|
«Подарки осени»
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Подарки осени»
учителя-логопеда
Корниенко Жанны Анатольевны.
Коррекционно-образовательные цели:
-Закрепление представлений об осени ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды».
-Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, согласование числительных 2 и 5 с существительными. Закрепление знаний о гласных буквах и звуках А,О,У,И, совершенствование умения читать слияния гласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие длительного плавного выдоха, высоты и силы голоса, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Наборное полотно. Сюжетные и предметные картинки по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды». Мячи. Корзина с разноцветными бумажными листьями. Ведерко с каштанами. 4 Куклы. Буквы А, О, У, И, из разрезной азбуки. Предметные картинки для выделения начального ударного гласного звука в слове. Д/И «Две корзинки», «4-лишний». Индивидуальные зеркала.
Ход НОД:
Организационный момент.
Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.
( Перед НОД разложить мячи на полу на равном расстоянии друг от друга.)
Л о г о п е д: Сегодня мы отправимся в лес. Но что бы туда попасть, надо преодолеть препятствия. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагнуть через них.
-2-
Л о г о п е д: Молодцы! Ловко справились с заданием. Вот мы и в лесу.
2. Беседа об осени с рассматриванием и сравнением сюжетных картинок.
Закрепление представлений об осени ее приметах
( На наборном полотне две сюжетные картинки: «Ранняя осень» и «Поздняя осень».)
Л о г о п е д: Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал художник?
Д е т и : На картинках нарисована осень.
Л о г о п е д: Почему осень по-разному изобразили?
Д е т и : На первой картинке нарисована ранняя осень, а на второй - поздняя.
Л о г о п е д: Докажите мне, что на первой картинке ранняя осень.
Л о г о п е д: Докажите мне, что на второй картинке поздняя осень.
(Дети называют приметы ранней осени. Логопед следит за тем, чтобы ответы детей были полные.)
Л о г о п е д: Все хорошо справились с заданием. Вы хорошо знаете примете осени.
3. Д/И « С какого дерева подарки?».
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и падеже).
( На наборном полотне картинки с изображением деревьев.)
Л о г о п е д: Осень дарит нам много подарков. Посмотрите, как много листочков я насобирала в корзинку. Выберите по одному листочку. Расскажите, с какого он дерева, какой он по цвету.
(Дети берут листочки, рассказывают о листьях. Размещают их около деревьев на наборное полотно.)
Л о г о п е д: Какой это лист?
1-й р е б е н о к: Это оранжевый кленовый лист. Он упал с клена.
Л о г о п е д: Что у тебя в руках?
2-й р е б е н о к: У меня желтый березовый лист. Он упал с березы.
Л о г о п е д: Что ты взял?
3-й р е б е н о к: Я взял красный осиновый лист. Он упал с осины.
Л о г о п е д: Какой лист тебе достался?
4-й р е б е н о к : Мне достался коричневый дубовый лист. Он упал с дуба.
4. Упражнение « Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха.
Л о г о п е д: Возьмите из корзинки по одному веточке с листочками рябины.
- 3 –
Встаньте прямо. Вытяните руку с веточкой вперед. Подуйте на нее, чтобы листочки на веточке зашевелились. Сделайте вдох, вытяните губы вперед трубочкой. Подуйте на веточку.
5. Упражнение «Листья» .
Координация речи с движением.
( «Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 98.)
6. Упражнение « Волшебные листочки»
Совершенствование умения читать слияния гласных.
Л о г о п е д: Давайте присядем на пенечки. Для нас осень приготовила новые подарки.
( Дети садятся на стульчики вокруг стола.)
Л о г о п е д: Что мы видим здесь?
Д е т и : - Я вижу желудь.
- Я вижу шишку.
- Я вижу орех.
- Я вижу лист.
Л о г о п е д: Переверните картинки. Что вы видите?
Д е т и : Буквы.
Л о г о п е д: Возьмите по одному подарку. Прочитайте, что написано на ваших подарках.
1-й р е б е н о к: АО
2-й р е б е н о к: УИ
3-й р е б е н о к: АИО
4-й р е б е н о к: УИА
Л о г о п е д: Я дам вам еще подарков от осени. Найдите среди них пару для своего подарка. На нем написана та же песенка из букв, что и у вас.
( Дети собирают подарки.)
Л о г о п е д: Сравните предметы по размеру в ваших парочках. Назовите правильно их.
