ГОУ ДПО Ленинградский областной институт развития образования
Кафедра педагогических технологий в профессиональном образовании
ВЫПУСКНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
«Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»
Выполнила: слушатель курса
«Информационные технологии в гуманитарном образовании»
Семёнова Наталья Олеговна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ № 6» г. Тихвина
Проверил: руководитель
доцент кафедры, к.п.н. Голубенко Г.М.
Санкт - Петербург
Содержание.
Введение.
-
Теоретическая часть:
понятие эффективной образовательной среды
применение ИКТ для повышения эффективности
образовательной среды.
Практическая часть «ИДОС по английскому языку МОУ «СОШ № 6» как элемент эффективной образовательной среды школы».
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время компьютер прочно вошел во все сферы жизни и деятельности общества. Современные школьники воспринимают его так же естественно, как простейшие бытовые приборы: создают презентации к урокам, используют дополнительный материал, найденный в Интернете, общаются со своими зарубежными сверстниками.
Новые информационные технологии на базе компьютерной техники активно внедряются в образование, компьютер становится привычным инструментом, которым может пользоваться учитель при проведении уроков иностранного языка.
Но, несмотря на это, остается актуальной проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе, происходит ее снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.
Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии учащиеся, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку.
Темой своей курсовой работы я взяла «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды», так как считаю, что у компьютерного обучения иностранным языкам много преимуществ.
Оно несет в себе огромный мотивационный потенциал. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей. Компьютерная программа создает среду общения, которая мотивирует ученика. Школьник относится к таким упражнениям как к занимательной игре с компьютером.
Цель моей работы состоит в создании методического обеспечения эффективной образовательной среды по английскому языку с использованием ИКТ для повышения мотивации обучения.
Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
изучить и проанализировать теоретический материал, имеющийся по данной теме;
ознакомиться с опытом коллег, применяющих ИКТ на своих уроках;
создать информационную базу данных.
Гипотеза: думаю, что использование ИКТ на уроках английского языка повысит мотивацию учащихся, особенно в среднем звене, и, следовательно, улучшится качество обучения.
Теоретическая часть.
-
Образовательная среда – это естественная или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.
Среда задаёт актуальный образ жизнедеятельности школьника, под влиянием которого проявляются и закрепляются те или иные установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. От активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на неё влияние.
Одной из важнейших задач педагога в образовательной среде является посредничество между учеником и средой с целью максимального раскрытия возможностей среды и потенциала ребёнка.
В современной психолого- педагогической науке разработаны различные подходы к проблеме изучения эффективности образовательной среды школы.
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества». С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своём профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы.
По мнению российских исследователей образовательная среда должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию их познавательной и личностной сферы.
Выпускник школы является связующим звеном между школой и обществом, он должен быть зрелой личностью, готовой к взрослой жизни. Поэтому школу можно считать эффективной, если она:
воспитывает личность, способную жить в ситуации быстрых социальных изменений, требующих принятия самостоятельных решений;
готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности;
удовлетворяет запросы родителей и социокультурной сферы.
2. Как уже упоминалось, у компьютерного обучения иностранным языкам много преимуществ.
Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнений. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый ученик работает со своей скоростью. Кроме того, в программах заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учащимися, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, у него нет страха, что кто-то узнает о его ошибках. Таким образом, на уроке создается психологически комфортная атмосфера.
Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении иностранным языком. Здесь тоже может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст. Многократное повторение одной и той же языковой модели в компьютерной программе кажется незаметным и не очень навязчивым. А поэтому учебный материал усваивается хорошо.
Что касается обучения устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом компьютерного обучения иностранному языку, то и в этой области резкий сдвиг наметился после разработки мультимедиа – целого ряда устройств, значительно расширяющих возможности компьютера. Так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяет также варьировать темп речи, «произносимой» компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. И тогда изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Кроме того, мультипликация привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию.
