|
«Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции»
Конспект мастер-класса
Аттестуемый педагог Енина Алла Алексеевна
Предмет: русский язык и литература
Тема: «Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции»
Цель мастер-класса: показать методы и приёмы работы с текстом, развивающие коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения» (слайд 1 ).
Современная организация учебного процесса предусматривает использование текста как основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Всё это происходит в диалоге « учитель- ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия.
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. (слайд 2). В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.
В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации (оттенки) (слайд 3).
О совершенстве овладения речью можно говорить лишь тогда, когда усвоены средства, обеспечивающие не только информативную, но и выразительную функцию речи, т.е. средства выражения внутреннего мира человека.
Наконец, анализ готового текста способствует развитию памяти, речевого чутья ребенка.
Этапы работы мастер-класса
|
Содержание этапа
|
Деятельность участника
|
1.Подготовительно-организационный:
Цель: определение роли работы с текстом как средства формирования коммуникативной компетенции, использование текста как основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, развитие навыков самостоятельной работы.
Основная задача: настроить участников мастер- класса на работу, показать роль работы с текстом на уроках как средства формирования коммуникативной компетенции, метапредметных умений .
|
Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я начну свой мастер-класс словами древней китайской мудрости:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Ежедневно на уроках мы работаем с текстом:
читаем, анализируем, выбираем главное. Какие приёмы работы с текстом используете вы на своих уроках?
Анализ текста, проводимый систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения. На уроках использую различные формы работы с текстом:
-Работа с лингвистическим текстом на уроках русского языка.
- Лингвистический анализ текста.
- Работа с деформированным текстом.
- Лексический анализ текста.
-Комплексный анализ текста.
|
Участники делятся приёмами работы с текстом, которые они применяют на своих уроках.
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
|
2. Основная часть:
2.1.Презентация опыта
Цель: показ основных форм работы с текстом, формирующих коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, создавать собственный.
Основная задача: организовать учебное занятие, предполагающее обмен опытом методами и приёмами работы с текстом, рассказать о формах работы с текстом , используемых на уроках.
22. Имитационная игра.
Цель: проведение анализа текста со слушателями, с целью демонстрации приёмов эффективной работы с текстом.
Задача: показать работу по анализу текста, стимулировать познавательный интерес и отработать умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности
|
Работу с текстом начинаю с первых уроков в 5 классе.
Чтобы учащиеся понимали строение текста, учились производить его анализ, а впоследствии могли создавать свой текст, уже в 5 классе, мы создаём следующую схему строения текста ( слайд 4 ).
Анализируя структуру двух текстов, сопоставляем тему, основную мысль, тип речи в текстах ( слайд 5).
Задаю предварительные вопросы:
- Являются ли данные записи текстами? Почему?
- Определите тему и основную мысль каждого текса.
-Озаглавьте тексты. Можно ли их назвать одинаково?
После обсуждения ребята приходят к выводу, что тот и другой текст можно назвать «Весна в лесу». И это заглавие отразит тему текстов, различаются же они основной мыслью и строением, т.е. по смыслу и грамматически.
-Значит, по теме (по содержанию) тексты схожи, а по форме? По внешнему виду?
- Как связаны все предложения? Какие слова «сцепляют» первый и второй тексты?
Следующий этап работы над текстом - деление его на абзацы. Учащиеся должны понимать, что при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений, содержащие описание нового предмета мысли.
Анализ лингвистического текста (слайд 6).
Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста я стала вести целенаправленную работу, в процессе которой текст поэтапно анализируется;
- уточняются тема и основная мысль;
- проводится словарная работа;
- составляется план текста;
- выразительное чтение текста;
- ответы на вопросы учителя;
- пересказ текста;
Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий: («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говориться в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей - словарей, в которые записываются все лингвистические термины.
Лингвистический анализ текста (слайд 7).
Систематическое обращение мною к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст. Художественные тексты, которые я использую на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.
На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста, составление планов, наложение готового плана на текст, анализ авторского заголовка или создание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста, сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
Одной из эффективных форм работы с текстом как средством формирования коммуникативной компетенции является работа с деформированным текстом. Подобная работа помогает выработать у ребят отношение к тексту как материалу, который можно определенным образом изменять, как к рабочему материалу, которым можно распоряжаться в соответствии со своими целями с задачей своего высказывания. Ребята приучаются глубже понимать структуру текста: видеть не просто последовательность, но и внутреннюю, идущую из глубины содержания зависимость между частями: временную, причинно-следственную, связь общего и частного, между группами фактов, явлений, событий.
После изучения раздела «Лексика» проводится работа по лексическому анализу текста. (слайд 9). Учащиеся имеют памятку, чтобы произвести лексический разбор теста, надо найти в нём :
– ключевые слова (словосочетания);
– слова, употребленные в переносном значении;
– синонимы, антонимы, омонимы;
– слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
– показать, что достигается благодаря их использованию;
– уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
– подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам побывать в роли учеников. Представляю для анализа следующий текстовый отрывок: (слайд 8)
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.(А, Куприн).
-Определите тему и идею текста.
- Найдите ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов).
- Подберите заголовки, отражающие тему и идею текста.
- Определите, к какому стилю речи относится текст. Аргументируйте ответ.
- Какова позиция автора? денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
- К какому типу речи относится текст? Аргументируйте.
- Найдите языковые приметы типа речи- описание.
|
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Тема: осень в тайге. Основная мысль: неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
Осень, сентябрь, денечек (время года);
- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода
Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.
Художественный стиль текста: доказательства
- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);
Денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
Тип речи – описание
Доказательства:
- Описан 1 факт (осень в тайге);
- Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);
- Языковые приметы:
слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. «бордоветь», синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности).
|
2.3. Моделирование.
Цель: конструирование участниками собственной модели комплексного анализа текста в режиме показанной технологии.
Задача: организовать и направить самостоятельную работу слушателей, обсудить авторские модели анализа текста.
3. Рефлексия.
Цель: подведение итога занятия, обсуждение результатов совместной работы.
Задача: обсудить результаты совместной работы, оценить деятельность учителя.
|
Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Предлагаю смоделировать работу по комплексному анализу текста ( слайд 13)
Уважаемые участники! Чему мы учились?
Для оценки моей деятельности воспользуемся педагогической техникой «Незаконченные предложения»:
Мне бы хотелось….
У меня возникло…
Мне не понравилось…
Интересным было…
Мастер – класс я хотела бы закончить словами древней мудрости: «У человека к истине есть три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый трудный, но самый благородный» Выбирайте сами…
|
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели комплексного анализа текста.
Обсуждение авторских моделей урока.
|
|
|
|