|
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития.
1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Примерная основная образовательная программа начального обшего образования п. 1.1 определяет в качестве нормативно-правовой и методологической основы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
формирование нравственного смысла учения;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и
этническими традициями российской семьи.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность;
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче
нию, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружа
ющей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и цен
ностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип ориентации на идеал. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.
Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям
и формам жизни, понимание активной роли человека в при
роде;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к занятиям художественным творчеством;
Согласно рекомендации по организации внеучебной деятельности, виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
Для реализации в гимназии доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество), такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность реализуются в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности. Направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности. Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных походов, краеведческих экспедиций, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.
При разработке модели внеурочной деятельности учащихся начальной школы мы рассматриваем обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основываем на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.
Выбирая и разрабатывая образовательные программы внеучебной деятельности можно использовать Методический конструктор внеучебной деятельности (на примере МОУ гимназии №1 г. Светлоград Петровского района). Используя этот конструктор, возможно самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
- краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;
- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;
- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности.
Методический конструктор внеучебной деятельности
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы достижения результата
|
Образовательные программы внеурочной деятельности
|
1. Игровая
|
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Ролевая игра
|
«Этика и этикет младших школьников»
«Маленький волшебник» курс по развитию творческого мышления и профилактики школьной тревожности у младших школьников.
«Подвижные игры»
«Театр»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Деловая игра
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Социально-моделирующая игра
|
2. Познавательная
|
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
|
«Я не песчинка, я – Вселенная»
курс развития творческого воображения на базе ТРИЗ. ТРИЗ
«Юным умникам и умницам»
« Твоя Вселенная»
«Путешествие в мир знаков и символов»
«Занимательная грамматика»
«Школа юного экономиста»
курс введения в проектную деятельность младших школьников «Путь к знаниям- деятельность»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
|
|
|
|
|
|
3. Проблемно-ценностное общение
|
Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Этическая беседа
|
«Маленький волшебник» по развитию творческого мышления и профилактики школьной тревожности у младших школьников.
«Школа юного экономиста»
«Этика и этикет младших школьников»
«Мы граждане своей страны»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Дебаты, тематический диспут
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
|
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы достижения результата
|
|
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
|
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
Школьные благотворительные концерты, выставки
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
|
«Театр»
«Все профессии хороши, выбирай на вкус» или «Добрые волшебники города».
курс введения в проектную деятельность младших школьников «Путь к знаниям- деятельность»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и гимназии.
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали
|
5. Художественное творчество
|
Кружки художественного творчества.
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Социальные проекты на основе художественной деятельности
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Кружки художественного творчества.
|
«Мир вокального искусства»
«Театр»
«Этот чудесный батик»
«Волшебная акварель»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, в гимназии.
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Социальные проекты на основе художественной деятельности
|
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
|
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
КТД (коллективно-творческое дело).
Социальный проект.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
|
«Все профессии хороши, выбирай на вкус» или «Добрые волшебники города».
курс введения в проектную деятельность младших школьников «Путь к знаниям- деятельность»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
КТД (коллективно-творческое дело).
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Социальный проект.
|
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы достижения результата
|
|
7. Трудовая (производственная) деятельность
|
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
Субботник, детская производственная бригада.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
|
«Этот чудесный батик»
«Все профессии хороши, выбирай на вкус» или «Добрые волшебники города».
курс введения в проектную деятельность младших школьников «Путь к знаниям- деятельность»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Субботник, детская производственная бригада.
|
8. Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
|
«Подвижные игры»
«Мир танцев: начало пути»
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
спортивные турниры.
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
|
9. Туристско-краеведческая деятельность
|
Образовательная экскурсия
Туристический поход
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Образовательная экскурсия
|
«Мы граждане своей страны»
«Народоведение»
Все профессии хороши, выбирай на вкус» или «Добрые волшебники города».
|
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Туристический поход
|
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
|
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
|
|
|