Главная страница

Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»


Скачать 0.66 Mb.
Название Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»
страница 1/4
Дата 23.03.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Курсовая
  1   2   3   4


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Курсовая работа
Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий
«Социальная педагогика»
Исполнитель:

студентка 253 группы

Львова А.Н.

Руководитель:

Карпова Галина Алексеевна

Екатеринбург, 2011

Оглавление
Введение…………………………………………………….……………………..3

Глава 1. Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема………………………………………..6

1.1. Лидерство – понятие и сущность……………………………………………6

1.2. Особенности развития лидерского потенциала в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...8

1.3. Формы внеклассных занятий как средство развития лидерского потенциала………………………………………………………………………..13

Глава 2. Анализ опытно-поисковой работы по развитию лидерских качеств……………………………………………………………………………19

2.1. Характеристика опытно – поисковой работы Петруниной М.В., направленной на формирование лидерских качеств у младших школьников, проведенной на базе МОУ Пышминской СОШ ………………………………24

2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария……………......24

2.3. Сущность внеклассных занятий по формированию лидерских качеств……………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………..…….……………..41

Список литературы………………………………………………………………43

Приложение 1……………………………………………………….…….45

Приложение 2………………………………………………………….….46

Приложение 3……………………………………………………………..49

Приложение 4…………………………………………………….……….53

Приложение 5………………………………………………………….….54

Приложение 6………………………………………………………….….55

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять ребенку лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.

Возможность в процессе воспитания у ребенка формировать качества лидера заложена во внеклассных формах работы современной школы.

Однако в социально-педагогической практике в настоящее время сложилось противоречие.

Противоречие: между наличием огромного воспитательного потенциала форм внеклассных занятий и недостаточным вниманием в теории и практике на формирование лидерских качеств у младших школьников.

Данное противоречие определяет актуальность выбранной мной темы исследования «Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий».

Объект исследования: лидерские качества детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: внеклассные занятия как средство формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Цель исследования заключается в том, чтобы исследовать возможности использования форм внеклассных занятий в формировании лидерских качеств у младших школьников

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств личности;

2. Рассмотреть формы внеклассных занятий и определить их влияние на формирование лидерских качеств;

3. Обосновать выбор диагностического инструментария;

4. Разработать систему мероприятий, направленную на формирование лидерских качеств у младших школьников;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические методы: Теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства у младших школьников, лидерства в образовании и формирования значимых качеств младшего школьника.

Эмпирические методы: Методы опроса: методика «Ролевые ожидания»; методика «Лидер с узким индивидуальным диапазоном»; методика «Склонность к доминированию»; тестирование по методикам: тест-опросник Р.С. Немова «Организаторские способности лидера»; тест «Я – лидер».

Проблема исследования заключается в том, что формы внеклассных занятий будут эффективным средством формирования лидерских качеств у младших школьников.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема
1.1. Лидерство – понятие и сущность

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов.

В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства.

В соответствии с "традиционной концепцией лидерства" лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

Позднее Френк Фидлер предложил "ситуационную теорию лидерства". Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

Третья концепция, "Новая концепция лидерства", включила в себя первых два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т. е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер - это руководитель, но не всякий руководитель - лидер. В данном случае не имеет значения, формальный это или неформальный уровень, так как у лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения.

Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию - как профессиональному, так и личностному.

Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.

Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров:

"игроки";

"открытые".

Привлекательность первых основывается только на производимом ими внешнем впечатлении, за которым ничего не стоит. У них нет своих взглядов и убеждений, и они легко их изменяют в соответствии со сложившейся обстановкой.

"Игроки" используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, и более точно им подходит определение "двуликий Янус". "Игроки" - это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого положения.

"Открытые" лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью "игрокам".

Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений.

"Открытые" лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем "игроки", так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

Далее мы опишем особенности развития лидерского потенциала в младшем школьном возрасте.
1.2. Особенности развития лидерского потенциала в младшем школьном возрасте

В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. [1]

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (по Выготскому Л. С.) характеризует новый уровень развития мотивационно – потребностной сферы, что позволяет ребёнку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения [5].

Г. Фортунатов подразделил детей на следующие группы: лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность; активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера; исполнители; одиночки, живущие своей жизнью; бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе; затравленные члены коллектива. [18]

Портрет ребенка-лидера примерно такой: это ребенок, с которым дети интенсивно взаимодействуют; на его предложения всегда от­зываются; взаимодействие с лидером сопровожда­ется яркими, положительными эмоциями. [6]

Изучая взаимоотношения детей, А.С. Залужный предложил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных и постоянных. Он критикует положение о том, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству. Он считает, что лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т.д. [8]

В работах Д.В. Менджерицкой подчеркива­ется необходимость приобретения детьми младшего школьного возраста опыта руководства, и опыта подчинения, что необходимо для социального развития личности каждого ребенка и складывания нравственных отношений в детском обществе [11]

В нашем понимании лидер - младший школьник - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о принципиальной возможности и путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах.

С нашей точки зрения развитие лидерского потенциала личности с младшего школьного возраста обусловлено взаимодействием биологических (особенностей темперамента и здоровья) и социальных факторов. Рассмотрим их.

1. Здоровье.

Здоровье - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему, в первую очередь, необходимо иметь сильную нервную систему, выносливость, энергичность, физическую силу, оптимальный уровень здоровья, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

2. Учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей темперамента детей.

