|
3. Найдите в тексте С. Гейченко предложение, в котором полные прилагательные являются сказуемыми. (Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное.) Записать это предложение в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, грамотно задать вопрос к сказуемому)
_________________________________________________________________________________
10. Работа по опорному конспекту (блок 2)
1. Читает учитель (2раза)
2. Читают учащиеся (несколько человек)
3. Читаем учебник (стр 230 и т.д.) и сравниваем информацию из учебника с опорным конспектом.
11. Работа с текстом. На экран проецируем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», нужно вставить пропущенные прилагательные и объяснить написание окончаний. Работают учащиеся в тетрадях.
У лукоморья дуб ………;
……… цепь на дубе том:
И днём и ночью кот ………
Всё ходит по цепи кругом…
12. Работа по опорному конспекту (блок 3)
1. Учитель, обращаясь к учащимся, говорит, что прилагательные могут иметь и краткую форму. Читает 3-й блок.
2. Чтение блока учащимися.
3. Образуйте краткую форму от слов узкий, резкий, мягкий по образцу:
Молодой—молод (каков?) м.р.
молода (какова?) ж.р.
молодо (каково?) ср.р
молоды (каковы?) мн.ч.
Расставьте ударение в словах. На какую часть слова падает ударение в женском роде? (Обратить внимание учащихся на особенность произношения кратких прилагательных, в женском роде ударение падает на окончание)
Образуйте от полных прилагательных краткие по образцу:
хороший день—день хорош
дремучий лес
скрипучий снег
свежий мороз
Словосочетания записаны на доске. Учащиеся по одному выходят к доске и делают запись.
На какой согласный звук заканчиваются краткие прилагательные? (шипящий)
Что должны знать о правописании таких слов? (обращаемся к опорному конспекту (блок3),читаем ещё раз правило о правописании Ь в кратких прилагательных после шипящих)
Каким членом предложения бывают краткие прилагательные? (обращаемся к блоку 3) Запишем в тетрадь предложение, ( учитель диктует) подчеркнём грамматическую основу(комментируют учащиеся)
Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (С.Гейченко )
_________________________________________________________________________________
13. Все 3 блока ещё раз читает учитель, затем учащиеся.
14. Морфологический разбор прилагательного.
1. Знакомство с разбором по учебнику (стр 240)
2. Морфологический разбор прилагательных из предложения:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»)
15. Подведение итогов урока.
1. Что вспомнили из курса начальной школы о прилагательном?
2. А что узнали нового?
3. Читаем 3 блока ОК ещё раз.
16. Выучить 3 блока опорного конспекта. Помогут SS учебника №89,90,92.
На следующем уроке учитель ещё раз читает опорный конспект, затем воспроизводят учащиеся по памяти, они же отвечают на вопросы учителя. Такое повторение проводим на каждом уроке, пока изучаем тему.
Всё остальное время отводится для закрепления теоретических сведений на практике. Параллельно с изучением темы идёт повторение. Согласно законам памяти, как бы хорошо ни был изучен новый материал, его усвоение носит концентрированный характер, причём сразу после усвоения начинается интенсивное забывание. Отсюда следует вывод, что домашняя работа над новым материалом (ОК) должна проводиться в тот же день, когда он объяснён в классе. Чтобы обеспечить перевод знаний в долговременную память, необходимо также и рассредоточенное повторение материала.
Стараюсь строить урок таким образом, чтобы на нём отрабатывалась не только та тема, которую изучаем. Допустим, при изучении темы «Полные и краткие прилагательные» в качестве тренировочных примеров записываем предложения:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой. (А. С. Пушкин)
Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила, плод румяный уронила… (А. С. Пушкин)
Исходя из темы, можно ограничиться работой с краткими прилагательными, их синтаксической ролью. Но в предложениях заложен богатый материал для попутного повторения. Так можно предложить следующее задание:
Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Найдите обращение.
Подберите синонимы к слову «бранят»
Многократное повторение помогает учащимся глубже усвоить материал, развивает память и мышление, служит базой для развития творческих способностей.
Одной из основных форм текущего повторения является так называемое полётное повторение (термин из методики Ю.С.Меженко). Оно проводится перед упражнениями практического характера, чтобы вспомнить теоретический материал. Дети отвечают, сидя за партой, сосредоточив всё внимание на вопросах учителя. Отметки за ответ не выставляются. За правильный ответ ученика следует похвалить. Повторение не следует затягивать, т. к. максимальное внимание учеников длится не более 4-х минут. Полётное повторение на моих уроках является постоянным элементом.
