|
Контрольная работа. Анализ контрольной работы 19-20 стр
Омская область, с.Седельниково, ул.Советская,22 Телефон: (38164)21-8-23
Иванова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2013
Из опыта работы
Автор
Из опыта работы
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Омской области
Содержание
1. Вступление----------------------------------------------------------------------------------2-4 стр.
2. Система работы с опорными конспектами:
Планирование ________________________________________4-5 стр.
Урок________________________________________________5-10 стр.
Работа с алгоритмом__________________________________11-12 стр.
Контроль знаний:
Контроль по перфокарте_____________________13-14 стр.
Урок-зачёт. Общественный смотр знаний_______14-18 стр.
Контрольная работа. Анализ контрольной работы_____________________________________19-20 стр.
Внеклассная работа по изученной теме_________________20-22 стр.
3. Результативный компонент образовательного процесса_________22-24 стр.
4. Литература
5. Приложения
Вступление
Одним из приоритетных направлений развития образования на современном этапе является повышение качества образования. В настоящее время приняты Федеральные Государственные образовательные стандарты, которые во многом меняют подход учителя к работе. Как научить детей учиться? Как развить в ребёнке все его интеллектуальные и творческие возможности? Чтобы знать ответы на все поставленные перед учителем задачи, надо постоянно учиться самому.
В современной школьной методике применяется много технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать их активными и востребованными в современном мире. Перед учителем русского языка стоит цель эффективного обучения языку. Для этого необходимо повысить мотивацию учащихся, раскрыть способности каждого школьника, а также усилить практическую направленность изучаемого материала. Следовательно, учитель должен найти такую технологию, которая бы отвечала его взглядам на обучение и воспитание детей, найти такой подход, который бы обеспечил возможность достижения школьниками высокого уровня усвоения знаний. Среди известных методик, созданных для интенсификации обучения, центральное место занимает методика В.Ф.Шаталова.
Ещё в 80-е годы прошлого века я заинтересовалась методикой Виктора Фёдоровича, с интересом смотрела его телеуроки. И когда его последователь, преподаватель русского языка Ю.С.Меженко, проводил в Омске семинары, я с удовольствием посещала занятия. До сих пор бережно храню конспекты тех лекций, хотя знаю их наизусть, и брошюры с опорными конспектами. Методическая система В.Ф.Шаталова—Ю.С.Меженко позволяет успешно решить труднейшие педагогические задачи—приобщить каждого ученика к ежедневному умственному труду, воспитывать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
В своей работе я использую ОК Ю. С. Меженко, а также составляем опорные конспекты на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике.
При этом использую традиционные методы объяснения нового материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом.
Составлению ОК предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, а также словарная работа с новыми терминами.
После составления ОК возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нём, мгновенно находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязь между этими звеньями. Для этого используются различные приёмы: «озвучивание» в парах, в виде индивидуальных ответов перед классом и др.
С ОК учащиеся работают в тетрадях – справочниках, где записывают образцы рассуждений по «опоре»
Дальнейшая работа на основе ОК ведётся в системе теоретических и практических методов, при этом в поле зрения учителя три задачи:
ученик многократно проговаривает правило, тренируя свои органы речи в произнесении текста формулировки правила;
эта тренировка способствует развитию его монологической речи книжного стиля;
в результате такой тренировки достигается понимание смысла лингвистического термина, значит, развивается мышление ученика.
Объединение в одном ОК теоретического материала нескольких параграфов школьного учебника даёт учителю возможность «высвободить» большее, чем обычно, количество уроков для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений. У учителя появляется возможность организовать самостоятельную работу учащихся через использование ИКТ, а также увеличить объём работы по стилистике.
Опыт работы показал, что на этапе закрепления знаний и формирования умений важна не только система упражнений, дающая возможность отрабатывать образцы рассуждения в различных ситуациях, но и текущая диагностика, показывающая учителю, как конкретно у каждого ученика идёт формирование умения, что усваивается слабо. В этих целях в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа, для выполнения которой выбираются приёмы, наиболее экономные с точки зрения времени: графический диктант, взаимопроверка, работа по перфокартам, с сигнальными карточками и т.п.
Такая работа позволяет видеть слабые места в усвоении материала и даёт возможность отобрать дидактический материал для следующего урока.
В чём, на мой взгляд, преимущество такой подачи нового материала.
