определить готовность ребёнка к школе;
- заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении;
- определить причины уже имеющихся или намечающихся трудностей и своевременно перейти к их устранению.
К важнейшим показателям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей, возникающих у детей с нарушениями зрения в процессе осуществления различных видов учебной деятельности, связанных с участием зрения, можно отнести следующие:
- уровень сенсорной готовности ребёнка у школьному обучению;
- уровень развития зрительно-моторной координации;
- уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
- уровень восприятия изображений сложной формы;
- уровень восприятия сюжетных изображений.
Диагностика направлена на выявление уровня развития сенсорной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению и ориентирован на выявление уровня сформированности умений, связанных с работой зрительного анализатора, которыми должны овладеть дети к началу школьного обучения.
Науменко Серёжа (6.7 лет)
1. Исследование восприятия цвета.
|
1. Узнавание и называние цветов
|
Самостоятельный показ и называние цветов.
Самостоятельный выбор цвета по названию ( без показа цвета.
|
2. Соотнесение объектов по цвету.
|
Самостоятельное выделение 12 оттенков красного цвета.
Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».
|
3. Фиксация по насыщенности.
|
Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)
|
4. Выделение цвета в окружающей среде.
|
Описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).
|
2. Исследование восприятия формы
|
1. Узнавание и называние формы.
|
Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».
|
2. Соотнесение форм и фигур.
|
Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.
|
3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.
|
|
4. Локализация.
|
Самостоятельное выделение фигур разной формы.
|
5. Дифференциация сходных форм.
|
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).
|
3. Исследование восприятия размера.
|
1. Соотнесение предметов по величине.
|
-
Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды).
|
2. Словесное обозначение величины.
|
Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого узкого, короткого) предмета.
|
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.
|
Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому. В случае затруднения рекомендуется самостоятельное выделение по образцу.
|
Анализ выполнения заданий по представленным выше параметрам позволяет выявить у Серёжи Науменко высокий уровень сенсорной готовности к школьному обучению.
Пашков Петр (6.4 лет)
1. Исследование восприятия цвета.
|
1. Узнавание и называние цветов
|
Самостоятельный показ и называние цветов.
Самостоятельный выбор цвета по названию ( без показа цвета.
|
2. Соотнесение объектов по цвету.
|
Самостоятельное выделение 6 оттенков красного цвета.
Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».
|
3. Фиксация по насыщенности.
|
Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)
|
4. Выделение цвета в окружающей среде.
|
Затрудняется описать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).
|
2. Исследование восприятия формы
|
1. Узнавание и называние формы.
|
Самостоятельное называние формы (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».
|
2. Соотнесение форм и фигур.
|
Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.
|
3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.
|
Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура (все фигуры).
|
4. Локализация.
|
Выделяет фигуры разной формы с помощью взрослого.
|
5. Дифференциация сходных форм.
|
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).
|
3. Исследование восприятия размера.
|
1. Соотнесение предметов по величине.
|
Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды).
|
2. Словесное обозначение величины.
|
Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого узкого, короткого) предмета.
|
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.
|
Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.
|
У Пашкова Петра обнаружены при выполнении заданий незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении определённых заданий, значит можно отнести его к среднему уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.
Кулбашов Саша (6.8 лет)
1. Исследование восприятия цвета.
|
1. Узнавание и называние цветов
|
Самостоятельный показ и называние цветов.
Самостоятельный выбор цвета по названию с показом цвета.
|
2. Соотнесение объектов по цвету.
|
Самостоятельное выделение всего 5 оттенков красного цвета.
Выделение оттенков по словесной инструкции затруднялся выполнить «Покажи все красные фигуры, кружки».
|
3. Фиксация по насыщенности.
|
Раскладывал кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному с помощью взрослого (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)
|
4. Выделение цвета в окружающей среде.
|
Описать цвета предметов, находящихся на близком расстоянии не смог, затруднялся даже с помощью взрослого.
|
2. Исследование восприятия формы
|
1. Узнавание и называние формы.
|
Самостоятельное называние формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Показал круг, квадрат, треугольник, прямоугольник».
|
2. Соотнесение форм и фигур.
|
Самостоятельно находить одинаковые по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур не смог, только некоторые с помощью взрослого.
|
3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.
|
Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура, кроме цилиндра, куба, шара.
|
4. Локализация.
|
Выделение фигур разной формы только с помощью взрослого.
|
5. Дифференциация сходных форм.
|
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).
|
3. Исследование восприятия размера.
|
1. Соотнесение предметов по величине.
|
Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды), затруднялась из-за разного цвета предметов.
|
2. Словесное обозначение величины.
|
Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого, узкого, короткого) предмета.
|
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.
|
Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.
|
Кулбашова Сашу, совершившего многочисленные ошибки, можно отнести к низкому уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.
Соловьёва Вика (6.2 года).
1. Исследование восприятия цвета.
|
1. Узнавание и называние цветов
|
Самостоятельный показ и называние цветов.
Самостоятельный выбор цвета по названию с показом цвета.
|
2. Соотнесение объектов по цвету.
|
Самостоятельное выделение 12 оттенков красного цвета.
Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все красные фигуры, кружки».
|
3. Фиксация по насыщенности.
|
Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета)
|
4. Выделение цвета в окружающей среде.
|
Описание цвета предметов, находящихся на близком расстоянии (в случае затруднения следует предложить ребёнку показать и назвать предметы определённого цвета).
|
2. Исследование восприятия формы
|
1. Узнавание и называние формы.
|
Самостоятельное называние формы (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг».
|
2. Соотнесение форм и фигур.
|
Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур.
|
3. Соотнесение формы фигуры и её предметного изображение.
|
Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура, кроме цилиндра и куба.
|
4. Локализация.
|
Самостоятельное выделение фигур разной формы.
|
5. Дифференциация сходных форм.
|
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры каждого вида).
|
3. Исследование восприятия размера.
|
1. Соотнесение предметов по величине.
|
Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки – пирамиды), затруднялась из-за разного цвета предметов.
|
2. Словесное обозначение величины.
|
Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого, узкого, короткого) предмета.
|
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величине.
|
Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов по порядку от маленького к большому.
|
У Соловьёвой Вики обнаружены при выполнении заданий незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении определённых заданий, значит можно отнести её к среднему уровню развития сенсорной готовности к школьному обучению.
2.2. Методы и методики изучения произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
|
|
|