|
Протокол № от Константинова С. А. 2013 г. Образовательная программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Программа рассмотрена «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор школы № 138
Протокол № ______ от _______ _________ Константинова С.А.
«____» _______________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ с элементами баскетбола»
Программа для детей 7-11 лет
Срок реализации 4 года обучения
Составитель программы:
Кузьмина Людмила Леонидовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
|
|
|
|
Учебно-тематический план 1 года обучения 8
|
|
Содержание программы 1 года обучения 9
Ожидаемые результаты 1-го года обучения 12
Учебно-тематический план 2 года обучения 13
Содержание программы 2 года обучения 14
Ожидаемые результаты 2-го года обучения 17
Учебно-тематический план 3 года обучения 18
Содержание программы 3 года обучения 19
Ожидаемые результаты 3-го года обучения 22
Учебно-тематический план 4 года обучения 23
Содержание программы 4 года обучения 24
Ожидаемые результаты 4-го года обучения 27
|
|
Методическое обеспечение программы 29
Материально-техническое обеспечение программы 31
|
|
|
|
Список литературы для педагога 32
Список литературы для обучающихся 33
Приложения 34
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков.
Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует подчеркнуть, что разнообразные движения и действия играющих во время игры оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повышению обмена веществ. Всё это оказывает комплексное воздействие на организм и способствует укреплению здоровья детей.
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий, а так же с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол», при воспитании разносторонне развитой личности.
Немаловажно, что в содержании программы учтены социально-культурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт преподавателя, использованы методические и авторские материалы учёных и известных тренеров в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных обще-развивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика. Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед занятием. Важен также учёт степени трудности игры для обучающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью обучающихся. Надо чётко представлять, что обучающиеся могут, и что ещё не в силах.
Цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.
Задачи программы:
Образовательные:
-
освоить теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность.
воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Развивающие:
развивать основные физические качества,
развивать двигательные (кондиционные и координационные) навыки;
содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Подвижные игры», рассчитана на учащихся 7-11лет. В объединение принимаются мальчики и девочки, допущенные школьным врачом по состоянию здоровья.
Программа рассчитана на 4 года обучения с режимом занятий 2 раза в неделю по 2 часа; за год 144часа.
Количество обучаемых на 1 году обучения – 15 человек, на 2 году обучения – 12 человек, на 3 и 4 году обучения – 10 человек.
Формы проведения занятий:
-беседа;
-инструктаж;
-игры;
-практическая;
-соревнования;
-тестирование;
Форма организации деятельности:
– групповая
-индивидуально-групповая.
Результативность программы
По окончании воспитанники должны
знать:
-
историю развития физической культуры
основные технические действия в баскетболе;
правила игры в баскетбол;
о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека;
о значении режима труда и отдыха, питания;
о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма.
О значении физических упражнений на состояние здоровья и работоспособности;
-
о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения;
уметь:
выполнять комплексы обще-развивающих упражнений;
самостоятельно проводить разминку;
организованно играть в подвижные игры;
владеть техникой мяча: передача и ловля мяча, ведение, бросок;
правильно дышать при выполнении упражнений и в процессе игры.
Основные формы проведения занятий:
беседа,
рассказ,
инструктаж;
описание упражнения;
игра;
соревнование;
конкурс.
Основные методы обучения:
словесный метод (источником знания является устное или печатное слово);
наглядный метод (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Результативность освоения обучающей программы оценивается при помощи следующих форм контроля:
опрос, контрольное упражнение, тестирование;
индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование;
контрольные испытания, участие в соревновательной деятельности;
-
тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
|
Перечень разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие.
Физическая культура человека и общества.
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Гигиена. Режим и профилактика заболеваемости.
|
3
|
3
|
-
|
3.
|
Обще-развивающие упражнения
|
18
|
4
|
14
|
4.
|
Подвижные игры
|
107
|
31
|
76
|
5.
|
Баскетбол.
Правила игры.
|
8
|
3
|
5
|
6.
|
Контрольные испытания
|
4
|
1
|
3
|
7.
|
Учебно-тренировочные игры
|
в сетку часов не входит
|
8.
