Главная страница

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 6 классах 2014 – 2015 учебный год


Скачать 45.39 Kb.
Название Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 6 классах 2014 – 2015 учебный год
Дата 09.03.2016
Размер 45.39 Kb.
Тип Документы

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 6 классах 2014 – 2015 учебный год.







Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в  классе, выявление референтных групп общения, изучение  
эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения  следующих задач:

  • измерение  степени сплоченности-разобщенности в клаcсе;

  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры,  отвергнутые);

  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами;

Объект психологического анализа: учащиеся шестых классов.
Всего в исследовании приняло участие 96 учащихся.

Предметом психологического анализа являются  некоторые  психологические особенности взаимоотношений в системе "ученик-ученик", складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие  под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.

Диагностические методики: социометрические исследования.

Материал: бланк социометрического опроса, список членов группы.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, которая представлена
более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, школьный класс, трудовой коллектив.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, эффективности и информированности.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слабо развитой группой и коллективом. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми – замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

Анализ психометрических данных позволяет  констатировать: 
В психологическом исследовании  межличностных отношений
в классных коллективах  по поводу учебной деятельности приняли участие  96 учащихся шестых классов МАОУ «Средняя школа№8»


 
Результаты исследования показали:
1.
6 "А" класс
23,33%  - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности.   
26,67%  - учащихся, занимающих устойчивое положение в  структуре общения
36,67%  - учащихся, имеют ограниченный круг общения 
13,33%   - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности

6 "Б" класс
26,67%  - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности   
23,33%  - учащихся, занимающих устойчивое положение в  структуре общения
46,67%  - учащихся  имеют ограниченный круг общения 
3,33 %   - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности

6 "В" класс
26,67%  - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности   
20%  - учащихся, занимающих устойчивое положение в  структуре общения
36,67%  - учащихся  имеют ограниченный круг общения 
16,67 %   - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности

6 м класс

31% - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности   

23,60% - учащихся, занимающих устойчивое положение в  структуре общения
35,40% - учащихся  имеют ограниченный круг общения 

10% - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности.


2. Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классных коллективов, значительный процент учащихся занимает лидирующее и устойчивое положение в классных коллективах.

3. Из сферы общения выпало 13,33% учащихся 6 А класса, 3,33% учащихся 6 Б класса, 16,67% учащихся 6 В класса, 10% учащихся 6 М, по 36,67%, учащихся в 6А и 6 В классах, 46,67%  в 6 Б классе имеют ограниченный круг общения, что указывает на значительные резервы  в повышении  эффективности воспитательной работы в классных коллективах.

Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:

  1. Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.

  2. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)

  3. Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.

  4. У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.

  5. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.

  6. Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.

  7. Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.

  8. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.