2.3 Работа с алгоритмом
Повторив теоретический материал, даю тренировочные упражнения различных типов. Стараюсь разнообразить и сами уроки. Так тему «Н—НН в прилагательных, образованных от существительных» изучаем и закрепляем при помощи алгоритма.
Причина многочисленных орфографических ошибок по данной теме в том, что графический облик суффиксов заучен, а словообразовательный анализ слова страдает. В 5 классе (дети ещё не знают причастия) необходимо вести речь только о прилагательных, образованных от существительных. Это очень важно всё время подчёркивать.
1-й этап работы с алгоритмом—предварительное ознакомление. Он проводится при помощи беседы
1. Какую мыслительную операцию нужно провести в начале работы?
(убедиться, что слово образовано от существительного)
2. Как образуются прилагательные от существительных?
( с суффиксами и без суффиксов)
3. Как пишутся эти суффиксы? (работа с алгоритмом)
4. Какие есть исключения из правила?
А л г о р и т м
правописания -Н- -НН- в прилагательных, образованных от существительных
1. Посмотрите, от существительного ли образовано слово?
ДА НЕТ
2. Назовите существительное и суффикс, с помощью которого образовано
Слово
_________________________________________________________
...Н+Н ОНН ЕНН АН ЯН ИН
_________________ ________________
ПИШИ ПИШИ
НН Н
и с к л ю ч е н и я
ветреный оловянный, деревянный,
стеклянный
зелёный
синий
юный
румяный
свиной
__________________________________________________________________________________
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы учащиеся при объяснении орфограммы придерживались последовательности рассуждения: в данном прилагательном пишется Н (или НН), поскольку оно образовано от основы такого-то существительного с помощью такого-то суффикса.
Подробное рассуждение поможет предупредить ошибки в словах типа целинный, картинный и др., в которых –ИН и –АН не являются образующими суффиксами, а входят в состав основы существительного
2-ой этап—работа по алгоритму.
Как показывает практика, лучше всего работу начинать с упражнений на образование от данных существительных имён прилагательных с помощью разных суффиксов, затем перейти к объяснению орфограмм в данных словах, осложнённому списыванию и разным видам диктантов. На уроке по этой теме главное-выработать у ребят умения применять правила при написании слов на данную орфограмму.
Дидактический материал для урока
Образуйте от данных слов прилагательные, запишите их, проводя орфографический разбор.
Обед, бритва, мультипликация, консультация, серебро, жесть, олово, журавль, время, истина, корень, искусство, ветер.
Запишите правильно слова, пользуясь алгоритмом (комментированное письмо)
Лимо(Н-НН)ый сок, каме(Н-НН)ый топор, экскурсио(Н-НН)ый автобус, операцио(Н-НН)ая комната, листве(Н-НН)ый убор, жизне(Н-НН)ые обстоятельства, песча(Н-НН)ый берег, деревя(Н-НН)ая кровать, земля(Н-НН)ой пол, платя(Н-НН)ой шкаф, гуси(Н-НН_ый пух, муравьи(Н-НН)ое гнездо.
Перепишите, объясните различие в написании приведённых попарно слов.
Бараний—ранний; былинный—грачиный; куриный—старинный; совиный—винный; юный—струнный; картинный—змеиный.
Выборочно-распределительный диктант. Выписать из предложений прилагательные, распределив их по группам: а) одна Н в слове; б) две Н в слове. (читает учитель)
1.И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. (А. С. Пушкин) И вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье. (А. С. Пушкин) 2.Роняет лес багряный свой убор. (А. С. Пушкин) 3. Кто не проклинал станционных смотрителей… 4…..
5. В каких предложениях текста есть имена прилагательные на изучаемую орфограмму. Запишите номера этих предложений (текст С. Гейченко «Домик Арины Родионовны»)
6. Творческая работа. Раскройте смысл данных фразеологических выражений и составьте предложения с ними.
Львиная доля, стреляный воробей, петушиный характер.
2.4 Контроль знаний
Ведущее место в данной методике отводится контролю знаний учащихся. Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи, форм контроля, самоконтроля.
