|
Конспект урока литературы (фгос) Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)
Конспект урока литературы (ФГОС)
Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)
Класс: 5Б
Дата проведения: 10 апреля 2014 года
Учитель: Ширшова Ирина Александровна
I.Присоединение к уроку.
На прошлом уроке вы работали с тестом «30 пословиц» на определение способа общения с людьми в сложных ситуациях.
АКУЛА
ЧЕРЕПАХА
МЕДВЕЖОНОК
ЛИСА
СОВА
Способов общения 5:
А – стратегия «черепахи» - положительное: никогда не теряют цель; отрицательное: стратегия ухода от конфликта и проблем под «панцирь». В сложной ситуации не сможет спасать.
Б – стратегия «акулы» - положительное: могут вывести коллектив из сложной ситуации; силовая стратегия решения конфликта. Отрицательное: этих людей не волнует мнение людей. Главное – цель, а средства допустимы все.
В – стратегия «медвежонка» - положительное: стратегия сглаживания острых углов в конфликте, для них важны человеческие отношения; могут жертвовать собственной выгодой ради помощи ближнему. Отрицательное: эти люди могут забыть конечную цель своей деятельности.
Г – Стратегия «лисы»- положительное: стратегия активного поиска компромисса. При этом поведении человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди. Отрицательным является то, что данный человек может отойти от заповедей.
Д – стратегия «совы» - положительное: открытая и честная стратегия решения конфликта. Отрицательное: могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.
Проблема:
Каждая модель поведения несовершенна.
Понять себя легче, чем другого человека.
Актуализация проблемы:
- Можем ли мы научиться понимать другого человека так же хорошо, как себя?
- Можно ли изменить себя?
- Как мы можем этому научиться?
- Кто или что нам в этом поможет? Мир литературы.
II. Целеполагание
Учитель:
- Чтение художественного произведения – это общение с автором, его героями. Изучая произведение, мы учимся не только понимать себя, но и других людей.
- Как нам в этом может помочь изучение художественного произведения?
Варианты ответов:
-мы можем понаблюдать, как поступают герои;
- понять их мир чувств, поступков;
- мы можем его сравнить со своим внутренним миром;
- узнать в этих героях своих близких, окружающих нас людей, себя;
- оценить правильно ли поступают герои, а значит и мы;
- научиться правильно поступать в той или иной ситуации .
Учитель:
- Но есть определенные приемы, которые позволяют нам понять текст и его глубинные смыслы. Поэтому на уроке и еще будем учиться истолковывать и анализировать художественный текст, осваивать приемы работы с текстом.
-Какие приемы работы с художественным текстом вы знаете?
(Историческая проекция. Биографическая проекция. Лексическая работа по словарю. Работа с поэтическим пространством. Звуко-цветовые ассоциации. Анализ изобразительно-выразительных средств)
- Мы попробуем сегодня слиться с художественным миром, войти с ним в резонанс, выйти из самих себя и посмотреть на себя со стороны, зазеркалить себя.
III. Тема урока: Стихотворение Владимира Маяковского…
(дети записывают в тетради)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим текстом известного поэта Владимира Владимировича Маяковского (на экране – фотография Владимира Владимировича Маяковского). Эта история случилась почти 100 лет назад, в 1918 году.
1 этап. 1) Послушаем…(презентация)
Текст
|
Задания
|
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –
|
Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям. (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)
Изменилось ли наше восприятие отрывка?
А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему
|
2) Субъективное восприятие:
Вопросы учителя
|
Ответы учеников
|
- Каковы ваши ощущения после услышанного?
|
|
Передайте их через цветовой выбор.
|
|
- Это кто?
- Что она делает?
|
- Лошадь.
- Она движется
|
- Что значит копыта «пели»?
|
- Это только ассоциация с мелодией (метафора) – «будто»
|
- Каковы «слова» этой условной песни?
|
«гриб», «грабь», «гроб», «груб».
|
Как они эмоционально окрашены?
|
Отрицательно три слова, кроме слова «гриб»
|
3) Объективное восприятие текста. РАБОТА С НОВЫМ СЛОВАРЁМ ( в микрогруппах)
Попробуем сопоставить значения слов, работая с двумя видами словарей. Один из них «Толковый словарь Ожегова», а с другим вы встретитесь впервые (учитель показывает словарь и рассказывает о нём).
- Это четырёхтомный словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.
Прочитайте текст отрывка ещё раз и выполните задания №1-№3, воспользовавшись карточкой дозированной помощи.
МИКРОВЫВОД: Какая деятельность помогла нам приобрести иное понимание смысла текста?
- Работа с этимологическим словарем.
Итак, проявлен первый образ – ЛОШАДЬ.
Учитель начинает опорную схему на доске, дети – в тетради.
Карточка дозированной помощи.
Этимология – исконное значение слова и его происхождение
-
«Толковый словарь Ожегова»
|
словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.
|
гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,
|
слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»
|
грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию
|
слово «грабь» - разравнивать, делать ровным
|
гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших
|
слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»
|
груб – краткое прилагательное от «грубый»
|
слово «гроб» - «яма»
|
2 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
- Как вы понимаете эти слова? (Гололед) На экране – улица, покрытая льдом.
- Может быть, вы можете определить изобразительно-выразительное средство? (Метафора. Образное выражение.)
- Почему автор не сказал просто «гололед» или «дует ветер, лед на дороге, люди подскальзываются»? Именно метафора позволяет нам увидеть неповторимый образ улицы как живого существа.
- Правильно, метафора позволяет читателю видеть.
- Метафора связывает два мира: действительность (внешнее) и мышление творческого человека (внутреннее).
ПРОЯВЛЕН ОБРАЗ УЛИЦЫ
3 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
Лошадь на круп
грохнулась,
Объясните смысл слов «круп» и «грохнулась».
класс
|
Микрогруппа (2 человека)
|
Дети объясняют, как они понимают смысл слов
«грохнулась»? (Сильно упала).
«круп» - часть лошади
|
По словарю Ожегова находят значения слов.
«Грохнуться – упасть с шумом (о чём-то тяжелом)».
«Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста».
|
Проверим себя по толковому словарю (дети зачитывают, найденные значения)
Учитель: - Посмотрите на 4 слова в начале текста. Какие звуки соединяют данное слово с ними? (Аллитерация «гр»)
ОБРАЗ ГРОХНУВШЕЙСЯ ЛОШАДИ
4 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
Текст
|
Задания и вопросы
|
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
|
Прочитайте ещё раз отрывок.
Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?
Что это может значить? Выдвините предположение.
Найдите и выделите в тексте две фразы:
«– Лошадь упала! –
– Упала лошадь!»
В чем особенность построения фразы?
|
- Скажите, какие слова требуют уточнения значения? (Зевака, целая фраза – 3 строка, Кузнецкий)
Группа «Исторической проекции». (Заранее подготовлена информация)
Кузнецкий или Кузнецкий Мост — одна из старейших улиц Москвы, появление которой связано со строительством в этом районе Пушечного двора, а название сохраняет имя стоявшего по линии улицы Кузнецкого моста через реку Неглинную. Начиная с XVIII века и вплоть до революции 1917 года Кузнецкий Мост являлся главной торговой улицей Москвы — «святилищем роскоши и моды», славился магазинами одежды, книжными лавками, фотоателье и ресторанами. Исторические традиции Кузнецкого Моста сохраняются и в настоящее время.
Учитель:
Биографическая проекция: По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на Кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие.
- Кто такие зеваки? (Бездельники)
- Что значит «штаны пришедшие Кузнецким клешить»? (Штаны пришедшие Кузнецким клёшить» - метафора, обозначающая буквально следующее: мужчины, гуляющие по улице в широких брюках-клёш).
Задание в микрогруппах . Выполните задания №1,№2, №3 на карточке.
Задания и вопросы.
|
Предполагаемые ответы
|
1. Прочитайте ещё раз отрывок.
|
|
2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?
|
Аллитерацию звонких «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к»
|
3. Что это может значить? Выдвините предположение.
|
передают звуковую картину шарканья ткани брюк по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении.)
|
|
|
Учитель:
-Ребята, мы второй раз сталкиваемся с приемом аллитерации? Что дает этот прием читателю?
- Мы слышим.
Знакомство с новым приёмом.
Продолжим выполнение заданий. Задание №4.