Подача материала блоком (в учебнике он разбросан) устраняет его дробление, позволяет выделить главное, привести его в систему, поэтому и вызывает интерес у учащихся.
Поскольку материал подаётся блоком, появляется возможность лучше организовать повторение. А чтобы перевести знания в долговременную память, надо чаще повторять изученное ранее.
Такой подход позволяет организовать опережающее обучение. Так в 5 классе при изучении сложных предложений даю характеристику сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным сложным предложениям. Разграничение сложных предложений по типам позволяет более целенаправленно и лингвистически обоснованно вести работу по синтаксису и пунктуации на последующих уроках. Умение анализировать структуру сложных предложений и ставить в них необходимые знаки препинания закрепляется в ходе всевозможных тренировочных упражнений.
Работа с ОК помогает развивать устную речь. Дети говорят, отвечая теоретический материал целым блоком.
Такая система работы помогает разнообразить уроки, сделать их непохожими. Стараюсь придерживаться правила: в течение недели ни одного одинакового урока.
ОК-это своего рода наглядность. А наглядность помогает лучшему восприятию через зрительные каналы. Задействованы 3 вида памяти: слуховая, зрительная, моторная.
Опыт работы с ОК показал, что если теоретический материал группировать в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся.
Учебный материал усваивается глубоко и последовательно, при этом развивается лингвистическое мышление учащихся.
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в экспериментах Л.В.Занкова и др.
К сказанному хочу добавить, что ОК, конечно же, не единственно возможный способ формирования языковых, орфографических, и пунктуационных умений. В своей работе я использую и другие технологии. С появлением в кабинете компьютера, овладела ИКТ, что дало возможность значительно повысить качество знаний учащихся. Благодаря этому ОК передаются на экран через проектор. Программа Pover Point даёт возможность создавать любые варианты ОК. Теперь я не рисую схемы на доске или на листе ватмана, они все находятся в компьютере. При необходимости проецирую их на экран и работаю.
Опорные конспекты помогут решить проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая тип учебного материала, особенности интеллектуального развития детей в классе.
Система работы с опорным конспектом
Систему работы с ОК покажу на примере изучения раздела «Имя прилагательное» в 5 классе.
2.1 Планирование
Изучив ещё раз рабочую программу и государственные стандарты, ставлю задачи, общие для всех уроков, прописываю их в тетради для поурочных планов.
Познавательные задачи:
формировать у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение, вооружить их основами знаний о родном языке, убедить в том, что прилагательные широко употребляются в различных видах литературной речи.
Практические задачи:
сформировать прочные орфографические умения и навыки, связанные с правописанием окончаний прилагательных, Н-НН в суффиксах отыменных прилагательных, О-Е в суффиксах и окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящий;
овладеть нормами русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся, так как прилагательные, употребляемые учащимися, отличаются однообразием, особенно беден у детей словарь прилагательных оценочного характера, прилагательных, обозначающих духовные качества человека;
продолжить обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
воспитывать у учащихся потребность пользоваться прилагательными в речи;
развивать логическое мышление;
обучать школьников умению самостоятельно добывать знания по русскому языку;
формировать общеучебные умения – работа с книгой, справочной литературой, мультимедийными средствами;
совершенствовать навыки чтения, работая с текстами на уроках.
На первом уроке довожу план работы до учащихся, вместе с детьми определяем цель нашей работы. Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:
Они должны быть достаточно напряжёнными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызвать высокую активность.
Цели должны быть достижимыми, т.к. завышенные приводят к отключению учащихся от решения поставленных задач.
Цели обучения должны осознаваться учащимися, иначе не будут руководством к действию.
Цели должны быть конкретными, учитывающими учебные возможности данного коллектива в зоне его ближайшего развития.
Цели должны быть меняющимися с изменением условий, возможностей для их достижения.
На этом же уроке даю задание для подготовки внеклассного мероприятия, которое проводится после изучения темы.