В своей работе я использую следующие приёмы:
Уплотнённый учёт знаний (по карточкам у доски и на месте);
Выполнение индивидуальных заданий по вариантам;
Словарные диктанты;
Взаимный опрос по теоретическому материалу;
Зачёты по определённым темам;
Работа консультантов-помощников учителя
Контроль по перфокартам
Для взаимного опроса отбираю правила, важные для усвоения, учащихся предупреждаю заранее о том, что будет взаимопроверка. На уроке соседи по парте проверяют знание правил друг у друга и взаимно оценивают ответы. На подобный опрос отводится 5 минут на уроке, а польза большая: проверяется подготовленность класса, воспитывается объективность в оценке ответа товарища, развивается познавательная активность и интерес к русскому языку. Очень полезна работа консультантов. Они проверяют задания у учащихся своей группы, проводят опрос. Такая работа позволяет учащимся основательно подготовить теоретический материал к зачёту.
На письменном контроле определяются практические навыки по теме. Форма письменного контроля может быть самой различной.
2.4.1 Контроль по перфокарте
Большой популярностью пользуется у учащихся контроль по перфокарте. Она позволяет подобрать 20 слов на проверяемые орфограммы. По вертикали идут номера слов по порядку (третья вертикальная линия включает в себя второй десяток слов). По горизонтали –выбор написания букв. Проверяются перфокарты путём наложения одной работы на другую. Сверху лежит образец, подготовленный учителем. Прокалываем шилом крестики на образце. Если работа выполнена правильно, проколы совпадут с крестиками, если есть ошибки, они не совпадут. Проверка работ занимает 3-4 минуты. Так при изучении раздела «Имя прилагательное» можно провести контроль по перфокартам по следующим темам: «О—Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных», одновременно повторив изученное ранее; «Мягкий знак после шипящих на конце слова в различных частях речи», включая краткие прилагательные с основой на шипящий.
2.4.2 Урок-зачёт. Общественный смотр знаний
Итогом изучения темы становится урок-зачёт и контрольная работа.
В ценности уроков-зачётов я убедилась давно. Даже самые ленивые ученики к зачёту готовятся ответственно, а заранее объявленные вопросы по теории дают возможность получить хорошую отметку. Зачёт провожу в различной форме, но чаще всего ребята отвечают учителю.
Зачётная работа состоит из 2-х частей—обязательной и дополнительной. Первая часть проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. Дополнительная часть содержит задания по теме на повышенном уровне. Непременным условием выполнения дополнительной части является получение «зачёта» за обязательную часть.
Таким образом, за зачётную работу ученик может получить 2 отметки, а может выполнить только первую часть, получив за неё 1 отметку.
Практикую уроки-зачёты и в форме общественного смотра Знаний.
Знания учащихся проверяет комиссия, которая может состоять из учителей-филологов, старшеклассников, родителей. За неделю до урока учащиеся получают вопросы по теории. При необходимости учитель может провести консультацию по данным вопросам, ответить на них сам. Детям сообщаются цели и задачи смотра. К смотру готовится необходимое оборудование.
Общественный смотр Знаний по теме «Глагол» в 5 классе
Цели смотра
-развивать устную и письменную речь учащихся;
-развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.
-выявить путём индивидуальной работы уровень знаний учащихся по теме «Глагол»;
Воспитывать ответственное отношение к учёбе, любовь к родному языку.
Тип урока: урок-контроль
Форма урока: общественный смотр знаний
Оборудование: мультимедийная аппаратура, карточки, ОК, билеты, зачётный лист-экран
Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока. Представляет собравшихся гостей, называет членов жюри.
Слово учителя. Что для меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
О какой части речи говорится? (о глаголе)
Почему о глаголе? ( глаголы обозначают действие предмета)
Всё в мире находится в процессе постоянного движения, изменения, действия. Вот почему 2-е место после существительных занимают глаголы, 35% слов, записанных в словарях, являются глаголами. Итак, отправляемся в страну Выученных уроков, стараемся получить отличные отметки.
Диктант (пишем на листочках, которые заранее подписаны)
Весна в этом году долго не наступала. Потом всё вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило. И вот уже разносится многоголосое пение птиц.
Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава.
Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.
Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.
(проверяют члены комиссии)
Перфокарты (проверяем написание безударных окончаний глаголов)
Работа с перфокартой описана выше. Учитель диктует слова: 1)колет; 2)вымочит; 3)стелешь; 4)дышит; 5)борешься; 6)надеешься; 7)хочет; 8)думаем; 9) чувствуешь; 10)бреешь
11)ненавидит; 12)трудишься; 13)сеет; 14) молотит; 15)плачет; 16)запирает; 17) обидит; 18) выбросим; 19)вылетит; 20)выльешь.
(проверяют члены жюри)
Карточки-задания
(каждое учебное звено получает пакет с карточками индивидуального задания для учащихся, карточки в звене раздаёт консультант, задание выполняется на листочках)
Карточка №1.
Спишите, раскрывая скобки.