Но использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам предполагает активную позицию самого обучаемого в процессе усвоения знаний. Новый вид познавательной деятельности исключает пассивное восприятие информации. Она осуществляется на основе напряженной мыслительной деятельности, требующей сосредоточенности и максимального внимания, результатом которой является открытие новых знаний. В свою очередь, креативный характер учебно-познавательной деятельности способствует развитию познавательной самостоятельности учащихся, формированию умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
При всех тех плюсах, которые дает применение компьютера на уроке, следует помнить, что сам по себе компьютер проблемы обучения не решает, надо еще « научить» его педагогическому мастерству, и это, как видно из предпринимаемых в последние годы усилий, совсем не просто. Необходимо, в первую очередь, решить проблемы, связанные с технологией компьютерного обучения, т. е. психолого-педагогические проблемы и эффективно использовать их в конкретных ситуациях, возникающих в учебном процессе.
Компьютер как средство обучения является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью обучающего и деятельностью обучаемого. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменение во всех других.
Основными целями компьютерного обучения являются:
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
подготовка личности « информационного общества »;
формирование исследовательских умений;
формирование умений принимать оптимальное решение;
преподносить столько информации, сколько ученик в состоянии усвоить.
Концептуальными особенностями применения компьютерного обучения являются:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ученика;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения могут быть как угодно велики;
поддержание у ученика психологического комфорта при общении с компьютером.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
источник информации
наглядное пособие
тренажер
индивидуальное информационное пространство
средство диагностики и контроля
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
средство подготовки текстов и их хранения
текстовый и графический редакторы
вычислительная машина больших возможностей
средство моделирования
Функции объекта обучения компьютер выполняет при применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникация в Интернет.
Досуговая среда организуется с помощью:
игровых программ
компьютерных игр по сети
компьютерного видео.
При составлении программ четко формулируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняются детали, описательный и второстепенный материал. Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги), обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок. Если программа составлена с учетом развития мыслительных способностей, т. е. развития наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. д., то она учит ученика видеть, узнавать, думать. Для эффективного использования всех возможностей компьютерного обучения необходимо, чтобы новые технологии были интегрированы в учебную программу. Здесь есть варианты.
1.Весь курс обучения может быть реализован с помощью компьютера. Такие курсы встречаются довольно редко. Они оказались менее эффективны, чем те, в которых предполагается более тесное сотрудничество педагогов и учащегося. В некоторых случаях, однако, полностью компьютерный курс может стать наиболее верным выбором: при заочной форме обучения или для изучения редких языков, преподавателей которых трудно найти.
2. Наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных программ в качестве неразрывного компонента учебной программы наравне с традиционными материалами.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:
1.Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том , чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал ,содержащийся в вопросе.
2.Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
3.Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.
4.Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на русский язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями , выбирая их из предложенных компьютером.
5.Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:
Компьютер предлагает список слов для перевода.
Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.
Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.
Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.
Самой простой пример применения цифровых технологий на уроке - привычные для нас текстовый редактор Microsoft Word. Если учебная аудитория оснащена достаточным количеством компьютеров, учащиеся могут создавать собственные тексты на иностранном языке, совершенствуя при этом навыки письма – как продуктивного вида речевой деятельности. При этом, как правило, программа позволяет самостоятельно проверять орфографию и грамматическую корректность текста. При этом текст будет представлен в удобной для дальнейшего прочтения, возможной коррекции и комментария учителя форме, что наиболее актуально при неразборчивом почерке некоторых учеников. В качестве следующего преимущества можно назвать возможность сдачи текстов в электронном виде для дальнейшей комментируемой коррекции учителем и при необходимости последующей распечаткой.
Говоря о применении современных технологий на уроке иностранного языка, в большинстве случаев речь идет о применении специальных мультимедийных программ. На западе каждое издательство, специализирующее на учебной литературе по изучению иностранного языка, выпускает собственные мультимедийные языковые программы, которые, как правило, привязаны к определенному учебному комплексу. Между тем, на рынке наблюдается тенденция появления и универсальных мультмедийных программ по изучению иностранных языков, непривязанных к определенному учебнику, успех внедрения которых в учебный процесс зависит от квалификации учителя, от его методической грамотности. Существующие мультимедийные программы по изучению иностранного языка можно разделить на четыре группы. Первая – самая многочисленная группа, т.н. тренировочные программы (Drillprogramme) - она представлена программами, ориентированными на доведение до автоматизма посредством многократного повторения упражнений феноменов иностранного языка, преимущественно грамматических структур. Обучающий компьютер выступает инструментом, который организует самостоятельную работу учащегося и управляют ею.
