|
Протокол № Программа кружка по этнопедагогике «В круге жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю: Рекомендовано к реализации:
Директор МДОУ МС МОУ «Суксунская СОШ №2»
«Дом детского творчества» «___» ____________2013г.
_______/Шляхтина Н.Г./
«____»__________2013г. Протокол №____
Программа кружка по этнопедагогике
«В круге жизни»
(программа рассчитана на возраст детей 2-15 лет, срок реализации 3 года)
Автор программы:
Пономарёва Г.П.,
Руководитель этнографического
музея «Русская изба»
Суксун, 2013г.
Пояснительная записка
Программа кружка «В круге жизни» для школы является актуальной, т.к. в школе имеется этнографический музей «Русская изба», который включён в реестр музеев Пермского края и периодически проходит переаттестацию. Этнографический музей «Русская изба» появился в школе вследствии работы школы по программе «Формирование духовно – нравственных качеств учащихся на основе русских народных традиций», защищённой на научном совете ПОИПКРО и реализуемой совместно с Центром этнопедагогики и развития народов Прикамья. С тех пор, на протяжении многих лет в музее проводятся разные мероприятия, направленные на возрождение и сохранение русской культуры.
Этнопедагогика – тема актуальная, т.к. время сейчас сложное – много перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на компьютерную технику. А ведь ребёнок «с молоком матери» впитывал культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, разные поделки декоративно-прикладного характера. Так вот всё это и нужно продолжать в детском саду и школе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может успешно решаться без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Эту проблему можно в школе решать через многие формы работы, в том числе и через использование потенциала школьного этнографического музея.
На базе музея реализовывались разные программы, например, программы «Истоки», неоднократно работал летний лагерь по сбору и обработке этнографического материала. Создана достаточно богатая база музея: экспонаты, сценарии мероприятий, подбор литературы по этнопедагогике. Воссоздан интерьер крестьянской избы.
Название «В круге жизни» означает, что жизнь простого народа шла по кругу – сезонная работа, по окончании работы проводились народные гуляния и праздники. Причём, в них участвовали как взрослые, так и дети. Дети ждали эти праздники, помогали взрослым, соблюдали традиции народа. Так жизнь шла по кругу. Круг мог быть календарный год и все трудовые дела и праздники года. Но круг мог быть и другой: рождение – детство - юность –создание семьи и почитание традиций – рождение и воспитание детей – старость и почитание старости – уход в мир иной – продолжение жизни….Т.е. всё идёт по кругу.
Первый год работы по программе рассчитан на проведение основных календарных обрядовых праздников русского народа. Подготовку сценариев и проведение праздников будут осуществлять обучающиеся – кружковцы в возрасте 13-14 лет (7 класс), а направлены мероприятия на широкий круг обучающихся 8-15 лет (2-8 классы). Особенность данного возраста кружковцев в том, что им интересно самим подбирать сценарии, готовить костюмы, проводить праздники. Дети данного возраста инициативны и не связаны усиленной подготовкой к ГИА или ЕГЭ. Кружковцы готовят мероприятия группами, на каждую группу приходится подготовить и провести два мероприятия по календарным народным праздникам.
Цель:
привлечение широкого круга обучающихся к культуре и традициям русского народа через вовлечение их в участие в календарных народных праздниках.
Задачи:
- обучающая – развитие познавательного интереса к русскому фольклору (сказкам, частушкам, прибауткам, загадкам, скороговоркам и т.д.);
- воспитательная - формирование гордости за богатую культуру русского народа, параллельно вести воспитание толерантности – уважения к культуре других народов – татар и марийцев;
- развивающая – развитие каких качеств личности, как патриотизм, нравственность, уважение традиций русского народа.