Благодаря пластичности детской нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предот­вращали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.

3. Переживание ребенком успеха в деятельности.

В 7-9 лет дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний (Белкин А.С., Смирнова Е.О., Якобсон П.М.). Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирования активного, лидерского поведения. [20]

3. Реализация притязания на признание, стремление к превосходству.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как «хорошему» у ребенка возни­кает новое социально необходимое образование - стремление быть при­знанным. Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих по­требностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений.

К 7 - 8 годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствуют появлению детского самолюбия - мощнейшего стимула к саморазвитию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.

Стремление к лидерству есть не что иное, как утилизация энергии фундаментального влечения - стремления к превосходству над людьми в своей привычной среде.

4. Особенности детско-родительских отношений.

Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.

В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым, чаще всего, является мать. Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей «Я» выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) - как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и образ «Я» складывается у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка.

5. Оценивание деятельности ребенка взрослыми.

Я.Л.Коломинский одним из первых выяснил, что дети прежде всего осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются учителем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе. Критерии, используемые ре­бенком при самооценке и оценке товарища, в значительной степени зависят от педагога и родителей [3].

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за «место под солнцем», а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

1.3. Формы внеклассных занятий как средство развития лидерского потенциала

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассное занятие» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Рассмотрим некоторые подходы ученых к определению понятия «внеклассные занятия и внеклассная работа»:

Внеклассные занятия – это организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечение разумного отдыха [15]

Внеклассные занятия – это составляющая часть учебного воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [16]

Внеклассная работа – это общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого усвоения знаний и развития технического творчества [16]

Внеклассная работа – это составная часть учебно – воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, проведения социально – педагогической работы с ними [16]

Внеклассная работа – это составляющая часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [16]

Другое определение дано в справочнике Пидкасистого П. И.:

Внеклассные занятия – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые педагогом во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развитие самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а так же удовлетворение их интересов и обеспечение активного и разумного досуга.

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению «внеклассные занятия» можно сделать вывод о том, что все авторы делают акцент на развитие способностей и склонностей учащихся, к которым можно отнести формирование лидерских качеств у младших школьников.

При анализе литературных источников были выделены общие принципы внеклассной работы, такие как – добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие во внеклассной работе), учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учета различия направленности интересов и черт характера учеников), коммуникативной активности (принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию лидерских качеств школьника).

Существуют следующие формы внеклассной работы: информационный кружок, факультатив, конкурсы, викторины, экскурсии, КТД, игры.

В качестве основных компонентов внеклассной работы так же можно выделить несколько форм этих занятий, классифицирующие нами по 8 признакам:

  1. По характеру основных педагогических целей:

-воспитательные;

-образовательные;

-развивающие;

-комбинированные;

2. По направлению деятельности:

-мировоззренческие;

-трудовые;

-познавательные;

-этические;

-культурно – развлекательные;

-физкультурно – оздоровительные;

3. По количественному охвату школьников:

-массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.);

-групповые (кружки, объединения, экскурсии);

-индивидуальные (работа над моделью, творческие задания);

4. По временным показателям:

-единоразовые (вечера);

-циклические (кружки);

-комбинированные (экскурсии);

5. По характеру познавательной деятельности:

-творческие;

-репродуктивного плана;

-комбинированные;

6. По возрастным особенностям:

-для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие);

-для отдельных классов (параллелей);

-для смешанных групп школьников;

7. По контингенту учеников:

-с успешно обучающимися;

-со слабо успевающими;

-комбинированные;

-комплексные;

8. По характеру работы:

-практические;

-творческие;

-комбинированные;

Данная классификация позволяет учителю творчески с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету.

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению и организации кружков. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении в школьных объединениях, во время школьных вечеров, фестивалей и т. п.

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Выделим формы внеклассной работы, влияющие на формирование лидерских качеств.

Формы внеклассной работы – это конкурсы творческого мастерства, выставки лучших работ, тематические экскурсии. [4]. Широкие возможности внеклассных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников качественно реализуется лишь при создании организации данных занятий.

Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, конкурсы, КТД, игры для лидеров. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, слушательские конференции, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих формированию лидерских качеств у младших школьников выделяют конкурсы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Они применяются для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности, а также в техническом моделировании в школах, районах и областях проводятся конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Конкурсы являются действенной формой развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований, а так же формирования их лидерских качеств.

Еще одной формой внеклассных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников, является игра. Игра – самостоятельная деятельность младших школьников, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организовывают её. Но в то же время ни в какой другой детской деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учатся действовать согласованно с товарищем, на практике усваивают нормы поведения.

Таким образом, можно говорить о том, что игра является действенной формой внеклассной работы по формированию лидерских качеств у младших школьников. В играх развивается самооценка детей, их инициативность и исполнительность, психические процессы, коммуникативные учения и речь, самостоятельность, умение адаптироваться к различным ситуациям, эмоциональность, умение разрешать споры и отстаивать свою точку зрения.

Внеурочные формы работы со школьниками дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

Таким образом, в данном параграфе можно узнать о том, что такое внеклассное занятие, какие формы внеклассных занятий существуют и как они могут влиять на формирование лидерских качеств у младших школьников, и что поможет различным специалистам в решении данной проблемы. В приложениях 7, 8, 9 мы приведем примеры некоторых форм внеклассных занятий, которые мы будем использовать при работе с младшими школьниками, развивая их лидерские качества.


  1   2   3   4