4.Найдите и выделите в тексте две фразы:
«– Лошадь упала! –
– Упала лошадь!»
В чем особенность построения фразы?
|
- слова следуют в обратном порядке.
|
- Это так называемый зеркальный повтор, когда слова следуют в обратном порядке. Здесь важно то, что упала именно лошадь, и то, что лошадь упала.
Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ. Она позволяет нам проявлять смыслы.
- Вернёмся к толпе. Какие это люди, какими качествами они обладают? (Это, в первую очередь, люди трусливые, они боятся проявить индивидуальность. Группируясь по данному признаку, они становятся холодным, бездушным оружием унижения. Толпой всегда кто-то или что-то управляет. Может быть, это страх).
- Какой цвет вы выберете для ассоциации?
- Как вы думаете, какую стратегию поведения демонстрирует толпа? (Акулы. Вернее, тот первый, кто начал смеяться – дал команду. Но здесь есть и черепахи. Смех и пребывание в толпе – это своеобразный панцирь.)
ПРОЯВЛЕН ОБРАЗ ТОЛПЫ. Учитель (на доске), а дети в тетради продолжают схему поэтического пространства.
5 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные… (на экране изображение плачущей лошади)
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
Учитель
|
Ученики
|
- Прочитайте отрывок.
|
|
- Выберите цвет, отражающий ваше восприятие происходящего.
|
|
- Кто проявляется в толпе?
|
Лирический герой
|
- Как ведет себя толпа?
|
Она воет
|
- Можно ли сказать, что это люди?
|
Нет, воют волки, например
|
- А лирический герой – человек?
|
Да, у него есть голос
|
- Что делает лирический герой?
|
Он подходит и видит глаза…
|
- Через какой прием показано горе лошади?
|
Через прием гиперболы, основанный на суффиксе –ИЩ: за каплИЩей каплИЩа
|
- С какой целью употребляется гипербола?
|
Гипербола позволяет нам видеть и чувствовать.
|
- Какую стратегию поведения демонстрирует лошадь?
|
Это ребенок, переживающий трагедию и боль. Ребенок естественен в своих реакциях
|
- Какие качества, по-вашему, нужно проявить человеку, чтобы отделиться от толпы?
|
Решимость, мужество, бесстрашие… Или умение обходиться своими силами и одиночество
|
- Какую стратегию поведения демонстрирует лирический герой?
|
Стратегию совы. Он честный и открытый человек. Он смог отделиться от толпы. Или его одиночество приучило его не зависеть от чужого мнения.
|
6 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
УЧИТЕЛЬ:
- Можем ли мы охарактеризовать лирического героя по этим строкам?
(Герой имел в душе рану, равную по размерам «общей звериной тоске». Это снова метафора. Беда лошади прорвала скопившуюся в лирическом герое боль, и эта боль вернулась в толпу. Герой понимает, что такое падать и быть осмеянным толпой. Герой вступает в диалог с плачущей лошадью, так как может говорить с ней на одном языке).
Вопросы учителя
|
Ответы детей
|
- Какие языковые средства использует лирический герой?
|
(Обращения «лошадь», «деточка», глагол повелительного наклонения, уважительное местоимение «вы»)
|
- Кого видит в лошади лирический герой?
|
Он видит в лошади существо, равное человеку
|
- А в себе?
|
Все мы немножко лошади – это метафора
|
|
|
УЧИТЕЛЬ:
- Почему старую лошадь лирический герой называет деточкой? (В детстве происходит психологическое и духовное становление ребёнка, формируется развитая, самодостаточная личность. В детстве мы испытываем много радости и счастья, это время мечтаний и открытий…Ребенок верит в себя и окружающий мир…)
Звукоцветовой анализ текста.
Работа в парах
Пары по рядам выполняют звукоцветовой анализ отрывка в тетрадях ( 1 ряд – 4 отрывок, 2 ряд – 5 отрывок, 3 ряд – 6 отрывок).
Подсчитывают количество употребления каждой гласной.
Выбирают три- четыре гласные (по наибольшему количеству употребления)
Характеризуют цветовую символику.
Представление результатов работы.
5 этап.