(не)чувствовал усталости; (не)был в школе; мне (не)здоровится; (не)прикасался к проводам; (не)участвовал в разговоре.
Подберите близкие по смыслу глаголы на-ТЬСЯ
Горевать--…………; притаиться-………..
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Нам Родина смелые крылья дала, пути перед нами открыла.
Карточка №2.
Выпишите 3-5 предложений с глаголами на –ТЬСЯ-ТСЯ из учебника литературы.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
К вечеру всё небо заволокло тучами.
Вспомните и запишите 3 пословицы на одну из тем: «О труде», «О Родине»
Карточка №3
Спишите, добавляя –СЯ-СЬ.
Мне хотело… увидеть фазанов. Я забрал… в глубь леса, лёг под развесистым деревом в траву и не шевелился. Вот вышла на дорогу фазанка. За ней показала… ещё фазанка и красавец петух. Оперение петуха переливало… на солнце всеми цветами радуги. Особенно ярко выделяли… красные участки по бокам головы.
Подчеркните в тексте глаголы
Разберите по составу. ЗАХОТЕЛОСЬ, СВАРЩИК, БЕРЁЗОНЬКА, ДОБИТЬСЯ
Карточка №4.
Определите прямое и переносное значение глаголов, вставьте пропущенные буквы и объясните их, спишите.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. Встаёт з…ря во мгле холодной.
Установите, какие различные значения будут возникать у глаголов, если их поочерёдно соединять со словами, стоящими в скобках.
Молчать (человек, лес); бить (посуда, фонтан, зенитки); вести (больной, корабль, кружок). Запишите эти значения.
Карточка №5.
Спишите, обозначьте спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Ничто (не)облагораживает человека больше труда. Если ты что-нибудь дела…шь, делай это хорошо. Если же ты (не)мож…шь или (не)хоч…шь делать
хорошо, лучше совсем (не)делай. Как я чу(?)ствую себя счастливым, когда тружусь.
2 Разберите по составу. РАССКАЗАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, ПЕРЕЛИЛАСЬ
Карточка №6.
Запишите данные синонимические ряды в порядке возрастания силы действия.
-капать, литься, хлестать (о дожде); идти, мчаться, бежать (об опаздывающем школьнике); греметь, рокотать, громыхать (о громе); аплодировать, рукоплескать, хлопать (о зрителе)
Составьте простые или сложные предложения с однородными сказуемыми, используя синонимические глаголы на темы, указанные в скобках. Глаголы употребляйте в настоящем или будущем времени.
Карточка №7.
Определите, какие из каждых 2-х сочетаний слов являются фразеологизмами, составьте с ними предложения.
Принимать участие—принимать подарок; плясать под чужую дудку—хорошо плясать; проявить плёнку—проявить интерес.
Сделайте синтаксический разбор предложения
Коростель свою песню пропел, и спустился туман на луга.
Карточка №8.
Запишите глаголы в 2 столбика, в первый—несовершенного вида, во второй—совершенного вида
Поддержать, рассчитывать, ссориться, восставать, рассуждать, рассказать, оттенить, отталкиваться, воззвать, раззадориться. Объясните, почему во всех словах имеются удвоенные согласные?
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Конькобежцы красиво и быстро мчатся по беговой дорожке.
Карточка №9.
Спишите пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе.
Не тот друг, кто мёдом (мазать), а тот, кто правду (сказать). Кто (служить) Родине верно, тот долг (исполнять) примерно. Крепкую дружбу топором не (разрубить). Дерево (держаться) корнями, а человек—друзьями.
Разберите по составу УВЛЕЧЬСЯ, РАСТЁШЬ, УСЛЫШАЛ
Карточка №10.
-
Заполните таблицу.
глаголы
|
вид
|
спряжение
|
время
|
число
|
лицо
|
возвратность
|
разгорятся
|
|
|
|
|
|
|
начинается
|
|
|
|
|
|
|
обживали
|
|
|
|
|
|
|
задумаешься
|
|
|
|
|
|
|
прочитаю
|
|
|
|
|
|
|
смотреть
|
|
|
|
|
|
|
Спишите, раскрывая скобки, объясняя пропущенные буквы.
Одна ласточка (не)делает погоды. Одной рукой и узла (не)завяж…шь.
Пролитую воду (не)соберёшь. Под лежачий камень и вода (не)течёт.
4.Теоретический материал.
Во время работы по карточкам учебные звенья по очереди выходят отвечать теорию по билетам (вопросы заранее вывешиваются в классе)
Билет №1.