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
|
|
Итого:
|
144
|
46
|
98
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности при проведении занятий.
Понятие «физическая культура» и её влияние на развитие человека.
2. Гигиена. Режим и профилактика заболеваемости.
Теория. Личная гигиена, предметы гигиены. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Требования к режиму дня обучающегося.
Профилактика заболеваемости.
3.Обще-развивающие упражнения (ОРУ).
Теория: ОРУ и их значение в жизни человека. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища.
Практика: расчёт и перестроение согласно расчёту для выполнения ОРУ:
|
Выполнение упражнений:
|
- из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа, во время ходьбы);
- сгибание и разгибание рук;
- вращения;
- махи;
- отведение и приведение;
- рывки одновременно двумя руками.
|
|
- на укрепление стопы;
- сгибание ног в тазобедренных суставах;
- приседания;
- отведения;
- приведения;
- махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
- выпады;
- прыжки со скакалкой;
- подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.д.);
- сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;
- прыжки (на одной, на двух ногах, в длину).
|
|
- наклоны;
- вращения;
- повороты;
- круговые движения туловищем;
- смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз;
- различные сочетания этих движений;
-Комплекс дыхательных упражнений.
|
|
4. Подвижные игры
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.
Теория: Понятие основных физических качеств (быстрота) и её значение.
|
Практика: Бег по сигналу, развивать быстроту реакций. подвижные игры «Вызов номеров», «Морозы», «Краски».
Подвижные игры, направленные на развитие двигательных умений и навыков.
Теория: Понятие (Бег, Лазание) и их значения в физическом развитии.
Практика: Игры-перебежки, игры с изменением направления бега, игры с лазанием по шведской стенке, пролезанием под препятствием, перелезанием через препятствия.
Подвижные игры: «Бег с заданиями». «Морозы», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Обезьянки», «Альпинисты», «Гусеница».
Подвижные игры, направленные на развитие личностных качеств
Теория: Воспитание мотивации к физической культуре. Понятие «мотивация» и её значение. Основные познавательные психические процессы (восприятие, мышление, внимание, память).
Практика: Игры с основными видами движений, с использованием различных предметов (мяч, палка, обруч и т.д.) , с заданными действиями: догнать, поймать, спрятать, найти, преодолеть, добросить, добежать…
Игры с основными видами движений в сочетании с дидактическими заданиями, направленными на запоминание и воспроизведение слуховой, зрительной, тактильной информации, игры-подражания, игры с придумыванием движений.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Запрещенные движения», «Зеркало» и т.д.
5. Игра баскетбол.
Теория: История баскетбола. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания молодежи. Правила игры в баскетбол.
Практика: Знакомство с основными техническими действиями.
|
|
6. Контрольные испытания
Теория: Понятие «контрольные испытания».
Практика: выполнение контрольных нормативов:
Челночный бег.
Прыжок в длину с места.
Подтягивание.
7. Учебно-тренировочные игры
Теория: Понятие «Учебно-тренировочные игры».
Практика: Проведение подвижных игр с помощью соревновательной деятельности.
8 . Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Рекомендации обучающимся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончанию 1 года обучения, учащиеся будут
знать:
основные сведения о Физической культуре,
о личной гигиене и её значении в жизни человека,
режим дня,
профилактика заболеваемости,
технику безопасности на занятиях «Подвижные игры».
Технические действия в игре баскетбол.
уметь:
выполнять ОРУ на четыре счёта;
преодолевать трудности в игре;
бегать с изменением направления;
владеть в элементарной форме мячом, обручем.
Выполнять технические дествия в игре в баскетбол.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п
|
Перечень разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
|
2.
|
Средства закаливания. Правила травматизма.
|
3
|
3
|
-
|
3.
|
Обще-развивающие упражнения
|
18
|
4
|
14
|
4.
|
Основы техники игры в баскетболе.
|
8
|
3
|
5
|
5.
|
Подвижные игры
|
107
|
31
|
76
|
6.
|
Контрольные испытания
|
4
|
1
|
3
|
7.
|
Учебно-тренировочные игры
|
в сетку часов не входит
|
8.
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
|
|
Итого:
|
144
|
46
|
98
|
|
|
|