Главная страница

«Из всех плодов наилучшие приносит воспитание»


Скачать 105.62 Kb.
Название «Из всех плодов наилучшие приносит воспитание»
Дата 24.02.2016
Размер 105.62 Kb.
Тип Доклад

Доклад на августовской конференции учителей 2015

«Воспитательное пространство школы и творческий потенциал учащихся»

«Из всех плодов наилучшие приносит ВОСПИТАНИЕ»


К. Прутков

Воспитательное пространство школы является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Воспитание состоит в социальном взаимодействии педагога и воспитанника и воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения и ,соответственно, результаты.

Вся воспитательная работа МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа им. З.И. Мещерова» посвящена работе над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся путём внедрения новых педагогических технологий». Работая над проблемой школы, коллектив ориентируется на внедрение новых педагогических технологий, что способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, постоянному повышению профессионального мастерства учителей, изучению и внедрению ими новых педагогических технологий. Решая проблему «Развитие творческих способностей учащихся путём внедрения новых педагогических технологий», педагоги внедряют в практику преподавания следующие технологии обучения: - здоровьесберегающие технологии ; - технологии сотрудничества; - личностно-ориентированное обучение.

Управление воспитательным процессом   осуществляется в системе: Директор, ответственный за организацию учебной работы в школе, Управляющий Совет, Родительский комитет, МО классных руководителей, ученическое       самоуправление.

Вся воспитательная работа школы в 2014-2015 учебном году, как и в предыдущие годы, была посвящена повышению эффективности и качества воспитательной работы. Коллектив школы продолжает работать над осуществлением программы воспитательной системы, главной целью которой является формирование личности учащихся, обладающих качествами гражданина и патриота своего Отечества, нравственности и духовности, личности, успешно реализующей свои способности в социуме. Педагогический коллектив направляет свою деятельность на формирование свободной личности, приоритетом которой являются нравственные ценности, жизнь и здоровье. Цели и задачи воспитательной системы школы реализуются через подготовку и проведение общешкольных мероприятий, классных часов, кружковую работу, работу детских организаций, совместную работу с общественностью, семьей, участие школьников в муниципальных, республиканских, всероссийских мероприятиях. Все общешкольные мероприятия проводятся совместно или по возрастным группам, инициаторами и генераторами многих идей являются органы ученического самоуправления: Совет старшеклассников и пионерская дружина имени А.П.Гайдара.

В современном, быстро меняющемся мире, востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. И тем самым, успешное развитие и модернизация образования, как никогда, зависят от творчески работающих учителей.

Работа классных руководителей планируется совместно с учащимися. В своей работе классные руководители используют различные формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, игры, праздники и т.д. Основная задача классного руководителя – быть первым помощником ребенку в его жизненном самоопределении, развивать его индивидуальность, талантливость.

Талантливость же детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху компьютерных технологий становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. 
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». 
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. И если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Часто про талантливых детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. И следует отметить, что одной из целей воспитательной работы нашей школы является: создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. В рамках реализации этой цели создана система внеурочной работы, дополнительного образования учащихся. Развивается работа массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, а так же организуется система исследовательских работ учащихся. Наши воспитанники: Призер Межрегионального конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся общеобразовательных школ «Война в истории моей семьи», Номинация «Они сражались за Родину» (Агишева Т.А.), победитель республиканского этапа Историко-культурного конкурса «Мой храм», посвященного памяти священника-просветителя А.П. Архангельского (Мещеров А.Х.,Ямщикова И.М), победитель муниципального этапа Научно-практической конференции для учащихся начальных классов «Я -исследователь», работа : «Покровская церковь села Кабаново» (Ямщикова И.М.) Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Школа помогает детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. В школе действуют кружки: Секция «Волейбол», (руководитель Ямщиков П.М.) которую с удовольствием посещают учащиеся 6-11 классов и организуют различные соревнования в школе, кружок «Рукоделие» и «Акварель» (руководитель Агишева Т.А.) воспитанники которых становились неоднократными победителями и призерами конкурсов различного уровня, таких как районный творческий конкурс по безопасности дорожного движения «Дорожная капель» (победитель), республиканский Епархиальный историко-патриотический конкурс, посвященный памяти святого праведного воина Феодора Ушакова «Наш Святой» в номинации «Рисунок» (призер), кружок «Занимательный русский язык» (руководитель Мещерова Л.Р.), воспитанница которого стала победителем Муниципального этапа республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного 293-ей годовщине образования прокуратуры России, кружок «Страна мастеров» (руководитель Демирова Н.А.) – воспитанники которого стали победителями муниципальных этапов конкурсов «Флора-дизайн» и «Одаренные дети» в номинации «Народное творчество»

Внеурочная деятельность в начальной школе ведется в соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. В нашем образовательном учреждении создана эффективная система внеурочной деятельности по духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному и общеинтеллектуальному направлениям: «Юные умники и умницы», «Народные промыслы», «Планета здоровья», «Станем волшебниками», «Добрая дорога детства».Заняты внеурочной деятельностью 100% учащихся начальной школы.

