Главная страница

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии


Скачать 88.46 Kb.
Название Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Дата 05.04.2016
Размер 88.46 Kb.
Тип Документы




Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы

учащихся на уроках биологии
Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п.

Наблюдения и анализ выполнения самостоятельных работ учащимися показал, что самостоятельную деятельность школьников можно организовать на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении учебного материала. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.

Для описания учителем методов и приёмов, применяемых при организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке по освоению предметного материала, у нас в школе используют следующий алгоритм:

    • название метода или приёма в точной и ясной формулировке;

    • краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;

    • характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим;

    • определение того, что получается в итоге;

    • противопоказания к употреблению: чего стоит опасаться и избегать, дабы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия.


Название метода: регулирование степени сложности выполняемого задания с учётом уровня сформированности у учащегося общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношения к учению

Характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим: при самостоятельном выполнении учащимися задания.

Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики: учитель предлагает ученикам для индивидуальной самостоятельной работы на карточках одинаковое задание, но разной степени сложности, учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.

Примеры заданий.

I. Приведённые примеры заданий используются на обобщающих уроках при повторении большого объема материала.
Задание 1. Классифицировать понятия: вид, почвенная, кровеносная, почки, семейство, пищеварительная, отряд, семенники, класс, тип, половая, лёгкие, выделительная, Саркодовые, организменная, пищевод, Кишечнополостные, желудок, опорно-двигательная, водная, Жгутикове, артерии, дыхательная, Кольчатые черви, Круглые черви, сердце, наземно-воздушная, яичники.

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме и владеющие приёмом классификации, общие понятия классификации подбирают самостоятельно. А учащиеся, у которых данный тип задания вызывает затруднение, получают карточку с указанием групп классификации и распределяют понятия.
Задание 2. Назвать понятия, определения которых приведены ниже

_____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды.

_____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины.

_____восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

_____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета)

_____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

_____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного.

_____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных.

(циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс)

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их подбору к определениям.
Задание 3. В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова

Членистоногие – это животные с _______симметирией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______.

Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____. Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета.

Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко.

Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______.

(Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь, водной, почвенной, организменной)

Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше
II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.

При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности.
Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры














Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые










Плоские губчатые










Короткие губчатые











Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)




Кости конечностей, фаланги пальцев








Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом





Вариант 4. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость


























Вариант 5 (для сверки по образцу)

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Средняя часть имеет вид трубки с полостью, заполненной жёлтым костным мозгом. В головках находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Кости конечностей, фаланги пальцев


Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Запястье, предплюсна, позвонки


Варинат 1 Используя параграф __, составить схему «Части скелета человека»

Вариант 2. Используя параграф __,заполнитьь схему «Части скелета человека»



Вариант 3. Используя параграф __, заполнить схему «Части скелета человека»


Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают

  1. Посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом.

  2. Тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания.

  3. Вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся.

  4. Ознакомление с учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса.

  5. Сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.


Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.
Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует

- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.)

- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла.