|
Протокол № от Утверждаю Директор школы / Приказ № от
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано
Методический совет
Протокол №___
от _____
|
|
Утверждаю
Директор школы
________/_________
Приказ №_____ от ______
|
Рабочая программа
Окружающий мир
2-4 классы
Автор: А. А. Плешаков
Составитель:
учитель начальных классов
Романенко М. Н.
г. Тихвин
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2-4 классов разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
-
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Авторская программа А. А. Плешаков «Окружающий мир», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.);
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающего мира во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
развивать и воспитывать духовно-нравственное начало ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
Идея многообразия мира.
Идея экологической целостности мира.
Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. Традиционная форма обучения: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 204 часа, по 68 часов во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Надомное обучение: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по окружающему миру
№ п/п
|
Темы
|
Количество часов (уроков)
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Всего
|
Форма обучения
|
|
н\об.
|
|
н\об.
|
|
н\об.
|
|
н\об.
|
|
Где мы живем
|
2
|
1ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1ч.
|
|
Природа
|
21
|
10ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
21
|
10ч.
|
|
Жизнь города и села
|
12
|
6ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12
|
6ч.
|
|
Здоровье и безопасность
|
10
|
5ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
5ч.
|
|
Общение
|
5
|
3ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
3ч.
|
|
Путешествия
|
17
|
9ч.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
17
|
9ч.
|
|
Заключение
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
|
Как устроен мир
|
-
|
-
|
7
|
3ч.
|
-
|
-
|
7
|
3ч.
|
|
Эта удивительная природа
|
-
|
-
|
19
|
10ч.
|
-
|
-
|
19
|
10ч.
|
|
Мы и наше здоровье
|
-
|
-
|
8
|
4ч.
|
-
|
-
|
8
|
4ч.
|
|
Наша безопасность
|
-
|
-
|
9
|
4ч.
|
-
|
-
|
9
|
4ч.
|
|
Чему учит экономика
|
-
|
-
|
12
|
6ч.
|
-
|
-
|
12
|
6ч.
|
|
Путешествие по городам и странам
|
-
|
-
|
13
|
7ч.
|
-
|
-
|
13
|
7ч.
|
|
Земля и человечество
|
-
|
-
|
-
|
-.
|
10
|
5ч.
|
10
|
5ч.
|
|
Природа России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
5ч.
|
10
|
5ч.
|
|
Родной край — часть большой страны
|
-
|
-
|
-
|
-
|
14
|
7ч.
|
14
|
7ч.
|
|
Страницы всемирной истории
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
2ч.
|
5
|
2ч.
|
|
Страницы истории Отечества
|
-
|
-
|
-
|
-
|
20
|
10ч.
|
20
|
10ч.
|
|
Современная Россия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
5ч.
|
9
|
5ч.
|
|
Всего
|
68 ч.
|
34ч.
|
68 ч.
|
34ч.
|
68 ч.
|
34ч.
|
204ч.
|
102ч.
|
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:
Учебники:
«Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
«Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
«Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Учебные пособия:
рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
II класс (68ч./надомное обучение - 34ч.)
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
|
|
|