Данные программы при условии наличия дружественного интерфейса могут использоваться на уроке иностранного языка в качестве дополнения к основному курсу и для организации самостоятельной работы учащихся дома по закреплению пройденного материала. Однако, в качестве основного учебного средства для самостоятельного изучения языка они не пригодны. Плюсом данных программ является наличие моментальной обратной связи в виде комментариев или подсказок, которые освобождают учителя от необходимости постоянного контроля и коррекции. Монотонный характер упражнений приводит к быстрой усталости учащихся. Поэтому не рекомендуется использовать подобные программы без перерыва более 15 минут.
Вторая группа программ – компьютерные образовательные игры, любимые детьми (и не только!). Это различного рода игры в слова, пазлы, направленные на закрепление определенных единиц языка. О полноценном формировании навыков иноязычного общения посредством данных программ не может быть и речи. Но отказываться от них не стоит, они не заменимы при раннем обучении иностранному языку, а на старшем этапе их можно применить в качестве своего рода релаксации, снятия умственного напряжения после тяжелых видов работы.
Третья группа- это мультимедийные учебники, построенные по принципу традиционного учебника, но отличающиеся от них возможностью удобной навигации, прозрачностью методической организации учебного материала, возможностью построения автономной траектории обучения.
Но, как правило, материалы, найденные в Интернет, и обучающие программы, предлагаемые производителями, не соответствуют содержанию УМК, предназначенных для образовательных учреждений. Зачастую требуются интерактивные упражнения, тесты, рабочие листы, отвечающие потребностям конкретной группы учащихся и лексико-грамматическому материалу УМК. Поэтому преподавателям иностранных языков часто приходится адаптировать уже имеющихся учебные пособия к конкретным условиям обучения и образовательным потребностям учащихся, а также разрабатывать собственные учебные материалы.
Современные компьютерные технологии позволяют не только эффективно выполнять подобную работу, но и создавать учебные и методические материалы различной степени сложности - от планов уроков и упражнений до проблемных и проектных заданий, веб-страниц и дистанционных курсов самостоятельно, не прибегая к помощи программистов.
Учебно-методические материалы создаются с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения, которые представлены не только коммерческими продуктами, но и большим количеством условно-бесплатных и бесплатных программ.
Технологические и методические возможности программных средств, легкость их освоения и удобство использования, как правило, не зависят от того, являются они платными или бесплатными. Использование бесплатных ресурсов, тем не менее, предоставляет преподавателю большую свободу в выборе средств, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, конкретным условиям и задачам обучения и индивидуальным предпочтениям преподавателя. Гарантией качества созданных преподавателем компьютерных учебных материалов и успешности их использования в обучении языку будет служить квалификация преподавателя - его общая методическая подготовка и компетенция в области компьютерной лингводидактики.
Для подготовки компьютерных материалов по иностранным языкам используются три группы ресурсов:
программы общего назначения (прикладные программы, средства электронной коммуникации);
универсальные образовательные программные средства;
специализированные программы, предназначенные для создания учебных материалов по иностранному языку.
Предварительная работа преподавателя при создании учебно-методических ресурсов с помощью компьютерных технологий заключается в отборе нужного языкового материала, подготовке заданий и упражнений и при необходимости - ссылок на ресурсы интернета. Для работы с программами, позволяющими использовать звук, графику и видео, требуется заранее подготовить соответствующие файлы. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с примерами заданий, созданных с использованием конкретных ресурсов, и (при необходимости) с сопровождающей документацией или справочной информацией.
Подготовленные с помощью компьютерных технологий учебно-методические материалы предназначаются для использования в электронном (автономном или сетевом) и/или печатном вариантах. Они могут быть представлены:
готовыми учебными заданиями,
шаблонами, на основе которых создаются учебные и методические материалы.
