1. ЗАПОМИНАНИЕ КАРТИНОК
Цель: методика направлена на исследование произвольной образной памяти у детей с нарушениями зрения.
Материал: 10 цветных картинок, на которых чётко изображены хорошо знакомые детям объекты: игрушки, животные, овощи, фрукты, посуда, мебель и т.д. Картинки должны быть не большие по размеру 5*10 см.
Инструкция: ребёнку говорится: «Я тебе буду показывать картинки, а ты старайся их запоминать как можно лучше».
Ход работы : картинки раскладываются перед ребёнком на столе в три ряда с интервалом в 2 секунды, например:
Малина, стол, самолёт,
машина, булка, трамвай,
цветок, корова, диван, сосна.
Подборы картинок могут быть разными. Приводим ещё ряд картинок: ёлка, мак, воробей, ёж, бабочка, кукла, лопата, платье, ведро, собака. После их раскладывания ребёнку ещё раз предлагается внимательно рассмотреть картинки, чтобы ещё лучше запомнить (15 минут). Затем они закрываются плотной бумагой и ребёнку предлагается назвать, какие из картинок он запомнил. Потом задаётся вопрос: «Как ты запомнил эти картинки?» Цель вопроса – выяснить, использовал ли ребёнок приём запоминания и какой конкретно. Целесообразно ответы детей записывать на магнитофон или диктофон скрытой записью, затем оформлять индивидуальный протокол.
Уровни запоминания и воспроизведения картинок: воспроизвёл все 10 картинок – высокий уровень, только половину картинок – средний уровень, меньше половины – низкий уровень.
2
Цель: изучение зависимости объёма произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.
Материал: подобрать 10 хорошо знакомых ребёнку предметов, без смысловых связей между ними; 10 картинок размером 7,5*7,5 см, например с изображением петуха, матрёшки, лошади, свиньи, троллейбуса, корабля и др.; сделать 10 карточек размером 6*6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг в треугольнике, круг сверху на квадрате, квадрат в ромбе, ромб сверху на квадрате; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.
Ход работы: эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала: предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции – 20 секунд. Ребёнка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения геометрических фигур ребёнка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребёнок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?»
Обработка данных: подсчитывают число воспроизведённого материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу.
-
Возраст детей
|
Материал для запоминания
|
предметы
|
картинки
|
Геометрические фигуры
|
5-6 лет
6-7 лет
|
|
|
|
3.
Цель: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
Материал: Сделать 8 карточек размером 4,5*5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20*27, 5 см, разделённую на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5*5 см) (рис.12) Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какоё-нибудь деталью, третье – схожее в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.
Ход работы: Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки (время экспозиции – 1с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.
Обработка данных: Если ребёнок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла, если совершенно другое изображение – 0 баллов. Подсчитывают сумму баллов. Если ребёнок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов – к среднему, от 21 до 24 баллов – к высокому.
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КСПЕРИМЕНТА.
МЕТОДИКА № 1
Возраст детей
Ф. И.
детей
|
Материал для запоминания
|
картинки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
всего
|
5-6 лет
Соловьёва Вика
Кулбашов Саша
6-7 лет
Науменко
Серёжа
Пашков пётр
|
+
+
++
++
+
|
+
+
+
|
+
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
|
6
5
10
9
|
Вывод:
В результате эксперимента выявились уровни запоминания и воспроизведения картинок у детей в следующем порядке:
У Соловьёвой Вики и Кулбашова Саши средний уровень, а у Науменко Серёжи и Пашкова Петра – высокий уровень. Чем старше дети, тем лучше и результативнее уровни запоминания и воспроизведения картинок. Но последовательность запоминания у всех детей разная. Науменко Серёжа запоминал картинки по эстетическому оформлению и личной привязанности. А Пашков Пётр – по классификации: растения, транспорт, мебель и то, что осталось.
МЕТОДИКА № 2
-
Возраст детей
|
Материал для запоминания
|
предметы
|
картинки
|
Геометрические фигуры
|
5-6 лет
Соловьёва Вика
Кулбатов Саша
6-7 лет
Науменко Серёжа
Пашков Петр
|
7
5
9
9
|
6
5
9
8
|
7
6
10
9
|
Вывод:
Объём произвольной памяти у Соловьёвой Вики и Кулбашова Саши в наибольшей степени зависит от содержания запоминаемого материала, чем у Науменко Серёжи и Пашкова петра. Уровень запоминания у Саши– низкий, у Вики – средний, а у Серёжи и Петра – высокий. Дети старшей группы легче запоминают предметы, чем картинки. А дети подготовительной группы воспроизводят картинки одинаково с предметами, легче запоминают геометрические фигуры.
