Главная страница

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Скачать 91.52 Kb.
Название Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дата 27.02.2016
Размер 91.52 Kb.
Тип Документы

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдательности.

Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР изучается давно и многими исследователями. Ученые отмечают, что у детей с ОНР название действий появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Особенности становления предикативного словаря у дошкольников с ОНР:

  1. глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;

  2. основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому предикативный (глагольный) ничтожно мал;

  3. в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно («ест», «спит», «пьет», «лежит» и т.д);

  4. дети с ОНР с трудом усваивают грамматические категории глагола (число, род, лицо);

  5. значительные трудности отмечаются при усвоении навыков словообразования глагола.

Мы предлагаем игры и игровые упражнения, направленные на расширение, активизацию и обогащение предикативного словаря у дошкольников с ОНР.

«Подскажи словечко»

Цель: расширять предикативный словарь детей, развивать умение отвечать развернутыми предложениями.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: воспитатель задает детям вопрос, дети смотрят на картинку и отвечают полным предложением.

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)




«В зоопарке»

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Оборудование: Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры: педагог предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дети описывают действия животных.

«Сочиним стихотворение»

Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА -

... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А

КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...

МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...

ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...

МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ
«Кто чем занимается?»

Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Описание игры: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии.
Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …и т.д.

Ребенок называет действия людей.

«Что происходит в природе»
Цель: развитие глагольного словаря, употребление существительного с глаголом.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Воспитатель рассказывает стихотворение, задает вопросы. Дети выполняют задание педагога.

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
«Кто в домике живет?»
Цели: развитие глагольного словаря, умения сочетать глаголы и существительные.

Оборудование: дом с окнами, закрытыми ставнями.

Описание игры: Детям предлагают рассмотреть дом. Педагог предлагает ребятам угадать, кто живет в этом красивом доме. Дети называют символы действий, изображенные на ставнях, и угадывают по ним «жильца». Например: Летает, вьет, клюет, поет – это птица.
«Необычные цветы»
Цель: Развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов.

Оборудование: Игровое поле, на котором представлены цветы с крупными лепестками, в центре цветов изображены символы действий: светит, скачет, катится, хлопает, ныряет. Цветные лепестки, на которых нарисованы одушевленные и неодушевленные предметы.

Описание игры: Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают картинку с символом действия, а затем прикрепляют лепестки с изображениями предметов, способных производить данное действие. Задача участника: быстро «собрать цветок» и объяснить подбор картинок, грамотно составляя предложения.
«Расскажу вам о делах…»

Цели: Уточнять и расширять предикативный словарь. Знакомить с глаголами совершенного и несовершенного вида. Закреплять навык построения простого распространенного предложения по модели «предмет — действие — предмет»:

Описание игры: Воспитатель рассказывает детям шуточное стихотворение о делах, которые сделал сегодня ребенок:

РАССКАЖУ Я ВАМ, ДРУЗЬЯ,

ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЛ Я:

ПРЫГАЛ, БЕГАЛ И СМЕЯЛСЯ,

ПЕЛ, КРИЧАЛ И БАЛОВАЛСЯ.

ОЧЕНЬ ДОЛГО Я ШАЛИЛ:

СТУЛ СЛОМАЛ И СУП ПРОЛИЛ.

ИСПУГАЛСЯ Я, УСТАЛ И СОВСЕМ ПОСЛУШНЫМ СТАЛ...

Детям предлагается назвать слова — названия действий, которые они запомнили, прослушав стихотворение.

«Что делаю, что сделала»

Цель: развивать умение детей подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов и действий.

Описание игры: Воспитатель, показывая на картинку с изображением лампы, говорит: Я включаю... лампу, — добавляют дети, Воспитатель продолжает: Я включил...

Затем дети по аналогии подбирают к картинкам глаголы совершенного и несовершенного вида и составляют с ними предложения. Наконец, дошкольникам предлагается вспомнить и рассказать о себе: какие дела сделали сегодня они.

«День доктора Айболита»

Цель: Совершенствовать навыки употребления в речи
глаголов прошедшего времени. Закреплять умение составлять простые распространенные предложения.

Оборудование: Игровое поле, 6 сюжетных картинок, изображающих действия доктора Айболита. Картинка с изображением доктора Айболита.

Описание игры: Воспитатель предлагает им рассказать, чем занимался доктор Айболит вчера. Ре6бята по очереди составляют предложения по картинкам: Доктор Айболит ходил утром на работу. Он осматривал горло у попугая. Доктор измерял температуру у зайчика и т. д. Педагог следит за порядком слов в предложениях и за тем, чтобы глаголы были употреблены в прошедшем времени.
«Скажи иначе»
Цель: Расширять глагольный словарь. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).

Оборудование: магнитная доска. Картинки с изображениями котенка, смотрящего вверх, пьющего молоко, лежащего, прыгающего, спящего.

Описание игры: Дети приглашаются в гости к котенку. Интересно, чем он сейчас занят. (Раздаются картинки, вырезанные по контуру.) Дети по очереди наклеивают на игровое поле свою картинку и поясняют действие котенка словами: « Котенок смотрит». Воспитатель предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — глядит — наблюдает».
ЛАКАЕТ – ПЬЕТ

ЛЕЖИТ — ОТДЫХАЕТ

ПРЫГАЕТ – СКАЧЕТ


«Унылый и веселый»

Цели: Закреплять способы образования глаголов. Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Оборудование: Картинки с изображениями клоунов с прорезями вместо лиц; изображения лиц клоунов, отражающие различные эмоциональные состояния.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с двумя клоунами, закрепляя картинки с их изображениями на игровом поле. У клоунов необычные имена. Одного зовут «Веселый», а другого — «Унылый». Педагог предлагает малышам определить, кто из клоунов Веселый, а кто Унылый. (В прорези вставляются изображения лиц с соответствующими мимическими выражениями.). Воспитатель спрашивает: Что всегда делает Веселый? Дошкольники отвечают, что Веселый веселится, смеется, радуется, хохочет, шутит, забавляется. - А что делает Унылый? - унывает, грустит, огорчается, скучает, печалится, расстраивается. Воспитатель просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость. Дети отвечают: Мы радуемся. (Веселье — веселимся; смех — смеемся; хохот — хохочем; грусть — грустим; скука — скучаем; печаль — печалимся и т.д.)

«Кто интереснее придумает?»
Цель: развивать умение детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование: флажки.
Описание игры: воспитатель произносит глагол, например, «играет». Дети придумывают с ним предложения. У кого самое интересное предложение, тот получает флажок. Выигрывает тот, у кого больше

Список литературы.


  1. Нарушение речи у дошкольников/ Р.А.Белова – Давид, Просвещение, 1972.

  2. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников/ Развитие речи дошкольников: сб. научных трудов, М, 1990.

  3. Бородич А.М. Методика словарной работы в детском саду, М, Просвещение, 1968.

  4. Проблемы изучения речи дошкольника/ О.С. Ушакова, 1994.

  5. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: Владос, 1994 г. – 344 с.