Примерами подобных учебных материалов могут служить планы уроков, анкеты, раздаточные материалы, традиционные упражнения - тесты, викторины, кроссворды и т.п., а также разнообразные задания на основе ресурсов интернета - тематические списки ссылок, веб-квесты, ролевые игры, проекты и др. Учебно-методические материалы и шаблоны могут размещаться на личных веб-страницах преподавателей, на сайтах образовательных лабораторий, языковых центров, учебных заведений, на образовательных порталах и в специализированных образовательных базах данных. Доступ к таким ресурсам может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе.
Использование программ общего назначения:
Программы общего назначения, в частности прикладные офисные программы, являются самым доступным ресурсом для использования в образовательных целях, поскольку они установлены на каждом компьютере в локализованных версиях, адаптированных для большого числа языков. В структуру подобных программ могут включаться шаблоны для подготовки определенных типов документов - деловых писем, резюме, отчетов, брошюр и т.п. Такие шаблоны содержат не только различные способы их оформления, но и в ряде случаев примерное содержание документов. Кроме того, на основе любого документа пользователи могут создавать собственные шаблоны. К наиболее распространенным программам, использующимся в образовательных целях, относятся текстовые редакторы, программы подготовки презентаций, издательские системы, редакторы веб-страниц, средства электронной коммуникации - электронная почта, чат, интерактивные анкеты, форумы, электронные дневники ("живые журналы") и т.п.
Универсальные образовательные электронные ресурсы, предназначенные для обучения любой учебной дисциплине, включают средства:
создания учебных компьютерных материалов,
обеспечения коммуникации в рамках учебного процесса,
управления процессом обучения.
Каждый из указанных программных ресурсов может использоваться самостоятельно для компьютерной поддержки традиционных, дистанционных и комбинированных (очно-дистанционных) учебных курсов. Комплексное использование этих средств в одном программном продукте создает систему управления учебными курсами ("course management system" - CMS) или электронную (виртуальную) среду обучения ("virtual learning environment" - VLE).
Специализированные образовательные ресурсы предназначены для обучения конкретной учебной дисциплине. Несмотря на то, что многие компоненты компьютерной поддержки учебного процесса являются универсальными, различные дисциплины в силу своей специфики могут требовать дополнительных программных ресурсов (например, лабораторных практикумов, экспериментальных и моделирующих сред и т.п.).
Для обучения языку принципиальными являются возможности использования:
средств мультимедиа,
электронных словарей,
справочных материалов,
некоторых особых типов упражнений и вариантов выполнения стандартных заданий,
средств электронной коммуникации,
заданий и интерфейса на различных языках.
Программы-оболочки (или инструментальные программы), разработанные для образовательных целей, являются тем средством, которое позволяет ввести необходимый языковой материал в формат определенного задания, учебного курса или образовательной среды. Такие программы предоставляют возможность подготовки нескольких вариантов одного задания или нескольких типов заданий, которые можно создавать и использовать как по отдельности, так и в комплексе. Задания могут создаваться в автономном (off-line) или сетевом (on-line) режиме и выполняться автономно, в локальной или глобальной сети.
Формат созданных заданий может быть либо уникальным (определяться используемой программой), либо универсальным ( например, формат документа html) . Очевидно, что наиболее удобным вариантом подготовки компьютерных материалов является создание заданий универсального формата в автономном режиме и предоставление обучающимся возможности работать с ними в любом режиме - автономном, в локальной или глобальной сети.
«Hot Potatoes» ( Martin Holmes, Half-Baked Software and the University of Victoria HCMC, 1998-2004,) http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/ – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. «Hot potatoes» позволяет создавать интерактивные, обучающие упражнения на базе Web. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):
JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). Учитель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов.
JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведется также автоматический подсчёт очков. Можно «пропускать» определённые слова, а можно, например, каждое пятое.
JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
JCross – Кроссворд.
JMix – Восстановление последовательности.
Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Шестая версия программы содержит также дополнительный блок Masher (Инструменты), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Данные интерактивные упражнения не только дают возможность разнообразить отработку лексико-грамматического материала, но и позволяют реализовать дифференцированный подход к обучению школьников, а также делают урок более интересным и наглядным.