МЕТОДИКА № 3
-
Возраст детей
|
Материал для запоминания ( картинки)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего баллов
|
5-6 лет
Соловьёва Вика
Кулбатов Саша
6-7 лет
Науменко Серёжа
Пашков Пётр
|
2
2
3
3
|
2
2
2
3
|
3
3
2
2
|
2
0
3
3
|
2
2
3
3
|
2
2
3
3
|
3
2
2
3
|
2
2
3
3
|
18 баллов
15 баллов
21 баллов
23 балла
|
ВЫВОД:
Изучение уровня развития произвольной образной памяти показало, что у Саши Кулбатова – низкий уровень развития произвольной образной памяти, у Соловьёвой Вики – средний уровень, у Науменко Серёжи и Пашкова Петра – высокий уровень. Но каждый ребёнок запоминал по- разному. Дети старшей группы сначала называли предметы одежды и пищи, а дети подготовительной группы – предметы одежды, домашней утвари, растения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Поэтому в этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети рассматривают картинку и вспоминают, видят необычный предмет и начинают рассуждать, припоминают что-то из своего жизненного опыта, только медленнее, чем обычные здоровые дети. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Дети запоминают всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно, то есть, не желая того. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у детей появляются произвольные формы психической активности.
Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Проведённые исследования показали, что дети оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели запомнить и припомнить даже с нарушениями зрения. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребёнком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции. Поиски ребёнком способов, приёмов запоминания и припоминания открывают перед воспитанием его произвольной памяти новую, очень важную возможность: обучения его тому, как нужно запоминать, припоминать.
Возвращаясь к вопросу о том, в каком возрасте возникает у детей произвольная образная память, можно утверждать, что запоминание и припоминание превращаются у детей в сознательные целенаправленные действия в старшем дошкольном возрасте; однако в дальнейшем, при переходе к систематическому обучению в школе, когда перед детьми встают специальные учебные задачи, эти процессы ещё раз перестраиваются и меняют своё структурное место в деятельности детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы ( особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. Для улучшения процесса памяти, воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
- анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы явления между собой, находить в них сходства и различия;
- осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
- классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
- устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
3. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие, только не торопить, необходим плавный переход из одной деятельности в другую.
4. Подбирайте картины для рассматривания и рассказывания детьми группы с целью развития свойств и видов памяти.
5. Выявлять детей, имеющих недостатки в развитии памяти, проанализировать причины и составить индивидуальные планы работы с такими детьми. Используя подобранные картины и дидактические игры.
6. Составить рекомендации для родителей по развитию памяти ребёнка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.
7. Подготовить консультации для родителей по темам: «Перескажем сказку», «Как выучить стихотворение», «Наблюдайте вместе с малышом», «Если у ребёнка плохая память», «Как заучивать с малышом стихи».
8. Провести анкетирование родителей по вопросам:
-Умеет ли ваш ребёнок рассматривать объекты? Приведите примеры.
-Что привлекает его, за чем он наблюдает?
-Стремится ли поделиться с вами впечатлениями, как вы на это реагируете, почему?
-Умеет ли ваш ребёнок рассказать о прошлых событиях, пересказать прочитанное, насколько связно, логично он это делает? Приведите примеры.
Заучиваете ли вы с ребёнком стихотворения, как он относится к процессу и результату заучивания?
Зачем нужно развивать память ребёнка?
На основе экспериментальной части мы даём общие рекомендации воспитателям, игры и развивающие упражнения для воспитателей и родителей и одну из тем для консультации .
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте.М.,1979г., стр. 161.
«Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях».(2 часть)/ сост. Н.В. Захарюта, Армавир,2004 г., стр. 208.
Л. Житникова Учите детей запоминать. М.Просвещение, 1978г.
М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. Тесты для детей. «Дельта», 1997г., стр. 112.
З.М. Истомина. Развитие памяти. М., 1978г.
И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М., 1997г.
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1979 г., стр. 166,167.
Р.С. Немов. Психология. М.»Просвещение», 1995г., стр. 184-216.
Психологическая диагностика развития детей. (1часть) / сост. Н.В.Захарюта, Армавир, 2002г., стр. 101.
Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология., М., 1999г.
. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 1998г.
Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997г.
ПРОТОКОЛ № 1 (методика № 1)
Фамилия, имя ребёнка Соловьёва Вика возраст 5 лет 2 мес.
Тема: Исследование произвольной образной памяти у детей.
17 апреля 2006года.
«Вика С., (5,2): Пауза (П.):
Самолёт, стол, сосна, (П.), малина, (П.), цветок, диван, (П.), закрывает глаза руками, говорит тихо: что же там?, машина. После этого длительная пауза (ДП). На вопрос «ещё что-нибудь помнишь?» следует отрицательный жест головой. Всего девочка запомнила 7 картинок.»
У Вики средний уровень запоминания и воспроизведения, так как запомнила половину картинок.
ПРОТОКОЛ № 2 (методика № 1)
Фамилия, имя ребёнка Кулбашов Саша возраст 5 лет 8 мес.
Тема: Исследование произвольной образной памяти у детей.
17 апреля 2006 года.
