Главная страница

«Подарки осени»


Скачать 68.42 Kb.
Название «Подарки осени»
Дата 06.03.2016
Размер 68.42 Kb.
Тип Конспект

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Подарки осени»

учителя-логопеда

Корниенко Жанны Анатольевны.
Коррекционно-образовательные цели:

-Закрепление представлений об осени ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды».

-Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, согласование числительных 2 и 5 с существительными. Закрепление знаний о гласных буквах и звуках А,О,У,И, совершенствование умения читать слияния гласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие длительного плавного выдоха, высоты и силы голоса, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:

Наборное полотно. Сюжетные и предметные картинки по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды». Мячи. Корзина с разноцветными бумажными листьями. Ведерко с каштанами. 4 Куклы. Буквы А, О, У, И, из разрезной азбуки. Предметные картинки для выделения начального ударного гласного звука в слове. Д/И «Две корзинки», «4-лишний». Индивидуальные зеркала.

Ход НОД:


  1. Организационный момент.

Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.
( Перед НОД разложить мячи на полу на равном расстоянии друг от друга.)
Л о г о п е д: Сегодня мы отправимся в лес. Но что бы туда попасть, надо преодолеть препятствия. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагнуть через них.

-2-
Л о г о п е д: Молодцы! Ловко справились с заданием. Вот мы и в лесу.
2. Беседа об осени с рассматриванием и сравнением сюжетных картинок.

Закрепление представлений об осени ее приметах
( На наборном полотне две сюжетные картинки: «Ранняя осень» и «Поздняя осень».)
Л о г о п е д: Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал художник?

Д е т и : На картинках нарисована осень.

Л о г о п е д: Почему осень по-разному изобразили?

Д е т и : На первой картинке нарисована ранняя осень, а на второй - поздняя.

Л о г о п е д: Докажите мне, что на первой картинке ранняя осень.

Л о г о п е д: Докажите мне, что на второй картинке поздняя осень.

(Дети называют приметы ранней осени. Логопед следит за тем, чтобы ответы детей были полные.)

Л о г о п е д: Все хорошо справились с заданием. Вы хорошо знаете примете осени.
3. Д/И « С какого дерева подарки?».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и падеже).
( На наборном полотне картинки с изображением деревьев.)
Л о г о п е д: Осень дарит нам много подарков. Посмотрите, как много листочков я насобирала в корзинку. Выберите по одному листочку. Расскажите, с какого он дерева, какой он по цвету.
(Дети берут листочки, рассказывают о листьях. Размещают их около деревьев на наборное полотно.)
Л о г о п е д: Какой это лист?

1-й р е б е н о к: Это оранжевый кленовый лист. Он упал с клена.

Л о г о п е д: Что у тебя в руках?

2-й р е б е н о к: У меня желтый березовый лист. Он упал с березы.

Л о г о п е д: Что ты взял?

3-й р е б е н о к: Я взял красный осиновый лист. Он упал с осины.

Л о г о п е д: Какой лист тебе достался?

4-й р е б е н о к : Мне достался коричневый дубовый лист. Он упал с дуба.
4. Упражнение « Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха.
Л о г о п е д: Возьмите из корзинки по одному веточке с листочками рябины.

- 3 –

Встаньте прямо. Вытяните руку с веточкой вперед. Подуйте на нее, чтобы листочки на веточке зашевелились. Сделайте вдох, вытяните губы вперед трубочкой. Подуйте на веточку.

5. Упражнение «Листья» .

Координация речи с движением.

( «Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 98.)
6. Упражнение « Волшебные листочки»

Совершенствование умения читать слияния гласных.
Л о г о п е д: Давайте присядем на пенечки. Для нас осень приготовила новые подарки.
( Дети садятся на стульчики вокруг стола.)
Л о г о п е д: Что мы видим здесь?

Д е т и : - Я вижу желудь.

- Я вижу шишку.

- Я вижу орех.

- Я вижу лист.

Л о г о п е д: Переверните картинки. Что вы видите?

Д е т и : Буквы.

Л о г о п е д: Возьмите по одному подарку. Прочитайте, что написано на ваших подарках.

1-й р е б е н о к: АО

2-й р е б е н о к: УИ

3-й р е б е н о к: АИО

4-й р е б е н о к: УИА
Л о г о п е д: Я дам вам еще подарков от осени. Найдите среди них пару для своего подарка. На нем написана та же песенка из букв, что и у вас.
( Дети собирают подарки.)

Л о г о п е д: Сравните предметы по размеру в ваших парочках. Назовите правильно их.