Программный комплекс SuperTest предназначен для автоматизированного создания тестов и проведения тестирования учащихся. По сути, это уже готовое комплексное решение для проведения тестирования в рамках образовательных и других учреждениях (ВУЗ'ы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.). Включает в себя:
1. TestMaker – модуль для непосредственного создания файл-теста.
2. TestInfo – модуль предназначен для проведения тестирования учащихся на основе созданного файл-теста.
Процесс создания теста не является чем-то сложным и доступен всем тем, кто хотя бы иногда садится за компьютер.
Неисчерпаемый ресурс новых возможностей для обучения иностранному языку представляет собой Интернет. Пользование Интернетом дает возможность поводить уроки по сети в реальном времени. Сетевые классы можно будет составлять из учеников с разных континентов. Источники дидактической информации, доступ к которой возможен через компьютерные телекоммуникационные сети, можно разделить на два типа. Первый из них – это электронные дидактические материалы: электронные учебники, учебные пособия, справочники, словари и т. д. Сюда входят и обучающие компьютерные программы. Второй - это люди, коммуникацию с которыми принято называть общением.
Современные телекоммуникационные сети предоставляют своим пользователям сетевые базы данных и информационно- поисковые системы, библиотечные каталоги и мощнейшие по объему памяти файл- серверы, которые могут помочь учителю и его учащимся приобщиться к мировым информационным ресурсам и организовать учебную деятельность ( как на уроке, так и во внеурочное время )на качественно ином, более высоком уровне.
Основные свойства компьютерных телекоммуникационных сетей:
Обеспечение свободного доступа к пространственно распределенным ресурсам дидактической информации. Возможность широкого выбора предмета изучения для любого ученика или учителя.
Возможность систематического накопления обучающей информации и надежного ее хранения.
Возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом природных способностей учащихся.
Предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения.
Возможность интенсивной коммуникации между учеником и учителем, учеников друг с другом, а также с партнерами из других стран.
На основе широкого телекоммуникационного общения возможность активной творческой совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности.
Главной и исключительно важной особенностью дистанционного обучения иностранному языку через компьютерные телекоммуникационные сети является реальная возможность телекоммуникационного общения обучаемого с учителем, с партнерами по обучению, а также с носителями языка. Такое общение рассматривается, как неотъемлемая часть процесса дистанционного обучения иностранному языку через компьютерные телекоммуникационные сети и может быть осуществлено посредством различных видов телекоммуникационного обмена информацией: это телеконференции, личная переписка по электронной почте, «беседы» в режиме Chat и др.
Телекоммуникационное общение предоставляет учителю возможность обратной связи с учениками, а, следовательно, и возможностью эффективного управления процессом обучения. Учащиеся получают возможность входить в общение с реальным партнером- носителем языка и изучать иностранный язык, находясь в реальной жизненной ситуации общения.
Обучаемый, имея доступ в Интернет, может по своему желанию стать участником телекоммуникационного проекта или телеконференций, в том числе и международных, то есть работать в коллективе.
Использование средств электронной коммуникации представляет особую ценность для обучения языку, поскольку позволяет расширить возможности общения на изучаемом языке и включить в учебный процесс реальную коммуникацию. Хотя существующие общедоступные средства электронной коммуникации (чаты, форумы, почтовая рассылка) широко используются в учебных целях, специализированные коммуникационные образовательные ресурсы обеспечивают безопасную, закрытую для посторонних лиц среду обучения.
Примером одной из популярных образовательных сред, обеспечивающих учебную коммуникацию, может служить NiceNet (http://www.nicenet.org) На этом образовательном портале преподаватель может зарегистрировать учебный курс или несколько курсов и разместить для каждого курса:
список группы;
график выполнения заданий и контрольных работ;
задания;
ссылки на необходимые учебные ресурсы;
дополнительные материалы для изучения курса.
Учащимся сообщается код курса, после регистрации они могут работать со всеми учебными материалами, размещать выполненные задания и комментарии, получать комментарии от преподавателя и других обучающихся, отправлять личные сообщения, добавлять темы для обсуждения и т.п. Простота и удобство программы позволяет прекрасно структурировать работу и целенаправленно управлять учебной деятельностью обучающихся, что делает возможным использование NiceNet не только в учебных курсах (традиционных, дистанционных, комбинированных), но и в качестве средства взаимодействия при организации проектной работы учащихся.
