Главная страница

Конспект урока литературы (фгос) Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)


Скачать 215.59 Kb.
Название Конспект урока литературы (фгос) Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)
Дата 05.04.2016
Размер 215.59 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока литературы (ФГОС)

Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)

Класс: 5Б

Дата проведения: 10 апреля 2014 года

Учитель: Ширшова Ирина Александровна

I.Присоединение к уроку.

На прошлом уроке вы работали с тестом «30 пословиц» на определение способа общения с людьми в сложных ситуациях.


АКУЛА

ЧЕРЕПАХА



МЕДВЕЖОНОК



ЛИСА

СОВА


Способов общения 5:

А – стратегия «черепахи» - положительное: никогда не теряют цель; отрицательное: стратегия ухода от конфликта и проблем под «панцирь». В сложной ситуации не сможет спасать.

Б – стратегия «акулы» - положительное: могут вывести коллектив из сложной ситуации; силовая стратегия решения конфликта. Отрицательное: этих людей не волнует мнение людей. Главное – цель, а средства допустимы все.

В – стратегия «медвежонка» - положительное: стратегия сглаживания острых углов в конфликте, для них важны человеческие отношения; могут жертвовать собственной выгодой ради помощи ближнему. Отрицательное: эти люди могут забыть конечную цель своей деятельности.

Г – Стратегия «лисы»- положительное: стратегия активного поиска компромисса. При этом поведении человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди. Отрицательным является то, что данный человек может отойти от заповедей.

Д – стратегия «совы» - положительное: открытая и честная стратегия решения конфликта. Отрицательное: могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.

Проблема:

  1. Каждая модель поведения несовершенна.

  2. Понять себя легче, чем другого человека.

Актуализация проблемы:

- Можем ли мы научиться понимать другого человека так же хорошо, как себя?

- Можно ли изменить себя?

- Как мы можем этому научиться?

- Кто или что нам в этом поможет? Мир литературы.

II. Целеполагание

Учитель:

- Чтение художественного произведения – это общение с автором, его героями. Изучая произведение, мы учимся не только понимать себя, но и других людей.

- Как нам в этом может помочь изучение художественного произведения?

Варианты ответов:

-мы можем понаблюдать, как поступают герои;

- понять их мир чувств, поступков;

- мы можем его сравнить со своим внутренним миром;

- узнать в этих героях своих близких, окружающих нас людей, себя;

- оценить правильно ли поступают герои, а значит и мы;

- научиться правильно поступать в той или иной ситуации .

Учитель:

- Но есть определенные приемы, которые позволяют нам понять текст и его глубинные смыслы. Поэтому на уроке и еще будем учиться истолковывать и анализировать художественный текст, осваивать приемы работы с текстом.

-Какие приемы работы с художественным текстом вы знаете?

(Историческая проекция. Биографическая проекция. Лексическая работа по словарю. Работа с поэтическим пространством. Звуко-цветовые ассоциации. Анализ изобразительно-выразительных средств)

- Мы попробуем сегодня слиться с художественным миром, войти с ним в резонанс, выйти из самих себя и посмотреть на себя со стороны, зазеркалить себя.

III. Тема урока: Стихотворение Владимира Маяковского…

(дети записывают в тетради)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим текстом известного поэта Владимира Владимировича Маяковского (на экране – фотография Владимира Владимировича Маяковского). Эта история случилась почти 100 лет назад, в 1918 году.

1 этап. 1) Послушаем…(презентация)

Текст

Задания

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –



  1. Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям. (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)

  2. Изменилось ли наше восприятие отрывка?

  3. А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему




2) Субъективное восприятие:

Вопросы учителя

Ответы учеников

- Каковы ваши ощущения после услышанного?




Передайте их через цветовой выбор.





- Это кто?

- Что она делает?

- Лошадь.

- Она движется

- Что значит копыта «пели»?

- Это только ассоциация с мелодией (метафора) – «будто»

- Каковы «слова» этой условной песни?

«гриб», «грабь», «гроб», «груб».

Как они эмоционально окрашены?

Отрицательно три слова, кроме слова «гриб»

3) Объективное восприятие текста. РАБОТА С НОВЫМ СЛОВАРЁМ ( в микрогруппах)

Попробуем сопоставить значения слов, работая с двумя видами словарей. Один из них «Толковый словарь Ожегова», а с другим вы встретитесь впервые (учитель показывает словарь и рассказывает о нём).

- Это четырёхтомный словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

Прочитайте текст отрывка ещё раз и выполните задания №1-№3, воспользовавшись карточкой дозированной помощи.

МИКРОВЫВОД: Какая деятельность помогла нам приобрести иное понимание смысла текста?

- Работа с этимологическим словарем.

Итак, проявлен первый образ – ЛОШАДЬ.

Учитель начинает опорную схему на доске, дети – в тетради.

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

грибособая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»


2 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.


- Как вы понимаете эти слова? (Гололед) На экране – улица, покрытая льдом.