Что такое глагол?
Какого вида бывают глаголы? Как определить вид глагола?
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Расскажите о правописании ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.
Билет №2.
Что такое инфинитив? На какие вопросы отвечает инфинитив?
Как изменяются глаголы?
Как определить спряжение глагола?
Расскажите о глаголах настоящего времени. Примеры.
Билет №3.
Какие суффиксы имеет инфинитив?
Что такое спряжение?
Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Примеры.
Расскажите о глаголах будущего времени.
Билет №4.
Какие глаголы называются возвратными?
Сколько спряжений у глагола? Привести примеры.
Расскажите о правописании НЕ с глаголами.
Расскажите о прошедшем времени глагола.
5.Творческая работа
Составьте связный рассказ по предложенному началу.
Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется. (Учащиеся, выполнившие задание по карточкам и ответившие на вопросы по билетам, выполняют творческое задание на листочках, проверяют работы члены комиссии)
6.Работа с классом.
(Пока члены комиссии подводят итоги, проверяют работы и выставляют отметки в электронную ведомость, класс работает с учителем)
Исправьте ошибки в предложениях.
Павка схватил из кобуры револьвер и прицелился. (выхватил)
Виктор охотно игрался с младшим братом. (ся-убрать)
Утром он одел свою новую рубашку (надел)
Куда ты бегишь? (бежишь)
Серёжа радовался за мамины успехи. (маминым успехам)
Недавно у мамы было день рождения. (был)
Саша подружил с одним мальчиком. (подружился)
Мы целый день купалися. (купались)
Володя убёг куда-то, и я его не нашёл. (убежал)
Брат поклал книги в портфель. (положил)
Я живу и учусь в 5 классе. (Я учусь в 5 классе)
Я очень люблю любоваться природой. ( Я любуюсь природой)
Ведомость качества знаний учащихся
-
-
Фамилия, имя
|
диктант
|
перфокарта
|
теория
|
карточки
|
Творческая
работа
|
итог
|
Иванов Александр
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5/5
|
5
|
Петрова
Анна
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4/4
|
4
|
Голубев
Юрий
|
3
|
4
|
5
|
3
|
3/3
|
3
|
Учитель подводит итоги работы учащихся, благодарит всех за работу, родители организовывают чаепитие.
Контрольная работа. Анализ контрольной работы.
После проведения контрольной, работы учащихся основательно анализируются по элементам (выделяются типичные ошибки и ошибки каждого ученика) и по уровням учебных возможностей учащихся.
Анализ контрольной работы
1. Поэлементный анализ
-
№
|
Фамилия, имя
|
Отме
тка
|
Допущенные ошибки
|
1 задание
|
2задание
|
3задание
|
1
|
Агеева Татьяна
|
4/4
|
Предлог+слово, СПП,ССП, однор. члены
|
+
|
+-
|
+
|
2.
|
Акулова Наталья
|
5/5
|
------------------------------------
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Бродников Алексей
|
3/5
|
Орф №1, ться, Ь после шип., О-Ё в корне
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Василевская Маргар.
|
5/5
|
-------------------------------------------
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Глебов Роман
|
3/3
|
№1, предлог+сл., орф№1, оконч. Глаг., Ъ
|
+-
|
-
|
+
|
6.
|
Ефименко Сергей
|
4/5
|
Однородн. члены, СПП.
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Иванов Дмитрий
|
4/4
|
Предлог+слово, ССП, однород. члены
|
+-
|
+
|
+
|
8
|
Ибрагимов Равиль
|
3/3
|
Орф. №1, предлог+ слово, О-Ё в корне, СПП
|
+-
|
+
|
+
|
9
|
Шаталов Юрий
|
5/4
|
------------------------------------------
|
+-
|
+
|
+
|
Выполнили полностью 17 13 19
Частично 6 8 __
Не выполнили 1 3 5
И классе—25 учащихся, отсутствовал—1
Справились на уровне учебных возможностей: Агеева Т, Акулова Н, Василевская М и т.д.
Выше уровня: Матюков А, Михайлов М. и т.д.
Ниже уровня: Бродников А, Дергунов И.
2.Поуровневый анализ
Грамматическое задание на 1-м уровне (воспроизводящем)
Выполнили полностью: 17
Частично: 6
Не выполнили 1
На 2-м уровне (конструктивном)
Выполнили полностью: 13
Частично: 8
Не выполнили 3
На 3-м уровне ( творческом)
Выполнили полностью: 19
Частично: -
Не выполнили: 5
Рекомендации к уроку работы над ошибками.
