|
Работа социального педагога с родителями по формированию гражданственности и патриотизма у детей
Работа социального педагога с родителями по формированию гражданственности и патриотизма
у детей
Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Нравственные нормы общества сначала предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемыми родителями. Еще не являясь осознанными, эти нормы усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, прежде всего, родителей и учителей, являются главным фактором успешного воспитания детей. Для института семьи важнейшими являются две особые этические ценности: ответственность и доверие.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданина необходимо, чтобы цели, стремления, заботы общества были целями и заботами семьи. Ведь гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за его безопасность. Ребенок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей ребенок. Затем в классе, кругу сверстников, в общественных организациях подросток получает уроки товарищества. Понятие «мы» для него все больше расширяется. Это естественный процесс расширения отношений ребенка с окружающим миром, если этот процесс «не искажен влиянием среды, недостатками в воспитании». Таким образом, воспитание гражданина в семье означает подготовку растущего человека к выполнению функций хозяина и труженика страны, защитника Родины, к участию в решении текущих и перспективных задач государства, и, в конечном счете – к участию в сознательной и активной деятельности.
Проблема эффективного взаимодействия социального педагога с родителями является одной из актуальных в его профессиональной деятельности. Взаимодействие социального педагога с семьей должно строиться на следующих принципах: - доверительность отношений, вера родителей в порядочность, профессионализм педагога; - личная заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей; - проявление искреннего интереса к родителям ребенка со стороны социального педагога, умение активно слушать родителей; - оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с родителями.
Как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между социальным педагогом и семьей возможно при условии поэтапного построения взаимодействия. На первом этапе происходит моделирование общения во время предстоящей деятельности. Моделируются содержание и форма работы с родителями. На данном этапе происходит своеобразная подготовка социального педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку и родителям. На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Главное на этом этапе – заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Задача третьего этапа – формирование у родителей более полного образа ребенка, правильное его восприятие. Это может быть достигнуто в том числе путем сообщения им информации о ребенке, которая может быть для них неожиданной (он - замечательный товарищ, активно участвует в общественных делах и т.д.). Четвертый этап предполагает знакомство социального педагога с особенностями семейного воспитания на основе доверительности и возникшей потребности у родителей поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка. Пятый этап - это период совместного с родителями исследования личности ребенка, когда планируется конкретное содержание работы с родителями, определяются формы сотрудничества с учетом возможностей, индивидуальных особенностей родителей.
Условно все формы работы социального педагога по гражданско-патриотическому воспитанию в семье можно разделить на индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи); групповые (групповые консультации, группы взаимопомощи), коллективные (родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, проведение досуговых мероприятий), наглядно-информационные (выпуск газет, создание видеоматериалов по вопросам семейного воспитания, выставки творческих работ детей и родителей и др.).
На всех этапах проведения беседы, консультирования - как индивидуальных форм работы - важно создать атмосферу доброжелательности, доверительности. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения родителей. Одним из первых, кто предложил помогать родителям в установлении гармоничных, демократических отношений в семье, был А. Адлер (1870-1937). Его мечтой было создание настоящего сообщества единомышленников (родителей, педагогов, других взрослых), которые бы содействовали воспитанию у детей социальной ответственности. Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс, открывший в 1939 году центр консультирования родителей (Чикаго)
Типы не вполне осознанной мотивации обращения родителей к специалисту выделены А.С. Спиваковской. С установления контакта начинается и посещение семьи на дому. См. об этом подробнее: Кочубей А., Умарова Н. «Визит в семью или Практика работы с семьями».
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями все чаще используются групповые – тренинги, родительские семинары, групповое консультирование. Организуя групповую работу с родителями, следует помнить, что она не дает быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлению изменениям. Для социального педагога важно создать условия для сознательной, активной перестройки отношений самими родителями. В рамках групповой работы социальный педагог организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, проводит небольшие ролевые игры. В числе форм работы с родителями: семейные клубы по интересам, родительские лектории, туристические походы (с детьми).
Деятельность социального педагога с семьей включает в себя три основные составляющие социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая включает в себя два направления: - помощь в обучении, которая направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей; - помощь в воспитании с использованием методов консультирования, создания воспитывающих ситуаций. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает социально-психологическую поддержку (например, в период кратковременного кризиса) и коррекцию межличностных отношений, когда в семье существует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение достоинства ребенка). Посредническая составляющая социально-педагогической помощи предполагает: помощь в организации (например, семейного досуга); помощь в информировании (по вопросам социальной защиты), помощь в координации (привлечение различных служб для совместного решения проблем конкретной семьи).
Социальный педагог в работе с семьей выступает в трех основных качествах: консультанта по вопросам воспитания; защитника прав ребенка; посредника между семьей и другими социальными институтами.
|
|
|