|
Конкурс «Учитель года-2015»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 ст. Георгиевской»
Конкурс «Учитель года-2015»
Номинация «Педагогический дебют»
Творческая работа
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Банной Александры Константиновны,
учителя русского языка и литературы
2014-2015 уч.год
Новые возможности для творчества в образовательном процессе.
Наше время предъявляет к педагогам и учащимся новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура.
Современные информационные технологии открывают ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения и воспитания. Педагог получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы. Благодаря доступу к сетям телекоммуникаций педагог не только существенно повышает информационную вооружённость, но и получает уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всём мире. Это создаёт идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными и воспитательными разработками, компьютерными программами и т.п.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроках и занятиях является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия, где игра служит эмоциональным фоном. На занятиях используются дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, материал преподносится в необычной форме: круглый-стол, диспут-игра, урок-путешествие, ток-шоу, урок-исследование и т.п.
Подготовка таких занятий требует много времени и усилий. В школе уже становится невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Компьютер является одним из современных средств обучения и воспитания обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Использование ИКТ на занятиях позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Что такое педагогическая деятельность? Это проявление постоянного разностороннего творчества. А творчество – это всё, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н. Рерих) Цель педагогики творчества: формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. В современном образовательном процессе основа творчества учителя, его новые возможности для реализации своего творческого потенциала – это информационно-коммуникативные технологии.
Приход новых информационных технологий и коммуникаций в учебный мир, появляется из новых парадигм в обучении. На самом деле они обращаются к отношению учитель-ученик, добавляя новых посредников: компьютер и новые технологии. Такая «добавка» предполагает сразу, что педагоги будут чувствовать себя комфортно с новыми информационными технологиями и коммуникациями и что обучающиеся будут мотивированы по отношению к новому обучению. Внедрение новых технологий не только заставляет размышлять над вопросами: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и привносит еще один вопрос: «Как учить результативно?».
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основных задач:
-
развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развития критического и творческого мышления.
Современные информационные и коммуникационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества учителя.
Литература:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 112.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
|
|
|