Виртуальные среды обучения, или системы управления учебными курсами, объединяющие учебные курсы, материалы и средства управления учебным процессом, как правило, ориентированы на универсальные образовательные задачи и потребности целого учебного заведения. Именно такие ресурсы являются наиболее дорогостоящими образовательными продуктами. Бесплатная образовательная среда Moodle (http://moodle.org) - в русской версии МООДУС (Модульная объектно-ориентированная учебная среда) позволяет решать следующие задачи:
создавать учебные курсы, задания и упражнения, используя как собственные программные средства, так и компьютерные материалы, созданные с помощью других программ (например, с помощью оболочки Hot Potatoes),
управлять учебной деятельностью обучающихся,
контролировать выполнение заданий,
организовывать учебное общение и т.п.
МООДУС поддерживает более 30 языков; с помощью этой оболочки в различных странах мира, включая Россию, уже создано более 1000 сайтов, на которых размещены учебные курсы по различным дисциплинам, в том числе и по иностранным языкам.
Все большее распространение в качестве средства организации учебного взаимодействия и обучения языку получают он-лайн журналы/дневники (http://dnevnik.ru/) или веблоги/блоги ("weblogs", "blogs"). Основным преимуществом программных средств подобного рода является не только возможность регулярно публиковать материалы в Интернете и обсуждать опубликованное, но и создавать виртуальное сообщество пользователей таких ресурсов. Использование веблогов в образовательных целях позволяет создавать и среды обучения, и виртуальные учебные сообщества. В настоящее время в разных странах мира существует огромное количество образовательных веблогов, среди которых немало ресурсов для изучающих иностранные языки. Примерами таких журналов могут служить Weblogg-ed (http://www.weblogg-ed.com, Educational Bloggers Network (http://www.ebn.weblogger.com), School Blog (http://www.schoolblogs.com ), Tawawa (http://www.tawawa.org/mt/), Beeonline ( http://beeonline.blogspot.com/), ESL/EFL Weblogs, (http://anvil.gsu.edu/EV), ESL-EFl Blog Ring (http://blinger.org/blinger/web-ring/ringmaker.php) и многие другие.
Практическая часть «ИДОС по английскому языку МОУ «СОШ № 6» как элемент эффективной образовательной среды школы».
В МОУ «СОШ № 6» оборудованы два компьютерных класса, один из кабинетов оснащён интерактивной доской, все остальные кабинеты оборудованы компьютерами и мультимедиа проекторами.
В нескольких кабинетах школы есть доступ в сеть Интернет, а к концу этого учебного года планируется обеспечить возможность выхода в сеть Интернет из каждого учебного класса.
Учителя школы активно работают в программе http://dnevnik.ru/, где выставляют текущие и триместровые отметки, записывают домашние задания, консультируют учеников, которые болеют.
Родители могут заглянуть в электронный дневник, изучить успеваемость по всем предметам, почитать отзывы учителей, узнать домашнее задание- в общем, максимально погрузиться в школьную жизнь, не выходя из офиса или дома.
Преподаватели иностранного языка нашей школы используют материалы сайтов: http://www.zavuch.info/
http://intergu.ru/
http://www.pedsovet.su/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&tmpl=com (Сообщество учителей английского языка)
В школе есть комплект дисков различной тематики:
|
Тим и Тома. Путешествие в Англию
Для детей, начинающих изучать английский.
В восьми увлекательных игровых заданиях ребенку предстоит выучить цифры, названия цветов, животных, частей тела, предметов и простых действий, а также основы грамматики. Полученные знания помогут при изучении английского языка в школе, веселые интерактивные уроки позволят полюбить иностранный язык и разовьют интерес к учебе.
Игровые задания перемежаются с упражнениями для письменного выполнения, которые можно распечатать на принтере. Ребята смогут порисовать, испытать свою сообразительность, а также закрепить свои знания!