- Может быть, вы можете определить изобразительно-выразительное средство? (Метафора. Образное выражение.)

- Почему автор не сказал просто «гололед» или «дует ветер, лед на дороге, люди подскальзываются»? Именно метафора позволяет нам увидеть неповторимый образ улицы как живого существа.

- Правильно, метафора позволяет читателю видеть.

- Метафора связывает два мира: действительность (внешнее) и мышление творческого человека (внутреннее).

ПРОЯВЛЕН ОБРАЗ УЛИЦЫ

3 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Лошадь на круп
грохнулась,


Объясните смысл слов «круп» и «грохнулась».

класс

Микрогруппа (2 человека)

Дети объясняют, как они понимают смысл слов

«грохнулась»? (Сильно упала).

«круп» - часть лошади

По словарю Ожегова находят значения слов.

«Грохнуться – упасть с шумом (о чём-то тяжелом)».

«Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста».


Проверим себя по толковому словарю (дети зачитывают, найденные значения)

Учитель: - Посмотрите на 4 слова в начале текста. Какие звуки соединяют данное слово с ними? (Аллитерация «гр»)

ОБРАЗ ГРОХНУВШЕЙСЯ ЛОШАДИ

4 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Текст

Задания и вопросы

и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.


  1. Прочитайте ещё раз отрывок.

  2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?

  3. Что это может значить? Выдвините предположение.

  4. Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

  1. В чем особенность построения фразы?

- Скажите, какие слова требуют уточнения значения? (Зевака, целая фраза – 3 строка, Кузнецкий)

Группа «Исторической проекции». (Заранее подготовлена информация)

Кузнецкий или Кузнецкий Мост — одна из старейших улиц Москвы, появление которой связано со строительством в этом районе Пушечного двора, а название сохраняет имя стоявшего по линии улицы Кузнецкого моста через реку Неглинную. Начиная с XVIII века и вплоть до революции 1917 года Кузнецкий Мост являлся главной торговой улицей Москвы — «святилищем роскоши и моды», славился магазинами одежды, книжными лавками, фотоателье и ресторанами. Исторические традиции Кузнецкого Моста сохраняются и в настоящее время.

Учитель:

Биографическая проекция: По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на Кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие.

- Кто такие зеваки? (Бездельники)

- Что значит «штаны пришедшие Кузнецким клешить»? (Штаны пришедшие Кузнецким клёшить» - метафора, обозначающая буквально следующее: мужчины, гуляющие по улице в широких брюках-клёш).

Задание в микрогруппах . Выполните задания №1,№2, №3 на карточке.

Задания и вопросы.

Предполагаемые ответы

1. Прочитайте ещё раз отрывок.





2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?

Аллитерацию звонких «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к»

3. Что это может значить? Выдвините предположение.

передают звуковую картину шарканья ткани брюк по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении.)







Учитель:

-Ребята, мы второй раз сталкиваемся с приемом аллитерации? Что дает этот прием читателю?

- Мы слышим.

Знакомство с новым приёмом.

Продолжим выполнение заданий. Задание №4.

4.Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

В чем особенность построения фразы?


- слова следуют в обратном порядке. 

- Это так называемый зеркальный повтор, когда слова следуют в обратном порядке. Здесь важно то, что упала именно лошадь, и то, что лошадь упала.

Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ. Она позволяет нам проявлять смыслы.

- Вернёмся к толпе. Какие это люди, какими качествами они обладают? (Это, в первую очередь, люди трусливые, они боятся проявить индивидуальность. Группируясь по данному признаку, они становятся холодным, бездушным оружием унижения. Толпой всегда кто-то или что-то управляет. Может быть, это страх).

- Какой цвет вы выберете для ассоциации?

- Как вы думаете, какую стратегию поведения демонстрирует толпа? (Акулы. Вернее, тот первый, кто начал смеяться – дал команду. Но здесь есть и черепахи. Смех и пребывание в толпе – это своеобразный панцирь.)

ПРОЯВЛЕН ОБРАЗ ТОЛПЫ. Учитель (на доске), а дети в тетради продолжают схему поэтического пространства.

5 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные… (на экране изображение плачущей лошади)

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Учитель

Ученики

- Прочитайте отрывок.




- Выберите цвет, отражающий ваше восприятие происходящего.




- Кто проявляется в толпе?

Лирический герой

- Как ведет себя толпа?

Она воет

- Можно ли сказать, что это люди?

Нет, воют волки, например

- А лирический герой – человек?

Да, у него есть голос

- Что делает лирический герой?

Он подходит и видит глаза

- Через какой прием показано горе лошади?

Через прием гиперболы, основанный на суффиксе –ИЩ: за каплИЩей каплИЩа

- С какой целью употребляется гипербола?

Гипербола позволяет нам видеть и чувствовать.

- Какую стратегию поведения демонстрирует лошадь?

Это ребенок, переживающий трагедию и боль. Ребенок естественен в своих реакциях

- Какие качества, по-вашему, нужно проявить человеку, чтобы отделиться от толпы?

