|
Повторение по теме «Орфография». Подготовка к диктанту
Тема: Повторение по теме «Орфография». Подготовка к диктанту.
Тип урока: урок-повторение.
Цель деятельности учителя: повторить правописание «ь» после шипящих на конце имен существительных; повторить правописание безударных гласных в корне слова; повторить правописание парного согласного в корне слова, стоящего перед глухим звуком.
Планируемые результаты:
предметные: систематизировать знания, полученные ранее на уроках; подготовиться к контрольному диктанту.
личностные: формировать положительную мотивацию к учению; оценка собственной деятельности.
Оборудование: презентация; учебник по русскому языку под редакцией М.Л. Каленчук, 2 класс 1 часть.
Этапы
|
Хронометраж
|
Содержание. Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Мотивациооный
Словесный: слово учителя.
|
1 мин.
|
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите свою улыбку соседу. Пожелайте друг другу успехов на сегодняшнем уроке.
|
Приветствовать учителя.
|
К: приветствуют учителя.
Л: положительное отношение к уроку русского языка.
|
2.Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.
|
2-3 мин.
|
-Ребята, сегодняшний урок очень важный, так как на следующем уроке вы будете писать диктант по орфографическим правилам. Сегодня нам предстоит качественно подготовиться к нему, чтобы вы все получили хорошие оценки.
-Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой? (повторить все правила: правописание «ь» после шипящих на конце имен существительных; правописание безударных гласных в корне слова; правописание парного согласного в корне слова, стоящего перед глухим звуком.)
-Сегодня мы с вами повторим все орфограммы, которые вы изучали. А что такое орфограмма? Кто знает? (орфограмма - правильное написание буквы по соответствующему правилу)
-Что такое орфография? (орфография - правописание)
|
Слушать учителя.
Формулировать цели урока.
Отвечать на вопросы.
|
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют цели урока.
П: строят рассуждения.
|
3. Решение частных задач
Практический метод: чтение стихотворения.
Словесный: ответы на вопросы.
Практический метод: звуко -буквенный анализ.
Словесный метод: ответы на вопросы.
Практический метод: работа со словами, в которых есть орфограммы.
Практический: работа со словами, в которых есть орфограммы.
Практический метод: списывание текста.
Практический метод: взаимопроверка.
Словесный метод: слово учителя.
Практический метод: распределение словарных слов по количеству слогов.
Словесный метод: ответы на вопросы.
Словесный: ответы на вопросы.
Практический метод: чтение.
Практический метод: работа со словами, в которых есть орфограммы.
Словесный метод: проверка.
Практический метод: работа в тетради.
Словесный метод: проверка.
Практический метод: работа в тетради.
Словесный метод: ответы на вопросы.
Практический метод: чтение.
Практический метод: основа предложения.
Практический метод: работа с орфограммами.
Практический метод: работа в тетради.
Словесный метод: ответы на вопросы.
Практический метод: самостоятельная работа.
Словесный метод: ответы на вопросы.
|
3 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
3 мин.
4 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
4 мин.
|
-Ребята, сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Я вот не смогла с ним разобраться. Очень надеюсь, что вы мне поможете.
-Внимательно посмотрите на экран и самостоятельно прочтите стихотворение.
-Кто прочтет стихотворение вслух?
-Ребята, поняли ли вы смысл этого стихотворения? Почему? (слово «моль» не подходит по смыслу)
-А на какое слово мы должны заменить слово «моль»? (на слово «мель»)
-Ребята, кто может сказать значение слова «моль»? Кто это? ( моль это небольшая бабочка, личинки (гусеницы) которой питаются кератином, добываемым из шерсти, волосков шуб, ворса ковра.)
-Совершенно верно! А что такое мель? (мель – это мелкое место, препятствующее прохождения судов)
-Какими звуками отличаются эти слова? ([о], [,э])
-Почему в слове «моль» звук [м] твердый, а в слове «мель» - мягкий? (потому что в слове «мель» после м стоит [э], а в слове «моль» - [о])
-Верно! Теперь- то нам стал понятен смысл стихотворения.
-Ребята, посмотрите в некоторых словах пропущены буквы. Какие же буквы необходимо вставить на места пропусков? Как мы можем это сделать?
-Итак, первое слово с пропуском «лодка». Какое правило мы должны здесь применить? (орфограмма – парный согласный в корне слова, чтобы его проверить необходимо подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, лодка – лодочка)
-Хорошо! Следующее слово – сломали. Какое правило нужно вспомнить? Как проверить? (орфограмма – безударный гласный в корне слова, чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать родственное слово так, чтобы поставить этот гласный под ударение: сломали - сломлен)
-Еще одно слово с пропуском – весло. Как мы можем проверить, какую букву нужно вставить? (орфограмма – безударный гласный в корне слова, чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать другую форму этого же слова так, чтобы поставить сомнительный гласный под ударение, весло-весла )
-А сейчас у вас будет минутка чистописания. Вы будете списывать это стихотворение. Не забывайте, что вы должны быть очень внимательны при списывании, чтобы не допустить ошибки. А еще вам нужно написать текст не только правильно, но еще красиво и аккуратно. Не забывайте о посадке. Спинка ровненькая, ножки на месте, рука не свисает с парты.