Повторить: 1. Орф. №1, правописание предлогов со словами, пунктуацию при однородных членах, пунктуацию в сложных предложениях.
Включить на последующих уроках работу по составлению СПП по схемам на заданную тему.
Индивидуальные задания учащимся на допущенные ошибки (карточки)
Работа над ошибками проводится или на одном уроке, или на нескольких уроках по отдельным видам орфограмм. Неплохие результаты даёт индивидуальная работа. Ученик работает над теми орфограммами и пунктограммами, на которые он допустил ошибки. Учащиеся, отлично справившиеся с контрольной работой, выступают в роли помощников учителя, а самому лучшему ученику, получившему при изучении темы оценку «отлично». (их может быть и больше) присваивается звание магистра русского языка. Он занимает почётное место в классе и работает по особому заданию.
Внеклассная работа
Внеклассная работа по русскому языку является дополнительным средством расширения и углубления знаний. После каждой изученной темы провожу либо викторину, либо игру, КВН, конкурс знатоков русского языка.
Во время таких праздников проверяется не только уровень умений и навыков, но и расширяется кругозор ребят, т. к. в ходе подготовки к ним привлекается дополнительная литература по предмету.
Значение внеклассных занятий состоит в том, что учащиеся овладевают многими необходимыми в практической жизни навыками: подбирать материал на нужную тему, пользоваться словарями-справочниками, выступать перед аудиторией, изготавливать наглядные пособия и т. д.
Так после изучения темы «Имя прилагательное» был проведён конкурс знатоков, в котором принял участие весь класс.
Конкурс Знатоков «ЧТО? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ?»
Учебные цели:
Обобщить знания по русскому языку.
Пробуждать интерес к предмету.
Игровая цель:
тренировка навыков работы с партнёром, работа в коллективе.
Индивидуальные цели:
развивать речь учащихся, воспитывать внимание
Класс делится на 4 группы. Деление произвольное. Можно взять 4 открытки, разрезать их на кусочки, количество которых равно числу игроков, и дать ребятам вытянуть жребий. Команду составят обладатели фрагментов одной картинки.
После этого группы по очереди садятся за игровой стол, крутят волчок, который указывает на конверт с вопросом. Каждый вопрос в зависимости от сложности имеет определённое количество баллов, которые в итоге суммируются. Побеждает та группа, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Музыкальная пауза—Весёлые уроки «Радионяни».
Вопросы к игре.
Сколько предложений можно составить, если записать в разном порядке данные слова: Я, ВЧЕРА, ПРИШЁЛ, ДОМОЙ, ПОЗДНО (30б)
(Их количество равно числу перестановок из пяти элементов
1x2x3x4x5=120)
2. От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву М, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет. (20б.)
( Малый—алый, маленький—аленький)
3. Сколько падежей может быть в языке? (30б.)
( От 0 (китайский) до 52 (язык Дагестана)
4. Объясните разницу в значении слов «воинственный» и «воинствующий» (30б.)
(воинственный—стремящийся к разрешению споров путём
войны (воинственные племена) воинствующий—активный,
непримиримый, боевой)
5. У А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью своей старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова «он точно белены объелся»? (30б.)
( белена—ядовитое растение с одуряющим запахом (совсем
одурел)
6. Название какого овоща восходит к греческому слову АГУРОС— «неспелый», «несозревший»? (10б.)
(огурец)
7. Название какого хищного животного восходит к глаголу волочить—«тащить»?
(волк) (10б.)
8. Четвёртое лишнее. ДОБРЯК, ДОБРАТЬ, ДОБРО, ДОБРЫЙ. (10б.)
(добрать приставка ДО)
9. Сколько значений у слова КАБАЧОК? (20б.)
(1) кабачок—род тыквы, 2) кабак
10. Родственны ли слова МЕТЕЛЬ, МЕТЁТ, ОТМЕТКА? (30б.)
(метель, метёт—сильный ветер («мешать», «смешивать»)-
латышское)
11. Почему в слове ЗАБЕГ мы выделяем приставку, а в слове ЗАБОР—нет? (20б.)
( забег—бегать.)
12. Какой корень в слове СОЧЕТАНИЕ и что он обозначает? (20б.)
( корень ЧЕТ==2 (как одно целое) из церковнославянского)
13. Как будет звучать фамилия Елена Гинзбург в родительном падеже?
( Елены Гинзбург?) (10б.)