Решимость, мужество, бесстрашие… Или умение обходиться своими силами и одиночество

- Какую стратегию поведения демонстрирует лирический герой?

Стратегию совы. Он честный и открытый человек. Он смог отделиться от толпы. Или его одиночество приучило его не зависеть от чужого мнения.

6 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

УЧИТЕЛЬ:

- Можем ли мы охарактеризовать лирического героя по этим строкам?

(Герой имел в душе рану, равную по размерам «общей звериной тоске». Это снова метафора. Беда лошади прорвала скопившуюся в лирическом герое боль, и эта боль вернулась в толпу. Герой понимает, что такое падать и быть осмеянным толпой. Герой вступает в диалог с плачущей лошадью, так как может говорить с ней на одном языке).

Вопросы учителя

Ответы детей

- Какие языковые средства использует лирический герой?

(Обращения «лошадь», «деточка», глагол повелительного наклонения, уважительное местоимение «вы»)


- Кого видит в лошади лирический герой?

Он видит в лошади существо, равное человеку

- А в себе?

Все мы немножко лошади – это метафора







УЧИТЕЛЬ:

- Почему старую лошадь лирический герой называет деточкой?  (В детстве происходит психологическое и духовное становление ребёнка, формируется развитая, самодостаточная личность. В детстве мы испытываем много радости и счастья, это время мечтаний и открытий…Ребенок верит в себя и окружающий мир…)

Звукоцветовой анализ текста.

  1. Работа в парах

Пары по рядам выполняют звукоцветовой анализ отрывка в тетрадях ( 1 ряд – 4 отрывок, 2 ряд – 5 отрывок, 3 ряд – 6 отрывок).

Подсчитывают количество употребления каждой гласной.

Выбирают три- четыре гласные (по наибольшему количеству употребления)

Характеризуют цветовую символику.

  1. Представление результатов работы.

5 этап.

со слов «глаза лошадиные» до «прячется в шерсти»:


6 этап.

4 этап.

…глаза лошадиные… Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…


…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».


и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.



И – 9 (синий)

Е – 9 (зеленый)

О – 9 (светло-желтый до белого)

А – 7 (густо-красный)



А- 18 (густо-красный)

Е – 16 (зеленый)

О – 14 (светло-желтый)
И -7 (синий)

Ы - 3



А – 14 (густо-красный)

Е – 11 (зеленый)

И,Й – 9 (синий)



7 этап (На экране рисунок Маяковский и лошадь)

(дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

- Что нас поражает с точки зрения частей речи в этом отрывке? (Обилие глаголов движения: рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла, хвостом помахивала, пришла, стала, казалось; оценочная лексика: рыжий ребенок, веселая, она жеребенок)

- Почему после услышанного в лошади произошли такие позитивные изменения? (В ней проявился ребенок с верой в добро, счастье и в свои силы.

- Что такое стойло? (Дом лошади)

- Что стало возможным для лошади, вернувшейся в дом? (Жизнь)

- Какую символику содержит понятие «ДОМ» для нас? (Дом - это корни.
Защита, стабильность, твердость, уверенность в завтрашнем дне, чувство опоры и ощущение чего-то надежного и неизменного...)

ВЫВОД:

- Кто же является главным героем? Лошадь. Вернее, тот, кто упал.

- А как бы вы назвали стихотворение?

- Что хотел сказать Маяковский этим стихотворением? Зачем поэт добивался, чтобы мы увидели, услышали, прочувствовали? От чьего имени идет повествование? Почему он стучится в наши души? Маяковский хотел, чтобы мы побывали в шкуре лошади, грохнувшейся, упавшей на глазах толпы, плачущей от боли и унижения. Здесь не идет речь о реальном падении. Упасть можно образно – споткнуться о жизненные трудности.

- Вернемся к началу нашего разговора. Можно научиться понимать другого человека, как самого себя? Нужно ли менять себя?

Биографический контекст:

«Именно о внимательном и добром отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его личности придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед. Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый.»

ИТОГОВАЯ

ОПОРНАЯ СХЕМА

(см. презентацию)

V. Домашнее задание:

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».

Словарь Макса Фасмера (III том, с. 317) говорит нам о значении слова «плоше» следующее: « слово «плоше» из польского языка и обозначает буквально «страх», «боязнь». Вывод: вопрос лирического героя звучит так: «…чего вы думаете, что вы их боитесь?»

Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

3. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

Приложения

Текст

Вопросы и задания

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –





  1. Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям. (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)

  2. Изменилось ли наше восприятие отрывка?

  3. А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему




Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.





Лошадь на круп
грохнулась,





Текст

Вопросы и задания.

и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.





  1. Прочитайте ещё раз отрывок.

  2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?

  3. Что это может значить? Выдвините предположение.

  4. Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

В чем особенность построения фразы?

Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…


Улица опрокинулась,
течет по-своему…


Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…





И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».





Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.


Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.





Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше».

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в) с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.