Главная страница

Протокол № от Утверждаю Директор школы / Приказ № от


Скачать 0.69 Mb.
Название Протокол № от Утверждаю Директор школы / Приказ № от
страница 1/6
Дата 12.03.2016
Размер 0.69 Mb.
Тип Протокол
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»


Согласовано

Методический совет

Протокол №___

от _____





Утверждаю

Директор школы

________/_________

Приказ №_____ от ______




Рабочая программа

Окружающий мир

2-4 классы

Автор: А. А. Плешаков

Составитель:

учитель начальных классов

Романенко М. Н.

г. Тихвин

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2-4 классов разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Концепция содержания непрерывного образования;

  • Авторская программа А. А. Плешаков «Окружающий мир», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.);

  • Положение о рабочей программе;

  • Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающего мира во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • развивать и воспитывать духовно-нравственное начало ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • Идея многообразия мира.

  • Идея экологической целостности мира.

  • Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. Традиционная форма обучения: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 204 часа, по 68 часов во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Надомное обучение: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Распределение учебного времени прохождения программного материала по окружающему миру


п/п

Темы

Количество часов (уроков)

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Форма обучения




н\об.




н\об.




н\об.




н\об.



Где мы живем

2

1ч.

-

-

-

-

2

1ч.



Природа

21

10ч.

-

-

-

-

21

10ч.



Жизнь города и села

12

6ч.

-

-

-

-

12

6ч.



Здоровье и безопасность

10

5ч.

-

-

-

-

10

5ч.



Общение

5

3ч.

-

-

-

-

5

3ч.



Путешествия

17

9ч.

-

-

-

-

17

9ч.



Заключение

1

-

-

-

-

-

1

-



Как устроен мир

-

-

7

3ч.

-

-

7

3ч.



Эта удивительная природа

-

-

19

10ч.

-

-

19

10ч.



Мы и наше здоровье

-

-

8

4ч.

-

-

8

4ч.



Наша безопасность

-

-

9

4ч.

-

-

9

4ч.



Чему учит экономика

-

-

12

6ч.

-

-

12

6ч.



Путешествие по городам и странам

-

-

13

7ч.

-

-

13

7ч.



Земля и человечество

-

-

-

-.

10

5ч.

10

5ч.



Природа России

-

-

-

-

10

5ч.

10

5ч.



Родной край — часть большой страны

-

-

-

-

14

7ч.

14

7ч.



Страницы всемирной истории

-

-

-

-

5

2ч.

5

2ч.



Страницы истории Отечества

-

-

-

-

20

10ч.

20

10ч.



Современная Россия

-

-

-

-

9

5ч.

9

5ч.




Всего

68 ч.

34ч.

68 ч.

34ч.

68 ч.

34ч.

204ч.

102ч.


При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:

Учебники:

  • «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

  • «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

  • «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

Учебные пособия:

  • рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

  • рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

  • рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

II класс (68ч./надомное обучение - 34ч.)

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
  1   2   3   4   5   6