-Можете приступать к списыванию.
-Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Вы будете проверять тетради друг друга. Внимательно посмотрите на критерии оценивания, они на слайде.
-Поднимите руку, у кого нет ошибок. Вы молодцы! У кого 1, 2 ошибки. Вам нужно быть внимательней. У кого 3 ошибки. Вы должны быть очень внимательны при списывании.
-Работаем дальше.
-Ребята, что такое словарные слова? (это те слова, которые необходимо запомнить)
-Сейчас мы будем работать со словарными словами. Вы будете работать в паре со своим соседом. На слайде вы видите словарные слова с пропусками. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и распределить слова на 2 столбика: слова, в которых 2 слога и слова, в которых 3 слога. Потом вы зачитаете слова, один прочитает слова 1 столбика, а другой – 2 столбика. (2 слога: завод, арбуз, сирень; 3 слога: лопата, работа, ворона, воробей, сорока, ребята, облако, магазин, газета, собака, девочка)
-Как нужно правильно определять количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)
-Теперь самостоятельно проверьте, как вы написали словарные слова и поставьте оценку. Внимательно посмотрите на критерии, они на слайде. У кого нет ошибок – молодцы. У кого есть 1-2 ошибки – запомните и выучите слова с ошибками. А у кого 3 и более ошибок – вам нужно очень хорошо выучить словарные слова. Еще раз просмотрите, как пишутся эти слова, и запомните их.
-Ребята, я предлагаю вам вспомнить все орфограммы, которые вы изучили. Какие это орфограммы? (правописание «ь» после шипящих на конце имен существительных; правописание безударных гласных в корне слова; правописание парного согласного в корне слова, стоящего перед глухим звуком)
-Итак, первая орфограмма, о которой мы поговорим – правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
-Кто уже вспомнил правило и может его нам рассказать? (мягкий знак на конце имен существительных пишется в существительных женского рода, а на конце имен существительных мужского рода мягкий знак не пишется)
-Какие примеры вы можете привести? (ёж, ландыш; мышь, речь)
-Верно, ребята! Переходим к следующему правилу – правописание безударного гласного в корне слова.
-Какое правило мы можем применить здесь? (чтобы проверить безударный гласный в корне слова, можно подобрать родственное слово так, чтобы поставить этот гласный под ударение; подобрать другую форму этого же слова так, чтобы поставить сомнительный гласный под ударение)
-Какие примеры вы можете привести? (вода – водный; вода - воды)
-Ребята, а что вы можете сказать о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу? (нужно обращать внимание на ударение)
-Последняя орфограмма, которую на нужно повторить – правописание парного согласного в корне слова, стоящего перед глухим звуком.
-Вспомните правило. (чтобы проверить парный согласный в корне слова, стоящий перед глухим звуком, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук)
-Приведите примеры. (голубка – голубушка, дуб - дубы)
-Ребята, мы с вами повторили все орфограммы. Как вы думаете, этого достаточно, чтобы хорошо написать диктант? Что еще нужно? (закрепить все эти знания, еще раз применить на практике, выполнить упражнения)
-Ребята, откройте учебник на странице 164 и найдите задание 132. Прочтите стихотворение самостоятельно. Кто прочтет стихотворение вслух? Кто еще желает прочесть?
-Ребята, о чем это замечательное стихотворение? (о лошади; о том, как добрый мальчик угостил ее шоколадом)
-Посмотрите, здесь есть слова с орфограммами. Давайте вспомним, что это за орфограммы и ка мы можем их проверить.
-Сейчас вы работаете по рядам. 1 ряд работает с первыми 2 строчкам и, вы должны вставить пропущенные буквы, вспомнить орфограммы и правила к ним. 2 ряд работает с 3 и 4 строчками. 3 ряд работает с последними двумя строчка.
-Приступайте к работе. Можете совещаться с соседом.
-Давайте проверим. Слово 1 ряду. (первое слово с пропуском – варежка, орфограмма – парный согласный в корне слова, стоящий перед глухим звуком; чтобы проверить парный согласный в корне, стоящий перед глухим звуком, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, варежка – варежечка; второе слово – лошадка, орфограмма 1 – безударный гласный в корне слова, чтобы проверить, нужно подобрать другую форму этого же слово так, чтобы поставить сомнительный гласный под ударение, лошадка – лошадь; орфограмма 2 – парный согласный в корне слова, чтобы проверить, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, лошадка - лошадочка)
-Кому что-то непонятно? У кого есть добавления?
-Запишите эти слова с проверочными словами к себе в тетрадку, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в проверочном слове.
-Переходим ко второму ряду. (первое слово – поделился, орфограмма – безударный гласный в корне слова, чтобы проверить, нужно подобрать родственное слово так, чтобы поставить этот гласный под ударение, поделился – делится; второе слово – шоколадка, нужно проверить написание слова по словарю – шоколадка, орфограмма – парный согласный в корне слова, чтобы проверить, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, шоколадка - шоколадочка)
-Запишите эти слова с проверочными словами в тетрадь.
