|
Конкурс «Творческий учитель года 2015»
Центр дистанционного образования «Эйдос»
I-й Всероссийский конкурс «Творческий учитель года – 2015»
Кирьянова Ольга Николаевна,
учитель музыки, МБОУ «СОШ №15»,
Иркутская область, г. Усолье – Сибирское,
[email protected]
Задание №2. «Учебная программа или её раздел»
Дата 27.01.2015г.
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе авторской программы «Музыка»1-4 классов, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.; рабочей программы «Музыка» 1-4 класс, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.; примерными программами и основными положениями художественно- педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В данной программе расширены цели, задачи, методы обучения на основе положения Научной школы А.В.Хуторского: человек – это творец и возможности человека неисчерпаемы и безграничны. Вся Вселенная предназначена для вселения человека. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям внутренней мотивации ученика, учитывает индивидуальные особенности, развивает в учениках созидательные, творческие возможности и умение ставит перед собой цели и достигать их, этим самым помогает ученику увидеть свою индивидуальность, внутреннюю самореализацию.
Новизна. Данная программа приближает смысл и цели обучения к индивидуальным творческим возможностям учеников, что существенно увеличит шансы личности самореализоваться в стремительно изменяющемся мире. Человек – это творец и возможности человека неисчерпаемы и безграничны. На уроках музыки создаются условия для открытия внутреннего потенциала, творческих или интеллектуальных возможностей ребенка.
Цель: Формирование духовной культуры школьников, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру, через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту возрождения духовности в современном обществе.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыки;
- открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности: через приобщение к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, которые будут проявляться виде творческих способностей ребенка;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации результатами, которых, является индивидуальная творческая самореализация учащихся;
- способствовать развитию у школьников рефлексивного мышления, так как музыка – это один из видов образовательной деятельности, где рефлексия может проходить более ярко и непринужденно, вводя школьников в интонационно-образную природу музыки, в те или иные явления окружающей нас жизни;
- воспитание потребности эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- создание образовательного продукта, через приобщение школьников к разным видам деятельности на уроках музыки.
Общая характеристика учебного курса.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Изучение музыки направлено на достижение познания художественной картины мира и видение себя в этом мире, на раскрытие своих внутренних мировоззрений, творческих, интеллектуальных способностей.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения(В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), также личностного развития ученика, опираясь на личный образовательный потенциал, при котором возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным освоением ими культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов. Обучение должно быть приближено к творческому характеру обучения, определяющего смысл образования как образо'вывания человека через его продуктивную творческую деятельность, где ученик создает образовательный продукт в области музыки и выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Под образовательной продукцией мы понимаем, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, кроссвордов, ребусов, сказок, стихов, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, исследовательских проектов, работ и т.п.; В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, и др. Во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие образовательной продукции - материальная и личностная, создаются одновременно и равны по значимости в конструировании учеником индивидуального образовательного процесса.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении, дают возможность овладевать школьниками качествами познания о внешнем мире, к ним относятся – любознательность, проницательность, увлеченность, сообразительность, пытливость, аналитичность, склонность к эксперименту и др.; проявлять свой творческий потенциал – воображение, вдохновленность, увлеченность, интуицию, изобретательность, независимость и др.; учатся ставить перед собой цели и достигать их; учатся коммуникативности, самосозерцательности, самоанализу, самооценке и др.
Место предмета «Музыка»в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. На предмет «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентациии т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая сое отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, и многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластические движения, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных произведений;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;
- создавать образовательный продукт в области музыки и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, под образовательной продукцией мы понимаем материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, кроссвордов, ребусов, сказок, стихов, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, исследовательских проектов, работ и т.п.
Методы и формы обучения
Для реализации рабочей программы на уроках музыки могут, используются различные формы обучения: творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, исследовательские проекты, работы и т.д..
Главная методическая цель достигается следующими путями.
Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, исследовательские проекты, работы и т.д..
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый
фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Содержание учебного предмета «Музыка»
4 класс
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
Структура программы
4 класс
№
|
Раздел
|
Количество часов
|
1
|
«Россия — Родина моя»
|
4 часа
|
2
|
«О России петь — что стремиться в храм»
|
4 часа
|
3
|
«День, полный событий»
|
5 часов
|
4
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
4 часа
|
5
|
«В концертном зале»
|
4 часа
|
6
|
«В музыкальном театре»
|
7 часов
|
7
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
6 часов
|
|
|
34 часа
|
|
|
|