14. Что общего и чем различаются слова КАСАТЬСЯ—КОСНУТЬСЯ? (20б.) (общее—глагол, корни, орфограмма; различие—состав слова,
вид глагола)
15. Где город, а где фамилия: с Пушкином—с Пушкиным, за Ивановом—за Ивановым, над Бородином—над Бородиным? (10б.)
16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
А) вам (…) амида; Б) ме (…) олад; В) свир (…) ник (10б.)
(вампир—пирамида, мешок—шоколад, свирель—ельник)
17. Объясни значение слова ТОПОНИМИКА, используя значения двух других слов:
1) ТОПОГРАФИЯ—наука, посвящённая измерению поверхности Земли и изображению местности на планах и картах (от греч. «топос»--место, «графо»--пишу)
2) ПСЕВДОНИМ—вымышленное имя. (20б.)
(Топонимика—раздел языка, изучающий географические
названия)
18. Чем «ЗДРАВИЦА» отличается от «ЗДРАВНИЦЫ» и что у них общего? (30б.)
( здравица—заздравный тост (провозглашать здравицу за народ)
здравница—общее название санаториев (южные здравницы)
19. Чем различаются слова «здОрово» и «здорОво» в следующих предложениях?
Только ли ударением? (20б.)
В походе ребята здорово устали. Здорово, парнище!
20.Монолог», «монография», «монолит», «монотонно». Что значит каждое из этих слов и что означает общая часть этих слов—«МОНО»? (30б.)
(монолог—речь, обращённая к себе; монография—научная
работа, посвящённая одному вопросу; монолит—цельная
каменная глыба; монотонный—однообразный по тону,
интонации, «МОНО»--один )
21. Четвёртое лишнее. НОЖНИЦЫ, ЖЕЛЕЗО, ЩИПЦЫ, ВОРОТА. (20б.)
(железо—ед. ч.)
22. Вы знаете лишь две последние буквы слова «…..ло». Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово, и обосновать свой выбор. (20б.)
(дело—сущ. ср. р.; светило—глагол прош. вр. ср. р.)
23. Происхождение названий многих ягод достаточно прозрачно: ЗЕМЛЯНИКА,
КОСТЯНИКА, ЧЕРНИКА. А от какого слова могло быть образовано название «
«ежевика»? (20б.)
(вост—слав, образовано с помощью суффикса ИК от ЁЖ,
Название растению дано по признаку наличия колючек)
________________________________________________________________________________
3. Результативный компонент образовательного процесса
Использование данной методики при изучении русского языка даёт определённые результаты.
Объём изучаемого на уроке материала при таком подходе значительно увеличивается, у детей формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету, у них развивается речь, мышление, творческие способности, им легче воспринимать орфографические и пунктуационные правила. Опорные конспекты позволяют организовать повторение при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Все правила орфографии сведены в определённые блоки (см. приложение), поэтому легче запоминается теоретический материал.
Таким образом, методическая система В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить труднейшие педагогические задачи – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
За годы работы в школе я выработала свою методику, обеспечивающую положительные результаты обучения и воспитания. За последние 3 года уровень обученности учащихся составляет 100%. Постоянно улучшается и качество успеваемости. Ученики успешно сдают экзамены по русскому языку. Так в 2010 году средний балл ЕГЭ по русскому языку равнялся 68 баллам.
1. участие детей в олимпиадах ( последние 3 года)
2010г.
Ефименко Виктория 11класс—победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Шишова Лилия 11 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Анушенко Дмитрий 11 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Качур Анастасия 6 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Тимомеева Зухра 5 класс--призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Шишова Лилия 11 класс- победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.
Анушенко Дмитрий 11 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе
Ефименко Виктория 11 класс—Лауреат очного тура Всероссийской Ломоносовской олимпиады
Шишова Лилия 11 класс—Лауреат заочного тура Всероссийской Ломоносовской олимпиады
2011г.
Качур Анастасия 7 класс-- победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Углева Елизавета 7 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Тарасевич Мария 7 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Балашенко Анна 6 класс-- победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Качур Анастасия 7 класс—призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе
2012г.
Немыкина Ксения 8 класс-- победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Тарасевич Мария 8 класс-- призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Углева Елизавета 8 класс- призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Леганова Ирина 8 класс-- призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Тимомеева Зухра 7 класс--призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
2 Творчество детей
2010г.