Тематический план
Имя прилагательное (11+2)
1-2уроки
|
Работа по опорному конспекту «Имя прилагательное»
|
3 урок
|
Отработка навыков правописания падежных окончаний прилагательных
|
4 урок
|
Полные и краткие прилагательные
|
5урок
|
Употребление прилагательных в речи. Суффиксы прилагательных –ЧИВ –ЛИВ -ИСТ
|
6 урок
|
Н—НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Отработка навыков правописания по алгоритму.
|
7 урок
|
Правописание О-Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
|
8-9 уроки
|
Развитие речи. По плану уроков развития речи.
|
10 урок
|
Систематизация и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»
|
11 урок
|
Урок-зачёт по теме «Имя прилагательное»
|
12 урок
|
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» или тест
|
13 урок
|
Конкурс Знатоков «Что? Как? Почему?»
|
2.2 Урок
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Работа по ОК.
1. Слово учителя.
Каждый из окружающих нас предметов имеет признаки, в которых проявляется особенность этого предмета. Например, пишущая ручка. Какие признаки есть у ручки?
(ребята называют признаки ручки) Для названия признаков предмета есть в языке специальные слова. Как называются такие слова? (имя прилагательное).
2. Работа с текстами
Учитель проецирует на экран 2 текста и читает их.
Везде белели снега. Топились в деревнях печи, и дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Леса виднелись ясно и близко, была везде тишина.
Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина. (По В.Белову)
- В каком тексте ярче, живописнее переданы картины природы? (ребята рассуждают , отмечая преимущество второго текста)
-Благодаря каким словам второй текст ярче, живописнее? (Учащиеся называют имена прилагательные)
3. Учитель обобщает: Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные же позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее.
С прилагательными речь как яркая цветная картина, даже ещё богаче, чем картина, т. к. они передают не только цвета предметов, но и звуки, запахи, вкус и т. д. Послушайте, какая красивая картина получилась у А.С.Пушкина:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Цель урока ставим вместе с детьми. Работая по опорному конспекту, понять особенности прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль, а также изучить орфограммы, связанные с написанием прилагательных.
Тетрадь, число, тема.
Имя прилагательное как часть речи
Слово ПРИ-ЛАГ-А-ТЕЛЬ-Н-ОЕ разбираем по составу и объясняем его лексическое значение (положить вплотную).
Беседа (знания начальной школы)
-Что такое имя прилагательное?
-Как изменяются прилагательные?
-Какими членами предложения являются?
7. Работа по опорному конспекту (1 блок)
1. Читает учитель (2раза) Первый раз лучше просто рассказывать о прилагательном, опираясь на только что услышанные от учащихся знания о нём
2. Читают учащиеся (несколько человек)
3. Читаем учебник (стр 230 и т.д.) и сравниваем информацию из учебника с опорным конспектом.
8. Работа с текстом На парте у каждого ученика текст С.Гейченко «Домик Арины Родионовны» На экран проецируем фотографию домика няни Арины Родионовны, при этом обращаюсь к классу с вопросом, что они знают о няне. Текст читает учитель.
(1) Рядом с домом А. С. Пушкина (в Михайловском) под сенью большого двухвекового клёна, среди густых кустов сирени, акации и жасмина, кое-где увитых зелёным хмелем, стоит маленький деревянный флигелёк. (2)Флигелёк был построен ещё Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. (3)В нём помещались баня и светёлка. (4)При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна…
(5) В баньке Пушкин принимал ванну, когда с наступлением холодов он не мог купаться в Сороти. (6)В светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. (7) Сюда он шёл отдохнуть, послушать её чудесные сказки. (8)Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное… (9)Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми»,-стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… (10)В другом углу—русская печь с лежанкой, пучки душистых трав. (11)Напротив печи на полке—медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки. (12)На комоде—заветный ларец няни. (13)Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней.
(С.Гейченко, хранитель Пушкинского заповедника)
1. Найти в тексте прилагательные. Доказать, что это прилагательные. (Например, большого (клёна), клёна (какого?) большого.
2. С какой частью речи согласуются прилагательные? (с существительными)
3. Выпишите из текста 3 словосочетания прил.+сущ. Определите род, число, падеж прилагательных. (Например, деревянный флигелёк—м.р. ед.ч.И.п.; чудесные сказки—мн.ч.В.п; подлинная вещь—ж.р.ед.ч.И.п.)
8. Обобщение изученного, повторное чтение опорного конспекта учащимися (1блок)
9. Имя прилагательное как член предложения.
1. Какими членами предложения могут быть прилагательные? (определение, сказуемое)
2. . Найдите в тексте С. Гейченко предложения, в которых полные прилагательные являются определением. (Достаточно найти 1предложение, правильно задать вопрос к прилагательному)
|
|
|