1-й р е б е н о к: желудь- желудок
2-й р е б е н о к: шишка- шишечка
3-й р е б е н о к: орех- орешек
4-й р е б е н о к: лист-листик
7. Упражнение: « Каштаны» Развитие пальчиковой моторики и ловкости.
(Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана.)
- 4 –
Л о г о п е д: Держите каштаны крепко, катайте их между ладонями. Старайтесь не уронить.
Д е т и: Каштаны в ладошке я крепко держу.
Каштаны в ладошке кручу и кручу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают, как мышка от кошки.
Н.В.Нищева.
( Дети складывают каштаны обратно в ведерко.)
8. Упражнение «Эхо». Развитие высоты и силы голоса.
Л о г о п е д: Кажется, кто-то заблудился в лесу. Он нас зовет. Слышите? Будем его искать. Отвечайте так же как он.
( Воспитатель кричит «АУ!» за ширмой шопотом, затем тихо, затем громко, но на мягкой атаке.
Дети повторяют за воспитателем. Подходят ближе и ближе к ширме.)
9. Д/И « Помоги куклам».
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).
Л о г о п е д : Вот кто нас звал на помощь. Куклы забыли, как их зовут. Но у них есть буквы. С них начинаются их имена. Как же их зовут?
1-й р е б е н о к: Аня
2-й р е б е н о к: Уля
3-й р е б е н о к: Оля
4-й р е б е н о к: Игорь
Л о г о п е д : Вот картинки. Подарим куклам картинки, которые начинаются с такого же звука, что и их имена.
( Дети называют, что изображено на картинке. Определяют первый звук в каждом слове. Кладут картинку около куклы с такой же буквой.)
Л о г о п е д : Спасибо, ребята. Куклы остались довольными. А нам надо идти дальше.
10. Артикуляционная гимнастика.
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед приглашает детей за стол. Дети берут зеркала. Садятся правильно.
- 5 –
Л о г о п е д : Выполним следующие упражнения:
- « Улыбочка»- « Трубочка»
- « Мостик»
- « Качели»
-« Часики»
-« Кошечка лакает молоко».
11. Упражнение: « Угадай грибок». Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, пальчиковой и общей моторики.
Л о г о п е д : Ребята, давайте расскажем стихотворение « Где вы были?»
( Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения.)
« Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 441.
Л о г о п е д: Отгадайте какие грибы вы нашли.
( На наборном полотне картинки с изображением грибов. Дети берут картинки с контурным изображением грибов. Называют их.)
1-й ребенок: Я узнал мухомор.
2-й ребенок: У меня волнушка.
3-й ребенок: Я вижу лисичку.
4-й ребенок: Я отгадал боровик.
12. Д/И « Две корзинки»
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных 2 и 5 с существительными) и связной речи.
Л о г о п е д: У меня две корзинки. В них лежат грибы. Посчитайте одинаковые грибы в обеих корзинках. Назовите сколько их.
Д е т и :
1-й ребенок: Я нашел 2 мухомора.
2-й ребенок: Я увидел 5 волнушек.
3-й ребенок: Тут 3 лисички.
4-й ребенок: Я насчитал 4 боровика.
13.Д/И « По ягоды». Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.
-6-
( На магнитной доске картинки с изображениями ягод.Цифры.)
Л о г о п е д: Лес нам дарит много подарков. Что еще можно собирать в лесу?
Д е т и: Ягоды.
Л о г о п е д: Давайте вместе прохлопаем названия ягод и подберем нужную цифру по количеству слогов.
( Дети вместе с логопедом делят слова на слоги.)
МА-ЛИ-НА- 3
ЧЕР-НИ-КА -3
БРУС-НИ-КА -3
КЛЮК-ВА -2
14. « Какая ягодка» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже).
Л о г о п е д: Назовите какие ягоды по форме.
1-й ребенок: Брусника по форме круглая.
2-й ребенок: Земляника по форме овальная.
3-й ребенок: Малина по форме круглая.
4-й ребенок: Клюква по форме круглая.
15. « 4-лишний» Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления.
Л о г о п е д: Назовите ягоды.
Д е т и : Малина, земляника, клюква, черника.
Л о г о п е д: Какая ягодка лишняя по вкусу?
Д е т и : Клюква- она кислая, а остальные сладкие.
Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Что вам больше всего понравилось? Какие задания показались трудными?
16. Итоги.
Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Мне сорока рассказала, что наш повар приготовил для вас лакомство. Пора возвращаться в детский сад. Накроемся платочком и вернемся обратно.
17. Сюрпризный момент.
Вручение вазочки с печеньем.
|
|
|