«Саша К., (5,8): Пауза (П):
Диван, стол, (П), вдумчиво смотрит по сторонам, машина, самолёт, (П), корова. Качает головой. На вопрос «ещё что-нибудь помнишь?» снова качает головой. Всего мальчик запомнил 5 картинок».
У Саши средний уровень запоминания и воспроизведения, так как запомнил половину картинок.
ПРОТОКОЛ № 3 ( методика № 1)
Фамилия, имя ребёнка Науменко Серёжа возраст 6 лет 7 мес.
Тема: Исследование произвольной образной памяти у детей.
17 апреля 2006 года.
«Серёжа Н., (6,7): Пауза (П):
Стол, диван, сосна, цветок, (П), малина, трамвай, (П), самолёт, машина, (П), булка, корова, (П), громко: «всё». Всего мальчик запомнил 10 картинок»,
У Серёжи высокий уровень, так как запомнил и воспроизвел все 10 картинок.
ПРОТОКОЛ № 4 (методика № 1)
Фамилия, имя ребёнка Пашков Пётр возраст 6 лет 4 мес.
Тема: Исследование произвольной образной памяти у детей.
17 апреля 2006года.
«Пётр В., (6,4): Пауза (П):
Сосна, цветок, малина, (П), самолёт, трамвай, машина, (П), стол, диван, смотрит недоумённо и медленно проговаривает: и корова. На вопрос «ещё что-нибудь помнишь?» отрицательно кивает головой. Всего мальчик запомнил 9 картинок.
У Петра высокий уровень, так как запомнил и воспроизвёл почти все картинки.
ПРОТОКОЛ № 1 (методика № 2)
Фамилия, имя ребёнка Соловьёва Вика возраст 5 лет 2 мес.
Тема: Зависимость объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
20 апреля 2006года.
«Вика С.(5,4 лет); Пауза (П).
Предметы: «Кукла, стул, машина, кошка, (П), муха, таракан, (закрыла глаза, смутилась), стол». Запомнила 7 игрушек из 10.
Картинки: «Дерево, медведь, (П), лодочка, рыбка, (П), часы, мыло, полотенце».Запомнила 7 картинок из 10.
Геометрические фигуры: «Круг, (П), круг в треугольнике, круг на квадрате, (П), треугольник, квадрат, квадрат на круге».Запомнила 6 картинок с изображением геометрических фигур.
У Вики – средний уровень зависимости объёма произвольной памяти.
ПРОТОКОЛ № 2 ( методика № 2)
Фамилия, имя ребёнка Кулбашов Саша возраст 5 лет 8 мес.
Тема: Зависимость объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
20 апреля 2006года.
Саша К. (5,8 лет); (П)-пауза.
Предметы: «Муха, таракан, кошка, (П), стол, кубик, качает отрицательно головой».Запомнил 5 игрушек из 10.
Картинки: «Лодочка, рыбка, удочка, (П), медведь, дом, дерево, длительная пауза. Запомнил 6 картинок из 10.
Геометрические фигуры: « Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг в треугольнике». Запомнил 5 картинок с изображением геометрических фигур.
У Саши – низкий уровень зависимости объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
ПРОТОКОЛ № 3 ( методика № 2)
Фамилия, имя ребёнка Науменко Серёжа возраст 6 лет 7 мес.
Тема: Зависимость объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
20 апреля 2006года.
Серёжа Н. (6,7 лет); (П)-пауза.
Предметы: «Муха, таракан, кошка, (П), стол, стул, кубик, (П), машина, танк, (П), кукла, всё. Запомнил 9 игрушек из 10.
Картинки: «Дом, дерево, медведь, (П), лодочка, удочка, рыбка, длительная (П), мыло, полотенце, кружка, расстроено, с испугом - часы». Запомнил все картинки.
Геометрические фигуры: «Квадрат, круг на квадрате, ромб на квадрате, круг, круг в треугольнике, круг на квадрате, прямоугольник, прямоугольник на ромбе, треугольник в прямоугольнике». Запомнил 9 картинок из 10.
У Серёжи Науменко высокий уровень зависимости объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
ПРОТОКОЛ № 4 (методика № 2)
Фамилия, имя ребёнка Пашков Пётр возраст 6 лет 4 мес.
Тема: Зависимость объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
20 апреля 2006года.
«Пётр П.(6,4 лет); пауза – (П).
Предметы: «Стул, стол, танк, машина, (П), кубик, погремушка, (П), улыбнулся, длительная (П), таракан, муха, кошка».Запомнил 9 игрушек из 10.
Картинки: «Лодочка, удочка, рыбка, (П), часы, (П), мыло, полотенце, кружка, расстроился, но сразу проговорил – дерево, медведь». Запомнил 9 картинок из 10.
Геометрические фигуры: « Круг, круг в треугольнике, круг на квадрате, квадрат, треугольник, длительная (П), прямоугольник, прямоугольник на ромбе, (П), треугольник в прямоугольнике». Запомнил 8 из 10 картинок.
У Петра Пашкова высокий уровень зависимости объёма произвольной памяти от содержания запоминаемого материала.
|