Главная страница

«Музыкально-ритмические движения в детском саду»


Скачать 77.28 Kb.
Название «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Овчарова О.Н
Дата 09.02.2016
Размер 77.28 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»


Консультация

«Музыкально-ритмические движения в детском саду»

Автор: Овчарова О.Н.

музыкальный руководитель


г.Камень-на-оби

2016г

Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально.

Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.

Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.

Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.

Целью музыкально – ритмических движений является:

  • углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические движения в жизни ребенка играют большое значание, они:

  • обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

  • развивают познавательные способности;

  • воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

  • способствуют физическому совершенствованию организма.


В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;

  • учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);

  • формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.

Так же осуществляются и специальные задачи:


  • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

  • развитие художественно-творческих способностей.


Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:


  • основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

  • гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

  • танцевальные движения;

  • имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.


Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.

Виды музыкально – ритмических движений

Движения ритмики выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линий.

Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.

Танцы пляски хороводы:

  • Зафиксированные (те которую имеют авторскую композицию движений)

  • Свободные (движения придуманные детьми)

  • Характерные (танец Петрушек, Снежинок, Медвежат)

  • Сюжетные (форма рассказа, где в движение передается содержание) Парные (строится на основе движений, ходьбы, бега)

  • танцы с пением (помогают координировать пение с движением)

Музыкальные игры:

  • сюжетные инструментальные,

  • несюжетные инструментальные,

  • игры с пением

Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий

  • Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)

  • Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)

  • Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)

  • Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)

  • Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)

  • Наглядность (показ и объяснение педагога)

Методы и приемы обучения музыкально – ритмическим движениям


  • Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора

  • Метод показа (разучивание новых движений)

  • Метод иллюстрированной наглядности

  • Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции которые ребенок проявляет в танце)

  • Словесные методы (д/б краткими , точными, конкретными)

  • Практический метод (многократное повторение музыкально –ритмических движений)

  • Импровизационный метод

  • Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)

  • Концентрический метод (педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному)

Этапы обучения

  • Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений

  • Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники

  • Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение


Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:


  • характеру музыки;

  • средствам музыкальной выразительности;

  • форме музыкального произведения.


Рассмотрим это более подробно.
Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,

метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,

динамика - сила (громкость) звучания.
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.
Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети выполняют поворот вокруг себя.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.
Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.
Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.

Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.

Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения.

Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!