Ефименко Виктория 11 класс—победитель районного конкурса авторских стихов о Великой Отечественной войне
2011г
Абайдулина Даура 10 класс—победитель районного конкурса сочинений «Гимн чести, мужеству, славе», участник областного конкурса
Качур Анастасия 7 класс—Лауреат районного конкурса чтецов «Живая классика», участник областного конкурса
Качур Анастасия 7 класс—победитель районного конкурса авторских стихов о войне
2012г
Балашенко Анна 6 класс—призер Всероссийского предметного молодёжного чемпионата (филологическое направление)
Тарасевич Мария 8 класс—победитель Муниципального конкурса сочинений «Донор-звучит гордо»
Кокорин Евгений 8 класс—призёр Муниципального конкурса сочинений «Донор—звучит гордо»
Сочинение учащихся 7 класса—победитель Муниципального конкурса сочинений «Я за здоровый образ жизни».
Литература
Меженко Ю.С Методическая система Шаталова в обучении русскому
языку. –М, 1992.
Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся. –М. 1992 стр.28-29, стр.94
Меженко Ю.С. Как составить опорный конспект.—Литература в
школе 1990 №5, стр.14-18
Меженко Ю.С. Методический комплект «Опорные конспекты на
уроках русского языка», «Русский язык и литература в средних
заведениях УССР», 1989, № 1-12.
5 Львова С. И. Схемы по орфографии и пунктуации –М. 1995
Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. Текст. / В.Ф. Шаталов — Архангельск, 1990.-226с.
Сайты
php/o-sisteme-shatalova-mezhenko
penzaobr.ru/index.php?newsid=2370
www.literary.ru/literary.ru/print.php?subaction...id.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-uchashchikhsya-cherez-realizatsiyu-predmetno-soderzhat#ixzz2KhNMHiuZ
Приложение №1
Не с разными частями речи.
. АЛГОРИТМ
1. Если слово не употребляется без НЕ—пишу слитно.
П. Нелепый, ненароком, ненавидеть, невежа, невидимка
-
-
Глагол
Деепричастие
Краткое причастие
Наречие не на О
Сравнительная степень
прилагательного
Слова РАД, ДОЛЖЕН,
ГОТОВ, ОБЯЗАН,
СОГЛАСЕН, НАДО,
НУЖНО и др.
|
Существительное
Прилагательное
Наречие на О
( часть речи можно
заменить синонимом)
|
ПОЛНОЕ
ПРИЧАСТИЕ
|
РАЗДЕЛЬНО
|
Есть ли противопоставление?
|
Есть ли противопоставление
или зависимое слово?
|
ДА НЕТ ДА НЕТ
-
-
-
-
-
Раздельно
|
Слитно
|
Раздельно
|
Слитно
|
П р и м е ч а н и е.
1.Существуют слова-сигналы слитного и раздельного написания
НЕ с любыми частями речи
НЕ—слитно НЕ—раздельно
ОЧЕНЬ ДАЛЕКО НЕ
СЛИШКОМ наречия со ОТНЮДЬ НЕ отри-
ВЕСЬМА значением НИКАК НЕ цание
КРАЙНЕ меры или НИ ДЛЯ КОГО НЕ
СОВЕРШЕННО степени НИЧУТЬ НЕ
АБСОЛЮТНО и др. НИСКОЛЬКО НЕ и др.
2. В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА предлог ( слитно)
НЕВЗИРАЯ НА
НЕ СМОТРЯ НА деепричастие (раздельно)
НЕ ВЗИРАЯ НА = НЕ ГЛЯДЯ
П. Несмотря на то что мы устали. (вопреки тому, что мы
устали)
НЕ смотря ни на кого (Не глядя ни на кого)
3. Слова на -МЫЙ
Большинство без НЕ не употребляется
Неразделимый Невозмутимый Неистощимый
Неиссякаемый Невообразимый Неистребимый
Невыносимый Неисчерпаемый Невыразимый
Неминуемый Неувядаемый Неотъемлемый
Незнаемый Неизгладимый Неотвратимый
Незыблемый Неотделимый
Раздельно пиши слова, употребляемые без НЕ и имеющие
зависимое слово в Т. п.
П. НЕ замечаемый никем ( Т. п.)
НЕ посещаемые охотниками ( Т. п.) заповедники.
4. Приставка НЕДО в глаголах обозначает недостаточность,
НЕДО= мало, плохо= не 100%
П. Постоянно недоедал-------НО ------не доел суп
Недостаёт знаний --------НО------не достаёт до потолка
Недооценивать, недолюбливать и др.
5. « Ловушка»--отсутствие противопоставления с А, НО
П. Барон был немолод, но строен.
Река неширокая, но рыбная.
Приложение2.
Правописание О—Ё после шипящих
( под ударением)
А Л Г О Р И Т М
1 шаг. Определи
|
|
|