Особенности продукта:
Ориентация на школьную программу
Обучение обиходной лексике (счет, названия цветов, предметов одежды, мебели и частей тела)
Учебный материал озвучен актерами – носителями языка
Возможность распечатать упражнения для письменного выполнения
Три уровня сложности
|
|
Правильный английский без скучных правил!
Программа рассчитана на детей с 4 до 12 лет и основывается на новейшей коммуникативной методике с встроенной системой распознавания речи.
Курс состоит из трех больших разделов: игры, караоке и мультфильмы. Каждая игра предлагает задания, включающие три этапа изучения языка: погружение, понимание на слух и разговорную практику. Благодаря караоке ребенок разучит веселые песенки на английском языке и узнает много новых слов. Мультфильмы перенесут его в мир, где все говорят по-английски. Озвучивая любимых героев, он приобретет правильное произношение и интонацию.
Курс выходит в трех вариантах, каждый из которых адаптирован для детей определенного возраста. В «Сказочный домик» можно пригласить самых маленьких – дошколят (4-6 лет), «Удивительный город» подойдет для детей младшего школьного возраста (7-9 лет), а путешествие в «Волшебный мир» рассчитано на ребят в возрасте от 10 до 12 лет. Каждый из вариантов предполагает начальный уровень обучения.
Особенности продукта:
Коммуникативная методика со встроенной системой распознавания речи
Захватывающие игры для детей разного возраста
Пошаговое изучение английской разговорной речи
Вовлечение в диалог
Поэтапное использование новых слов
Увлекательные сюжеты
Мультфильмы и караоке
Британский и американский варианты английского языка
“Правильный английский” рассчитан приблизительно на 300 часов обучения языку (100 часов для каждой части.)
|
|
English in Action. The Royal Family
Компьютерный курс английского языка на основе видеоматериалов о жизни британской королевской семьи
В курсе представлены публичные выступления и эксклюзивные интервью августейших особ, информация о важнейших событиях, в которых они принимали участие, и интригующие факты их биографии. Речь членов британской королевской семьи является эталоном для самих англичан, они знают, что к их словам прислушиваются миллионы людей во всем мире.
Дополнительный методический раздел Photo Conversations разработан специально для преподавателей, которые могут использовать курс при работе с группой студентов. Он включает шесть тематических занятий. Для каждого из них разработан пакет методических материалов, включающий фотоиллюстрации, словарь активной лексики, вопросы, задания, подсказки, комментарии, идеи для обсуждения, диалоги, игры
Особенности продукта:
Классический английский язык
Краткая характеристика членов британской королевской семьи
6 важнейших событий из жизни монархов
11 публичных выступлений
Список ссылок на сайты по теме
Тексты всех выступлений и интервью с переводом
Упражнения для развития всех видов речевых навыков
|
|
English in Action. All Stars
Для школьников и взрослых со средним и продвинутым уровнем знания английского языка.
Этот компьютерный курс специально разработан для тех, кто уже знаком с английским языком и хочет потренироваться на практике в понимании на слух естественной английской речи.
Курс English in Action. All Stars делится на 2 части:
All Stars 1: Businessmen&Politicians и Famous Writers (интервью со знаменитыми бизнесменами, политиками и писателями)
В качестве учебного материала - видеоинтервью со знаменитыми людьми (Том Хэнкс, Ким Бесcинджер, Николас Кейдж, музыканты из группы Genesis, Билл Клинтон, Стивен Кинг, Билл Гейтс, Маргарет Тэтчер и другие). Основная цель курса – развитие навыков понимания разговорной английской речи. Видеоинтервью являются прекрасным материалом для освоения образного, выразительного языка. Разнообразные упражнения курса, основанные на этом материале, помогут обогатить собственный словарный запас, внести в него черты живой разговорной речи, жаргонные словечки и модные клише – все то, что вряд ли встретится в академических учебниках.
Особенности программы:
9 видеоинтервью с известными людьми.
СаСамые актуальные темы.
Разговорная речь англичан, американцев и тех, для кого английский язык не является родным.
Разные уровни сложности.
Упражнения на аудирование, письмо, расширение словарного запаса, грамматику, отработку произношения.
Тексты всех интервью с переводами.
Просматривая видеоинтервью можно:
Читать текст и его перевод.
