|
Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Зачётная работа
по курсам ПК по ИОЧ
по программе вариативного блока
с 27.05 по 31.05 2013
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
Тема:
«Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы»
Выполнила
учитель русского
языка и литературы
Корюкина Ш.И.
_______________
ГБОУ СОШ с.Кашпир
м.р. Приволжский
Работа защищена
«31» мая 2013г.
Самара 2013
Цель применения данной технологии: развитие творческих способностей.
Задача: поддержка и развитие творчества в разнообразных его проявлениях.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творенья без творца.
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Урок литературы, на мой взгляд, может и должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел. Начиная от разработки урока и до его завершения каждый раз формируется творческий коллектив.
Важным условием творческого развития учащихся являются верно выбранные педагогические технологии, методы, приёмы.
Я очень часто применяю на уроках литературы метод творческого чтения. Особенно приём «чтение с остановками». Кажется, что ничего особенного, а как меняются дети! Спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко, оригинально, учатся сотрудничеству. Сначала по привычной схеме учитель – ученик, затем ученик – ученик и, наконец, ученик – писатель. Введение в творческий процесс, проникновение в тайны замысла невозможно без развития чувства сотворчества, сострадания, сопричастности, самовыражения. Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Урок литературы – это прежде всего мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и работы души. Атмосфера творчества и сотворчества – главное в настоящем уроке литературы. Литература развивает творческое начало в человеке и направлено на то, чтобы сформировать воображение.
Задача технологии: поддержка и развитие творчества в разнообразных его проявлениях.
Как я пришла к этому методу? Лет 10 назад, будучи завучем, я посетила Андросовскую школу, урок литературы в 5 классе. И впервые я увидела этот приём на практике. Меня удивили мудрые, какие-то не по годам серьёзные и удивительно разные ответы учеников, полёт их фантазии и уровень сотворчества ученик-писатель. Это был урок – размышление, урок – диалог, урок – мечта!
И тогда я стала искать литературу по этой теме. Приём только казался простым и доступным. Прошло два-три года, прежде чем я овладела данным приёмом. Сегодня я могу делать какие-то выводы. Во-первых, он очень интересен учащимся 5-6 классов. Во-вторых, требует очень серьёзной подготовки учителя к уроку, и я провожу такие уроки несколько раз в четверть. В-третьих, произведения, прочитанные «с остановками», рождают удивительные сочинения. В-четвёртых, конечно, очень сожалею, что уроки литературы только 2 раза в неделю, и время порой не позволяет мне чаще применять данную технологию. Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.
Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Я прошу детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовала слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности.
3. Теперь – самое интересное. Я, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяюв тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаю, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок я задаю вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.
Следует заметить, что ни один прием, ни один метод не может быть универсальным для всех случаев педагогической практики.
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.
Примерные вопросы приема « чтение с остановками».
По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились?
Что было неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Как бы вы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Считаю удачными уроки по произведениям В.П. Астафьева «Васюткино озеро», А.П. Платонова «Никита» (5 класс), А.П. Платонова «Неизвестный цветок», В.Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс).
Результат применения данной технологии:
повышение коммуникативной компетенции,
развитие творческих способностей,
развитие самоуважения,
формирование адекватной самооценки,
формирование потребности творческой самореализации,
повышение мотивации школьников к изучению литературы,
социализация личности.
Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и замыслы.
Список использованной литературы
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», - 2001.
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во «ИОО», М., 2000.
http//prezentatsii/literatura/Neizvestnyj-tsvetok/008-Pervaja-ostanovka.html
|
|
|