-У третьего ряда много слов. Мы будем им помогать. (первое слово – сладкой, орфограмма – парный согласный в корне слова, чтобы его проверить, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, сладкой – сладенький; маленькой – пишем мягкий знак после буквы «н»; хрупкой, орфограмма – парный согласный в корне слова, чтобы его проверить, нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного шел гласный звук, хрупкой – хрупок; пожалуйста, это слово нужно запомнить, обратите внимание, как оно пишется)
-Запишите эти слова в тетрадь. Ребята, пишите без ошибок и аккуратно. Не забывайте о правильной посадке.
-Какие правила мы повторили в этом упражнении? (безударный гласный в корне слова, парный согласный в корне слова)
-Ребята, прочтите слова, которые вы видите на слайде. Снег, на, пушистый, земля, ложится)
-Какое предложение можно составить из этих слов? (Пушистый снег ложится на землю.)
-Верно! Ребята, кто пойдет к доске и найдет основу предложения? (снег ложится)
-Посмотрите в предложении пропущены буквы. Самостоятельно запишите предложение к себе в тетрадь, подчеркните основу предложения и вставьте пропущенные буквы. (пушистый, «и» под ударением; снег – парный согласный на конце слова, снег – снега; ложится, «и» под ударением)
-Ребята, что вы знаете о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу? (нужно поставить гласный под ударение, тогда пишем «и»)
-Ребята, внимательно посмотрите на экран. На экране изображены картинки. Вам необходимо записать названия картинок словами и разделить эти слова на 2 группы. (1 группа- мужской род, имя существительное: плащ, еж, грач, лещ, ландыш, шалаш; 2 группа – женский род, имя существительное: мышь, рожь, дичь, печь)
-По какому принципу вы разделили эти слова? (мужской и женский род)
-В каком случае мы пишем мягкий знак? (имена существительные женского рода, на конце пишется мягкий знак)
-Найдите упражнение 138 на странице 168. Прочитайте задание самостоятельно. Кто прочтет задание вслух?
Какие орфограммы встречаются в этом предложении? (безударный гласный в корне слова, парный согласный в корне слова, правописание мягкого знака в корнях слов после шипящих в именах существительных)
-Верно! Вам необходимо списать все словосочетания, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. После того, как вы запишите словосочетания, придумайте словосочетание, в котором будут слова на какое-либо правило.
-Можете приступать к работе. Помните о своей ровной спинке и красивой посадке.
-Проверим упражнение. Посмотрите на экран и проверьте себя самостоятельно. Критерии оценивания на экране.
Лесной –лес, полевой – поле, цветок – цветик, степной – степь, домашний – дом, котенок – кот, цветной – цвет, карандаш, дверной – дверь, ключ, кленовый – клен, лист – листик, рогатый – рог, жук – жуки, морской – море, лев – львы.
-Какие словосочетания вы придумали? Назовите орфограммы, правила и проверочные слова.
|
Слушать учителя.
Читать стихотворение.
Рассуждать.
Отвечать на вопросы.
Анализировать звуки и буквы.
Отвечать на вопросы.
Повторять правило, подбирать проверочные слова.
Повторять правило, подбирать проверочные слова.
Списывать.
Оценивать друг друга.
Отвечать на вопросы.
Распределить слова на группы.
Отвечать на вопросы.
Самопроверка.
Отвечать на вопросы.
Повторять правила и орфограммы.
Отвечать на вопросы.
Читать стихотворение.
Выполнять задание.
Работа по рядам.
Отвечать на вопросы.
Обобщать, делать выводы.
Записывать слова в тетрадь.
Обобщать, делать выводы.
Составлять предложение.
Повторять орфографические правила.
Классифицировать слова на группы.
Отвечать на вопросы.
Списывать словосочетания, обозначать орфограмму.
Самопроверка.
|
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.
П: анализируют объекты с выделением существенных признаков.
К: строят речевые высказывания.
П: строят рассуждения.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.
Р: отличают новое знание от уже известного с помощью учителя.
П: анализируют объекты с выделением существенных признаков.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.
К: строят речевые высказывания.
П: анализ предметов с выделением существенных признаков.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.
П: строят рассуждения.
К: участвуют в учебном диалоге.
П: извлекают необходимую информаци.
|
4. Рефлексия
Словесный: ответы на вопросы.
Словесный: слово учителя.
|
5 мин.
|
-Ребята, я считаю, мы сегодня очень хорошо поработали. Мы повторили все правила, словарные слова.
-Итак, давайте еще раз проговорим все правила.
-Ребята, какие задания вам было легко выполнять на уроке, а какие задания вызвали у вас затруднение?
-Ребята, я желаю вам хороших оценок на диктанте. Думаю, у всех будут только 4 и 5. Не забудьте повторить все правила еще раз, если делаете ошибки.
Удачи вам!
|
Отвечать на вопросы.
Анализировать свою деятельность.
|
Р: отслеживать цель учебной деятельности.
Р: самоанализ.
|
|
|
|