|
«Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Сказка»
Консультация
«Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Автор: Овчарова О.Н.
музыкальный руководитель
г.Камень-на-оби
2016г
Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально.
Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.
Целью музыкально – ритмических движений является:
углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические движения в жизни ребенка играют большое значание, они:
обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
-
развивают познавательные способности;
воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
способствуют физическому совершенствованию организма.
В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
-
развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.
Так же осуществляются и специальные задачи:
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
-
обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей.
Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
танцевальные движения;
имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.
Виды музыкально – ритмических движений
Движения ритмики выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линий.
Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.
Танцы пляски хороводы:
Зафиксированные (те которую имеют авторскую композицию движений)
Свободные (движения придуманные детьми)
Характерные (танец Петрушек, Снежинок, Медвежат)
Сюжетные (форма рассказа, где в движение передается содержание) Парные (строится на основе движений, ходьбы, бега)
танцы с пением (помогают координировать пение с движением)
Музыкальные игры:
сюжетные инструментальные,
несюжетные инструментальные,
игры с пением
Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий
Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)
Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
Наглядность (показ и объяснение педагога)
Методы и приемы обучения музыкально – ритмическим движениям
Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора
Метод показа (разучивание новых движений)
Метод иллюстрированной наглядности
Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции которые ребенок проявляет в танце)
Словесные методы (д/б краткими , точными, конкретными)
Практический метод (многократное повторение музыкально –ритмических движений)
Импровизационный метод
Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)
Концентрический метод (педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному)
Этапы обучения
Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
характеру музыки;
средствам музыкальной выразительности;
форме музыкального произведения.
Рассмотрим это более подробно.
Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,
метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,
динамика - сила (громкость) звучания.
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.
Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети выполняют поворот вокруг себя.
Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.
Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.
Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.
Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.
Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения.
Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.
Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!
|
|
|