1-й р е б е н о к: желудь- желудок

2-й р е б е н о к: шишка- шишечка

3-й р е б е н о к: орех- орешек

4-й р е б е н о к: лист-листик
7. Упражнение: « Каштаны» Развитие пальчиковой моторики и ловкости.
(Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана.)
- 4 –

Л о г о п е д: Держите каштаны крепко, катайте их между ладонями. Старайтесь не уронить.

Д е т и: Каштаны в ладошке я крепко держу.

Каштаны в ладошке кручу и кручу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышка от кошки.
Н.В.Нищева.

( Дети складывают каштаны обратно в ведерко.)

8. Упражнение «Эхо». Развитие высоты и силы голоса.
Л о г о п е д: Кажется, кто-то заблудился в лесу. Он нас зовет. Слышите? Будем его искать. Отвечайте так же как он.
( Воспитатель кричит «АУ!» за ширмой шопотом, затем тихо, затем громко, но на мягкой атаке.

Дети повторяют за воспитателем. Подходят ближе и ближе к ширме.)
9. Д/И « Помоги куклам».

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

Л о г о п е д : Вот кто нас звал на помощь. Куклы забыли, как их зовут. Но у них есть буквы. С них начинаются их имена. Как же их зовут?

1-й р е б е н о к: Аня

2-й р е б е н о к: Уля

3-й р е б е н о к: Оля

4-й р е б е н о к: Игорь
Л о г о п е д : Вот картинки. Подарим куклам картинки, которые начинаются с такого же звука, что и их имена.

( Дети называют, что изображено на картинке. Определяют первый звук в каждом слове. Кладут картинку около куклы с такой же буквой.)
Л о г о п е д : Спасибо, ребята. Куклы остались довольными. А нам надо идти дальше.
10. Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед приглашает детей за стол. Дети берут зеркала. Садятся правильно.
- 5 –

Л о г о п е д : Выполним следующие упражнения:

- « Улыбочка»- « Трубочка»

- « Мостик»

- « Качели»

-« Часики»

-« Кошечка лакает молоко».

11. Упражнение: « Угадай грибок». Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, пальчиковой и общей моторики.
Л о г о п е д : Ребята, давайте расскажем стихотворение « Где вы были?»
( Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения.)
« Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 441.
Л о г о п е д: Отгадайте какие грибы вы нашли.
( На наборном полотне картинки с изображением грибов. Дети берут картинки с контурным изображением грибов. Называют их.)
1-й ребенок: Я узнал мухомор.

2-й ребенок: У меня волнушка.

3-й ребенок: Я вижу лисичку.

4-й ребенок: Я отгадал боровик.
12. Д/И « Две корзинки»

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных 2 и 5 с существительными) и связной речи.

Л о г о п е д: У меня две корзинки. В них лежат грибы. Посчитайте одинаковые грибы в обеих корзинках. Назовите сколько их.

Д е т и :

1-й ребенок: Я нашел 2 мухомора.

2-й ребенок: Я увидел 5 волнушек.

3-й ребенок: Тут 3 лисички.

4-й ребенок: Я насчитал 4 боровика.

13.Д/И « По ягоды». Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.

-6-

( На магнитной доске картинки с изображениями ягод.Цифры.)

Л о г о п е д: Лес нам дарит много подарков. Что еще можно собирать в лесу?

Д е т и: Ягоды.

Л о г о п е д: Давайте вместе прохлопаем названия ягод и подберем нужную цифру по количеству слогов.
( Дети вместе с логопедом делят слова на слоги.)

МА-ЛИ-НА- 3

ЧЕР-НИ-КА -3

БРУС-НИ-КА -3

КЛЮК-ВА -2
14. « Какая ягодка» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже).
Л о г о п е д: Назовите какие ягоды по форме.

1-й ребенок: Брусника по форме круглая.

2-й ребенок: Земляника по форме овальная.

3-й ребенок: Малина по форме круглая.

4-й ребенок: Клюква по форме круглая.
15. « 4-лишний» Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления.
Л о г о п е д: Назовите ягоды.

Д е т и : Малина, земляника, клюква, черника.

Л о г о п е д: Какая ягодка лишняя по вкусу?

Д е т и : Клюква- она кислая, а остальные сладкие.

Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Что вам больше всего понравилось? Какие задания показались трудными?
16. Итоги.

Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Мне сорока рассказала, что наш повар приготовил для вас лакомство. Пора возвращаться в детский сад. Накроемся платочком и вернемся обратно.
17. Сюрпризный момент.
Вручение вазочки с печеньем.