Работа с талантливыми детьми в школе ведётся постоянно и целенаправленно, о чем говорят достижения наших воспитанников. Дети показывают хорошие результаты и в учёбе, и в творческой деятельности. Воспитанники учителя родного языка и литературы Шехмаметьевой Г.Х. ежегодно становятся победителями и призерами муниципального и республиканского этапов олимпиады по татарскому языку и татарской литературе; воспитанники учителя русского языка и литературы Шехмаметьевой Р.К. являются призерами Регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Первый в космосе», победителями муниципального этапа конкурса «Одаренные дети» в номинации «Союз юных журналистов» и «Глаголом жечь сердца людей», победителями и призерами в конкурсе литературных работ «Искусство слова». Блестящих результатов в ходе совместной кропотливой работы добились мы с воспитанницей Чебыровой Натальей, ныне нашей выпускницей, которая всегда ставит перед собой цель и добивается её. Так, в 2013-2014 учебном году в номинации «Режиссерское и операторское искусство» Наташа стала победителем в районе, обладателем Гран при в городе Саранск и заняла 1 место на Московском международном форуме талантливой молодежи «Одаренные дети 2014». В 2014-2015 учебном году снова ее победа в районе и первое место в городе Саранске. Также следует отметить блестящую победу этой ученицы на районном этапе конкурса «Ученик года 2015» и достойное представление своего района в столице нашей республики: лауреат конкурса и победитель в номинации «Я помню! Я горжусь!» Про таких как, Чебырова Наталья, говорят: «Талантливый человек – талантлив во всем!» Успешно занимается съемкой видеороликов, фильмов – первое место в районном конкурсе «Ещё дубль!», номинация «Портрет»; первое место в районном конкурсе социальной рекламы «Стильно, позитивно, быть здоровым – жить активно», номинация «Видеоролик», призер районного конкурса «Лидер всегда впереди», победитель исследовательских работ «Мой храм», активная участница детского татарского коллектива «Дуслык».

Традиционным видом работы с талантливыми детьми также является проведение учителями предметниками предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны и многие другие . С развитием творческого потенциала и физической активности, также уделяется большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Нашей школе в прошлом учебном году было присвоено имя нашего земляка, полного кавалера Ордена Славы З.И. Мещерова. Ведь приоритет общественных интересов над личными, уважение к истории и культуре родной страны – качество необходимое для полноценного творческого развития личности учеников. В школе действует отряд волонтеров «Добрые сердца», ставший призером Регионального этапа 16 Международного фестиваля «Детство без границ». Учащиеся отряда оказывают волонтерскую помощь участникам ВОВ, вдовам солдат, ухаживают за памятником. В честь празднования 70-летия Великой Победы в школе проведены акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Сирень Победы», «Лес Победы». Развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по школе, уборке классных комнат, субботники по благоустройству школьной территории, летняя трудовая практика на пришкольном участке. В прошлом учебном году наша школа стала победителем республиканского смотра-конкурса трудовых объединений школьников и учебно-опытных участков в Номинации «УПБ». Результатом огромной работы педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе стало 2 место в районном смотре-конкурсе «Зеленый огонёк» и две победы на муниципальном этапе олимпиады по правилам дорожного движения. Творческий стиль жизни – это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас, педагогах, лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность. И достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика.


Поэтому наш педагогический коллектив находится в поиске современных достижений науки, подходах к воспитанию детей, совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы
Учить талантливых детей труднее, чем «обычных», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика. Позиция нашей школы – создание условий для оптимального развития потенциальных способностей всех детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент могут еще не проявиться, а также тех, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. И самое главное – это создание эмоционально привлекательной школьной среды. Мы делаем погоду, мы берем на себя смелость определять мир, в котором комфортно учиться и жить. Ведь будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра - положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок.

И в конце хотелось бы сказать словами поэта:

Нет в саду цветов негодных, Некрасивых, непригодных,

Хуже трав или плодов. Нет в саду таких цветов.

Нет в саду цветов - лентяев, У заботливых хозяек

Нет неряшек, лежебок, Грубый не найти цветок.

Жизни сад благоухает, Красотою восхищает,

Если в нем живут труды, Если много доброты,

То и дерево растет И любви чудесный плод.

С незапамятных времен В мире царствует закон.

Ты сейчас его прочтешь: «Что посеешь – то пожнешь

МОЕ ПОЖЕЛАНИЕ В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

Ну вот, опять звенит звонок,
Расходимся по классам!
Вся жизнь – один большой урок,
Учить детей – прекрасно.
И в день торжественный позвольте
От всей души поздравить вас, И пожелать, чтоб с удовольствием
Вы каждый день входили в класс