|
Урок русского языка в 6 классе по теме Правописание гласных в суффиксах существительных -ек- и -ик
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Урок русского языка в 6 классе
по теме
Правописание гласных в суффиксах
существительных –ЕК- и –ИК-
Составила: учитель русского языка и литературы
Харитонова Наталья Сергеевна
Апастово
Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-; воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.
Оборудование:
1. Слайды для работы на интерактивной доске.
2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы.
3. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова .-М.: Просвещение, 2008.
4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
План урока:
1. Проверка домашнего задания
II Упр. 247
слова: забойщик, прицепщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик
I Упр. 248 (выборочно)
Схема 2-го предложения: 1) = - , 2) = - , 3) = -, -, -.
2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик-, -щик-»
А) Творческий диктант
Работа с интерактивной доской
Слайды № 30-36
Самолет вел опытный пилот. (летчик)
Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)
Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)
Инициатором драки был Вася. (зачинщик)
Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)
Папа Карло по профессии был … (шарманщик)
Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
(см приложение)
3. Определение темы и целей урока
- Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского и подумайте, в написании каких слов ученики могут допустить ошибки:
А кузнечик, а кузнечик –
Ну совсем, как человечек.
- Сформулируйте тему урока. Определите цель.
4. Работа с теоретическим материалом
- Как вы понимаете значение слова беглый?
- Найдите беглую гласную в словах: пень – пня, день – дня;
огонь – огня, сон – сна.
- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.
Работа с интерактивной доской
Слайд № 37
- Рассмотрите запись:
И.п. кузнечик человечек
Р.п. кузнечика человечка
- В каком из слов есть беглая гласная? Сформулируйте правило. Составьте алгоритм.
- А теперь сравните свой алгоритм с правилом учебника на стр. 105. Прочитайте пример рассуждения (под правилом).
5. Закрепление новых знаний
Работа с учебником и интерактивной доской
Упр. 251
А)Слайд № 38
Задание: выписать слова
1 в.- слова с -ек-.
2 в.- слова с -ик-.
Б) Слайд № 39 для проверки
- С какими звуками чередуются звуки, обозначенные выделенными буквами?
- Какой способ использован при образовании выделенного слова? Запишите, как оно образовано (см стр. 78). Пузыречек – пузырек. (суффиксальный способ)
6. Самостоятельная работа с учебником
А) Упр. 252
- Объясните расстановку знаков препинания (сложные предложения).
- Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном тексте (в жизни)?
Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек, стол – столик, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза – вазочка.
- Выполните дополнительное задание к тексту. ( лексические средства связи предложений в тексте)
Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
(см приложение)
Итог урока:
- Что было интересным на уроке? Что понравилось?
- Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?
Домашнее задание:
1) записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;
2) составить карточку из 10 слов (по орфограмме №18, см форзац учебника), на месте букв О и Е оставить пустое место
|
|
|