Прослушать фразу или слово несколько раз.
Записать свое произношение слова или фразы и сравнить его с оригиналом.
Проверить свое правописание.
All Stars 2: Film Stars и Pop Stars (интервью со звездами кино и эстрады)
Программы предназначены для школьников и взрослых, знающих язык на уровне Intermediate и Upper-Intermediate.
Особенности продукта:
Самые актуальные темы
Разговорная речь англичан, американцев и тех, для кого английский язык не является родным
Разные уровни сложности
Упражнения на аудирование, письмо, расширение словарного запаса, грамматику, отработку произношения
Тексты всех интервью с переводами
|
|
REWARD InterN@tive
Курс рассчитан на взрослых и подростков и содержит четыре уровня: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate. Каждый уровень рассчитан на 150–180 часов интенсивных занятий.
Позволяет ученикам большую часть материала курса освоить самостоятельно.
В мультимедийный обучающий курс встроены возможности дистанционного обучения через Интернет.
Особенности продукта:
198 уроков
5000 упражнений
29 контрольных работ
11 часов оригинальной английской речи
5 часов видеоматериалов
Журнал успеваемости
Поиск упражнений по ключевым словам и темам, составление индивидуальных программ подготовки
Озвученный англо-русский словарь лексики курса
Исчерпывающий грамматический материал
Технология распознавания речи ViaVoice(tm)
Специальные средства визуализации произношения
Интегрированные средства дистанционного обучения через Интернет
|
|
Britannica 2006 Deluxe
Для обучающихся, для студентов, для преподавателей, для широкого круга изучающих английский язык.
На трех дисках Britannica 2006 Deluxe представлен весь справочный материал 32 томов Британской энциклопедии самой исчерпывающей, по определению «Книги рекордов Гиннесса», энциклопедии в мире – более 82 000 статей, 1 608 интерактивных карт с подробными статьями о странах, их экономической, культурной и общественной жизни. 166 000 ссылок на сайты, специально отобранные издателями Британской энциклопедии. Уникальная интерактивная система BrainStormer® и многое другое.
|
Учителями нашей школы собран банк компьютерных презентаций к урокам. (См Приложение на диске)
Заключение
Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:
Компьютер позволяет
индивидуализировать обучение;
повышает активность обучаемых;
помогает интенсифицировать обучение;
повышает мотивацию;
создает условия для самостоятельной работы;
способствует выработке самооценки у обучаемых;
создает комфортную среду обучения.
Компьютерные программы можно использовать:
при проведении аудиторных занятий,
на факультативных занятиях,
на дополнительных занятиях с отстающими,
для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.
Компьютер окажет помощь в проведении тестирования, в накоплении результатов тестирования и их обработке.
Регулярная работа с компьютером позволяет учителю создавать свои собственные компьютерные упражнения на отработку лексического материала, грамматических явлений, развитие навыков письма, подготовку к речевому общению. Учитель может разработать адаптированные к уровню знаний и учебникам упражнения на развитие разнообразных языковых умений.
«Необходимость – мать изобретений». Стирание национальных барьеров, происходящее благодаря развитию международных связей, сделало еще более актуальной необходимость преодоление языкового барьера, который стольким людям мешает прийти к взаимопониманию и, возможно, всеобщему согласию и миру. В недалеком будущем изучение иностранного языка с помощью компьютера из области исследований превратится в широко распространенное средство обучения.
Использованная литература.
Бовтенко М. Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно
http://www.itlt.edu.nstu.ru/index.php
Горюнова М. А. и др. Создание тестовых заданий на компьютере (теория и практика).- СПб.: ЛОИРО, 2003.- 51 с.
Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. № 4, 1997.- С. 22- 26.
Конышева А.В. Программированный метод обучения с использованием компьютера // Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- Минск: Четыре четверти, 2005.- С. 163-179.
Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск, 1998.- С.299.
Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков.// Иностранные языки в школе. № 6, 1997.-С.2-6.
Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против.// Иностранные языки в школе. № 3, 1997.- С. 10- 13.
Grüner M., Hassert T. Computer im Deutschunterricht.- Berlin: Langenscheidt,2000., 195 s.
Ресурсы сети Интернет
|