со слов «глаза лошадиные» до «прячется в шерсти»:
|
6 этап.
|
4 этап.
|
…глаза лошадиные… Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
|
…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
|
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
|
И – 9 (синий)
Е – 9 (зеленый)
О – 9 (светло-желтый до белого)
А – 7 (густо-красный)
|
А- 18 (густо-красный)
Е – 16 (зеленый)
О – 14 (светло-желтый)
И -7 (синий)
Ы - 3
|
А – 14 (густо-красный)
Е – 11 (зеленый)
И,Й – 9 (синий)
|
7 этап (На экране рисунок Маяковский и лошадь)
(дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
- Что нас поражает с точки зрения частей речи в этом отрывке? (Обилие глаголов движения: рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла, хвостом помахивала, пришла, стала, казалось; оценочная лексика: рыжий ребенок, веселая, она жеребенок)
- Почему после услышанного в лошади произошли такие позитивные изменения? (В ней проявился ребенок с верой в добро, счастье и в свои силы.
- Что такое стойло? (Дом лошади)
- Что стало возможным для лошади, вернувшейся в дом? (Жизнь)
- Какую символику содержит понятие «ДОМ» для нас? (Дом - это корни.
Защита, стабильность, твердость, уверенность в завтрашнем дне, чувство опоры и ощущение чего-то надежного и неизменного...)
ВЫВОД:
- Кто же является главным героем? Лошадь. Вернее, тот, кто упал.
- А как бы вы назвали стихотворение?
- Что хотел сказать Маяковский этим стихотворением? Зачем поэт добивался, чтобы мы увидели, услышали, прочувствовали? От чьего имени идет повествование? Почему он стучится в наши души? Маяковский хотел, чтобы мы побывали в шкуре лошади, грохнувшейся, упавшей на глазах толпы, плачущей от боли и унижения. Здесь не идет речь о реальном падении. Упасть можно образно – споткнуться о жизненные трудности.
- Вернемся к началу нашего разговора. Можно научиться понимать другого человека, как самого себя? Нужно ли менять себя?
Биографический контекст:
«Именно о внимательном и добром отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его личности придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед. Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый.»
ИТОГОВАЯ
ОПОРНАЯ СХЕМА
(см. презентацию)
V. Домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).
2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».
Словарь Макса Фасмера (III том, с. 317) говорит нам о значении слова «плоше» следующее: « слово «плоше» из польского языка и обозначает буквально «страх», «боязнь». Вывод: вопрос лирического героя звучит так: «…чего вы думаете, что вы их боитесь?»
Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).
3. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.
Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.
Приложения
Текст
|
Вопросы и задания
|
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –
|
Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям. (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)
Изменилось ли наше восприятие отрывка?
А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему
|
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
|
|
Лошадь на круп
грохнулась,
|
|
Текст
|
Вопросы и задания.
|
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
|
Прочитайте ещё раз отрывок.
Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?
Что это может значить? Выдвините предположение.
Найдите и выделите в тексте две фразы:
«– Лошадь упала! –
– Упала лошадь!»
В чем особенность построения фразы?
|
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
|
|
…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
|
|
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
|
|
Карточка дозированной помощи.
Этимология – исконное значение слова и его происхождение
-
«Толковый словарь Ожегова»
|
словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.
|
гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,
|
слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»
|
грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию
|
слово «грабь» - разравнивать, делать ровным
|
гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших
|
слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»
|
груб – краткое прилагательное от «грубый»
|
слово «гроб» - «яма»
|
Карточка дозированной помощи.
Этимология – исконное значение слова и его происхождение
-
«Толковый словарь Ожегова»
|
словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.
|
гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,
|
слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»
|
грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию
|
слово «грабь» - разравнивать, делать ровным
|
гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших
|
слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»
|
груб – краткое прилагательное от «грубый»
|
слово «гроб» - «яма»
|
Карточка дозированной помощи.
Этимология – исконное значение слова и его происхождение
-
«Толковый словарь Ожегова»
|
словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.
|
гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,
|
слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»
|
грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию
|
слово «грабь» - разравнивать, делать ровным
|
гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших
|
слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»
|
груб – краткое прилагательное от «грубый»
|
слово «гроб» - «яма»
|
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).
2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».
3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).
4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.
Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).
2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».
3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).
4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.
Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).
2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».
3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).
4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.
Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.
|
|
|