|
Учитель математики
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики
в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
С.В.Липина,
учитель математики
МОУ СОШ №106 г. Волгограда.
Могут ли быть связаны между собой такие понятия как духовность и математика. В словаре С.И.Ожегова мы найдем определения духовности и математики. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Математика – это наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы. С первого взгляда может показаться, что между данными понятиями нет ничего общего. Оказывается есть. Это человек. У него есть душа, и он может чувствовать, переживать, сочувствовать… С помощью математического аппарата человек познает мир, совершает новые открытия…Поэтому нравственные и интеллектуальные интересы идут рядом.
Что такое урок математики для ребенка? Это небольшой момент его жизни. Жить надо всегда по чести и по совести. Где и как этому научиться? Этому можно учиться всегда и везде и уроки математики этому не исключение. Мы должны не просто учить считать и умножать, решать уравнения и строить графики, но и воспитывать человека. Вы мне можете возразить, ведь это не история или литература. О какой духовности и нравственности может идти речь, если на уроке можно оперировать только числами и формулами.
Все очень просто. Ведь урок математики, как и любой другой направлен на воспитание, изучение и осознание полученных знаний. Никто не спорит знание - это сила. Но что страшнее в жизни быть безразличным к беде товарища, пройти мимо голодного котенка, но при этом прекрасно решать сложнейшие уравнения или иметь высокие моральные качества и не знать правильность решения всех математических задач? Этот вопрос задавал себе каждый из нас. И он, конечно, знает на него правильный ответ. Так и наши дети должны искать ответы на свои постоянно возникающие вопросы у меня на уроке, а моя задача подобрать материал таким образом, чтобы эти ответы удовлетворяли их запросы и использованные для этого образы остались в памяти навсегда.
Задачи на уроке должны быть разнообразные по степени сложности и содержанию. Надо разграничивать только их направления: история, химия, биология, экономика, живопись и многие другие. К своим урокам я часто использую эпиграфы. Это высказывания ученых, известных писателей. Этим стараюсь донести основную мысль урока и расширить знания ребят об этом человеке, заранее предлагая им приготовить небольшие сообщения. Здесь же можно использовать и групповую деятельность, если зашифровать данный эпиграф или одну только его фамилию. Для раскрытия шифра можно предложить решить примеры, а можно предложить заранее подготовленный текст. Работая с текстом, ребята не только познакомятся с новой информацией, но и расшифруют эпиграф. Ведь первые буквы слов дают ключ к расшифровке. В итоге ребята сами читают, ставят вопросы к тексту, выделяют главную мысль и подтверждают ее, расшифровывая слова, которые записаны в эпиграфе. Тема шифры и коды часто используется в математике. В истории нашей планеты много не разгаданных и зашифрованных тайн. Данные знания могут помочь ученикам зашифровать свои записи от «лишних» глаз, используя различные литературные произведения или учебники, например истории, литературы или географии. Я как учитель должна создать условия на уроке для продолжения и углубления изучения данной темы.
Духовность и нравственность можно воспитывать как на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения, так и на примерах из жизни исторических личностей. Еще А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Ярким примером могут послужить уроки, посвященные 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова; создателю учебника арифметики Л.Ф. Магницкого. Важные и интересные факты выясняются на этих уроках. Ведь Л.Ф. Магницкий получил свою фамилию по воле Петра I, благодаря своим глубоким знаниям. Петр велел величать простого учителя Магницкий, чтобы он окружал и как магнит притягивал к себе молодых людей для получения ими высоких и прочных знаний. Для этого использовались такие формы урока как урок-путешествие, брей-ринг и другие.
Переходя от истории к краеведению, меняем тематику задач и при этом не забываем изучать саму математику. Возьмем тему проценты. На данных уроках можно использовать дидактические задачи по данным темам: «Волгоградская область в процентах», «Энергия пищи», «Вредные привычки», « На зарядку становись!» и т.д. Знакомя ребят с историей своего края, я стараюсь привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он родился и вырос. Приведу пример: если сравнить площади Волгоградской области с некоторыми странами Европы, то можно заметить, что на ее территории можно было бы практически разместить такие страны как Дания, Хорватия и Словения вместе взятые. Здесь можно привести не только цифры, но и наглядно продемонстрировать с помощью интерактивной доски. Лучше привести несколько запоминающихся фактов, чем сухо излагать материал.
В подростковом возрасте ребята делают акцент на своей внешности. Здесь самое время включать в урок задачи, которые интересуют их в данный момент. Можно начать разговор с понятия энергия пищи. Ведь не секрет, что многие ученики страдают избыточным весом. Когда ребенок узнает о культуре питания, то сможет подходить к своему рациону согласно полезности продуктов, познакомится с принципом подсчета калорий, о полезной и вредной пище. К этому же циклу можно подключить задачи о вреде табака и пропаганде спортивных упражнений. Не зря же говорится, что в здоровом теле - здоровый дух.
Что же кроется за решением той или иной математической задачи? Что дают самому ученику такие математические операции как преобразование выражений, извлечение квадратного корня, решение квадратных уравнений? Оказывается, выполнение логически выстроенных задач помогают выработать такие качества личности как усидчивость, терпение, трудолюбие, взаимовыручка, умение анализировать, сопереживать за товарища, принимать самостоятельные решения, разрабатывать пути решения проблемы, заниматься исследовательской деятельностью. Данные качества как раз помогают ребятам формировать свой нравственный облик.
Но не только урок математики открывает возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности. Примером могут служить внеклассные мероприятия, разработка проектов, участие в исследовательской работе и просто беседы по душам на переменах, во время экскурсий и походов.
Нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность – качеством помыслов. При этом существует некая определенная зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны так, что духовное определяет нравственное. Как писал Жан Жак Руссо: « Вся нравственность человека заключается в его намерениях». Мы, учителя, только смеем надеяться, что сделали все возможное, чтобы эти намерения были чистыми и светлыми.
|
|
|