|
«Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»
Тема: «Коррекционная работа по формированию
мыслительных процессов у младших
школьников с задержкой психического развития»
Кислякова А.В.
Цель моего исследования заключается в выявлении психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР.
Объектом исследования является познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности памяти, внимания, мышления детей с ЗПР.
Теоретический анализ особенностей познавательных процессов детей ЗПР позволил сформулировать гипотезу:
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют определенные психологические особенности таких процессов как: память, внимание, мышление.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. изучить психологическую литературу по проблеме задержка психического развития;
2. обследовать группу детей имеющих ЗПР и интерпретировать полученные результаты в сравнении с результатами диагностики нормально развивающихся детей;
4. выявить особенности познавательных процессов детей ЗПР на основе экспериментально полученных данных.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно выросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелируется с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет от 20 до 30 % обучающихся. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития.
Острейшая необходимость разработки вопросов развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.
Были изучены познавательные процессы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления.
Внимание - один из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание - это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности.
Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности
Объект моего исследования - познавательные процессы детей ЗПР я их рассмотрела и пришла к следующему, общие особенности познавательных процессов таких как: память, внимание, мышления, таковы:
- сниженная работоспособность вследствие возникающей у детей церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий. Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом виден приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующее: исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития; формирование базовых составляющих психического развития (сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности); формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы; коррекция эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции; коррекция речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. План коррекционно-развивающих мероприятий должен быть направлен на формирование интеллектуально-эмоциональных операций.
Коррекционно-развивающие мероприятия активно стимулируют интеллектуальное развитие детей с ЗПР, предупреждают эмоциональную неустойчивость и нарушения поведения.
Учитель в работе с детьми с ЗПР должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь, Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития
Учитель, начавший работать с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. По окончании исследования видим, что общими недостатками мыслительной деятельности детей ЗПР: - Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют на угад, не учитывая в полном объеме задания условия;отсутствует напрвленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вродебы правильно дает ответ, но объяснить его не может.- стериотипность мышления, его шаблонность.
На уроках учителя должны использовать к таким учащимся индивидуальный подход, детализировать учебный материал, использовать больше наглядного материала, учителям необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения материала, стимулировать ребенка
Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.
Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по методикам «Найди и зачеркни», «Запомни и расставь точки», «Поставь значки» было выбрано трое учащихся 2а класса МКОУ Березовская СОШ и получены следующие результаты.
Таблица 1
Состав учащихся экспериментальной группы
Список детей
|
Возраст
|
Заключение ПМПК
|
Сергей К.
|
13.07.2004
|
ЗПР
|
Марина В.
|
16.06.2004
|
ЗПР
|
Катя М.
|
23.12.2003
|
ЗПР
|
|
|
|
Таблица 2
Результаты изучения свойств внимания по методике
«Найди и зачеркни»до коррекционной работы
Список
детей
|
Количество изображений просмотренных за время работы
|
Количество ошибок
|
Количество баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
56
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Марина В.
|
57
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Катя М.
|
56
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Таблица 3
Результаты изучения свойств внимания по методике
Список
детей
|
Количество помеченных фигур
|
Количество ошибок
|
Количество баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
45
|
2
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
Марина В.
|
43
|
3
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
Катя М.
|
38
|
2
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
«Проставь значки» до коррекционной работы
Таблица 4
Результаты изучения свойств внимания по методике
«Запомни и расставь точки» до коррекционной работы
Список
детей
|
Воспроизведённые
точки
|
Количество
баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
3
|
6-7
|
Средний показатель объёма внимания
|
Марина В.
|
2
|
4-5
|
Низкий показатель объёма внимания
|
Катя М.
|
3
|
6-7
|
Средний показатель объёма внимания
|
Результаты изучения свойств внимания по методике
«Найди и зачеркни» после коррекционной работы
Список детей
|
Количество изображений просмотренных за время работы
|
Количество ошибок
|
Количество баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
60
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Марина В.
|
58
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Катя М.
|
57
|
0
|
10
|
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая
|
Список
детей
|
Количество помеченных фигур
|
Количество ошибок
|
Количество баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
53
|
1
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
Марина В.
|
50
|
1
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
Катя М.
|
41
|
0
|
3
|
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
|
Результаты изучения свойств внимания по методике
«Проставь значки» после коррекционной работы
Результаты изучения свойств внимания по методике «Запомни и расставь точки» после коррекционной работы
Список
детей
|
Воспроизведённые
точки
|
Количество
баллов
|
Выводы об уровне развития
|
Сергей К.
|
4
|
6-7
|
Средний показатель объёма внимания
|
Марина В.
|
4
|
6-7
|
Средний показатель объёма внимания
|
Катя М.
|
3
|
6-7
|
Средний показатель объёма внимания
|
Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех детей оказался очень низким.
По методике «Запомни и расставь точки» показатель объема внимания у всей детей достиг среднего уровня.
Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к выполнению заданий.
Результаты проводимой работы показали, что дети легче стали воспринимать учебный материал и как следствие этого, повысилась познавательная активность.
Проведенные занятия действительно оказали положительное влияние на развитие памяти, мышления и внимания детей.
Можно сказать следующие, развитие младших школьников с ЗПР подчинено общим закономерностям развития детей данного возраста, но характеризуется качественным своеобразием структуры познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), что затрудняет их обучение. Дети с ЗПР составляют больший процент среди слабоуспевающих школьников. Поэтому, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность коррекционные занятия, направленные как на развитие внимания, памяти и мышления так и на формирование социально адаптированной личности. Также одной из перспектив изучения данной проблемы может быть выявление других особенностей познавательных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Можно заключить, что проблема исследования особенностей познавательных процессов детей младшего школьного возраста, является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать расширять теоретические и эмпирические исследования в данной области.
|
|
|