Новые подходы в организации педагогической деятельности.
Интерактивные технологии. Как помогают интерактивные доски в образовании
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. Требования стандарта невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса, а также создания условий для активной работы учащихся, получения ими знаний и навыков. Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников. Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование интерактивных и мультимедиа технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность:
• индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
• организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
• компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
• усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
• активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
В кабинете, где я работаю, установили компьютер, электронную доску последнего поколения Interwrite. Хочу поделиться своими мыслями, опытом по освоению ИКТ (информационно-компьютерной технологии).
На мой взгляд, как отмечалось ранее, электронная доска – это и учебник, и методическая литература для учителя, и индивидуальный раздаточный материал для школьников, и наглядное пособие. Все, все в единой системе. Умей только воспользоваться. А это как раз и вызывает страх.
Работа с электронными ресурсами дает большие, богатые возможности не только педагогу, но и учащимся. Это могут быть самые разнообразные виды деятельности: урок, внеклассная работа. Стараюсь увлечь детей, использую любую малейшую возможность работы с доской, и вижу, как радуются школьники, как «горят» их глаза, как активно они работают, с задором, с «огоньком». И мне становится приятно, появляются новые силы, энергия, желание создать что-то новое.
На уроках работу с ИКТ веду на разных этапах обучения.
I. НА АДАПТАЦИОННОМ ЭТАПЕ:
- адаптирую учащихся к деятельности на уроке - психологический настрой; создаю проблемную ситуацию.
II. НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ:
- формирую знания, отношения, опыт; разрешаем интеллектуальное затруднение – находим ответ на проблемный вопрос.
III. НА ТВОРЧЕСКОМ ЭТАПЕ:
- первично закрепляю знания учащихся, повышаю уровень формируемых знаний на основе разноуровневых и творческих заданий.
Т.е. в любую минуту отведенного учебного времени. Правда, всегда помню о санитарно-гигиенических требованиях, не более 15 минут за урок для второклассников.
Технические возможности позволяют развивать способности учащихся, расширять их знания, глубину понимания материала, их представление о некоторых тематических идеях. Позволяет повысить и качество образования школьника, ведь когда интересно, тогда и знания прибавляются.
Теперь немного подробнее об использовании разных программ и инструментов непосредственно в процессе обучения.
На уроках русского языка, я часто использую возможности Режима Officce.
В приложениях Microsoft Officсe (Power Point, Word и Excel) можно создавать разноуровневые и творческие задания. Этот режим позволяет мне также использовать инструменты интерактивной доски для работы непосредственно с документами Office, вносить изменения и управлять презентацией во время проведения урока, что удачно ложится материал урока на этапе повторения, закрепления и развития речи учащихся.
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (рисунков, флешанимаций, звуков видеофрагментов и т.п.), относящихся к различным областям знаний. Данная коллекция помогает мне в создании учебного контента по различным предметам. Для того чтобы открыть коллекцию цифровых образовательных ресурсов, я выбираю инструмент Галерея.
ЦОРы распределены в Галерее по категориям, имеющие стандартную структуру папок Windows.
Согласитесь, что познакомиться на уроках развития речи с картинами художников не всегда представляется возможность. Дети не так часто посещают музеи, галереи, выставки, а на большом экране хорошо видны репродукции картин художников, памятники, скульптуры. Дети внимательно рассматривают картину, устно отвечают на вопросы, оценивают, высказывают мысли об увиденном, а потом письменно излагают свои мнения.
При работе на уроках окружающего мира чаще использую покупные диски с различными заданиями. Это позволяет разнообразить опрос учащихся, как индивидуальный, так и фронтальный и выяснить тему, необходимую для повторения, в некоторых случаях провести актуализацию знаний или мотивировать учащихся на выполнение того или иного задания.
Не забываю и про уроки эстетического цикла – уроков технологии. Создание разнообразных изделий позволяет сэкономить время на уроке для объяснения и высвободить для творческого саморазвития школьника, выявление его индивидуального подхода к работе над поставленной задачей.
А какие есть возможности для работы во внеурочное время?
- сайты просмотра мультфильмов, диафильмов, фильмов,
- заочное знакомство с родным краем (природа, зодчие, градостроительство),
- музейная педагогика (пропедевтика, справочно-информационная система).
В своей работе я стараюсь создать такие полноценные представления презентации, которые можно было бы использовать и в работе со слабоуспевающими учащимися и в работе с «успешными» учениками. Создаю работы так, чтобы их можно было использовать в любом классе, в любой момент урока.
ТАК, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ПОКАЗАТЬ И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ, И СЛАЙДЫ, И ДЕЛАТЬ КАКИЕ-ТО ПОМЕТЫ, ИСПРАВЛЕНИЯ, РИСОВАТЬ, ЧЕРТИТЬ. Стараюсь слайды так собрать, чтобы все можно было применить неоднократно. «Повторенье - мать ученья» - гласит русская поговорка. Я стремлюсь к этому. Готовлю материал для детей, готовлюсь и сама.
Тестирующая программа Interwritе Response разного уровня, встроенная в мультимедиа курсы, облегчает деятельность учителя и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.
Сегодня я чувствую преимущества работы с доской: простота использования, широкий спектр применения, легко сохраняемый материал. А раньше, конечно, поначалу было очень трудно. Долго приходилось искать материал, мучительно набирать текст. Не могла решить, в какой программе выгоднее преподнести материал. Теперь приноровилась. Получается быстро, самоподготовка ускорилась.
|