Стабильная группа детей (12-15) будет работать по реализации программы «В круге жизни» три года. Проводимые кружковцами праздники планируется частично менять. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с календарными обрядовыми праздниками. Например, в первый год в сентябре пройдут Капустные вечёрки, во второй год – Яблоневый спас, в третий год – Воздвиженье и т.д. Таким образом, кружковцы расширят круг познания и целевая аудитория – обучающиеся 2-8 классов также будут иметь возможность знать разные народные праздники. Таким образом, программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение трёх лет, подготовка и проведение народных праздников дают возможность глубже познакомиться с культурой русского народа, ведь подготовленные детьми разные сезонные народные праздники не исключают, а дополняют друг друга. Например, весенние праздники «Сороки», «Евдокия – весновка», «Грачевник» все знакомят ребёнка с основами русской народной культуры.
Число занятий в неделю – один раз по 2 часа (подготовка сценария, репетиции, выбор костюмов и реквизита, проведение мероприятий, сбор экспонатов для выставок, оформление выставок, уборка в «Русской избе», подготовка экспонатов на выездные мероприятия и т.д.). Число занятий в год – 34. Но данные цифры могут варьировать в сторону увеличения, т.к. мероприятия по народной культуре проводятся не с целой параллелью учащихся, а с каждым классом по отдельности по причине малой вместимости обучающихся в «Русскую избу».
Основная идея программы: участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Дети шире и глубже знакомятся с жизнью и бытом русского народа, учатся чтить и ценить традиции, столетиями накопленные русским народом.
Форма подведения итогов по усвоению программы – диагностическое обследование детей по контрольным тестам и индивидуальные беседы.
Предполагаемый результат
-появление устойчивого интереса у детей (кружковцев и целевой группы) к истории и культуре русского народа;
- знание детьми календарных народных праздников;
- приобретение детьми практических умений по разработке и проведению народных праздников.
Учебно – тематический план
Тема
|
Количество часов
|
Из них
|
теория
|
практика
|
аудиторная
|
внеауд.
|
аудиторная
|
внеауд.
|
Введение в программу
|
1
|
1
|
|
|
|
Календарные праздники
|
29
|
11
|
|
15
|
3
|
Выставки
|
13
|
3
|
4
|
6
|
|
Экскурсии
|
12
|
3
|
|
3
|
6
|
Работа с экспонатами (поиск, описание, присвоение номеров, реставрация)
|
13
|
|
|
3
|
10
|
|
68
|
20
|
48
|
Количество аудиторных занятий 69%, это объясняется особенностью программы, где используется основная педтехнология – этнотеатрализация, а её лучше проводить в аудитории. Также выставки вне аудитории проводить нецелесообразно.
Календарный план проведения ключевых мероприятий
Дата
|
Мероприятие
|
Целевая аудитория
|
Ответственные
|
23-29
сентября
|
Фольклорный праздник «Осенины»
|
2 классы
|
Кудашева Т.А.
|
7 – 11
октября
|
Праздник Покрова «Не скучай народ – заводи хоровод»
|
3 классы
|
Матвеева О.А.
|
18 -22
ноября
|
Выставка, совместно с районным краеведческим музеем
|
Открытие –
7 классы
|
Пономарёва Г.П.
|
2- 6
декабря
|
Екатеринин день. Первые гонки на санках
|
1 классы
|
Китаева О.П.
|
13- 17 января
|
Посиделки «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали»
|
7, 8 классы
|
Ипатова Г.В.
|
10- 14 февраля
|
Обзорная экскурсия в музее «Русская изба»
|
Детские сады
|
Пономарёва Г.П.
|
март
|
Фольклорный праздник «Как на масленой
неделе»
|
4 классы
|
Пермякова Е.В.
|
Апрель
|
Выставка работ учащихся с уроков ИЗО, обслуживающего и технического труд; объединений ДДТ
|
6 классы
|
Матвеева Н.И.
Хрусь А.В.
Таипова Г.С.
|
Пасха
|
«Пасха – праздник светлого Христова воскресения»
|
5 классы
|
Цепилова Л.М.
|
Содержание программы
Во введении в программу поясняется цель, задачи работы, дети мотивируются на предстоящую деятельность, знакомятся с режимом работы кружка. В теме «Календарные праздники» сообщается, какие будут проводиться праздники, дети сформируют группы по подготовке. В теме «Выставки» коллегиально решить с детьми, какую тематику выставок выбрать, выйти на социальное партнёрство с Суксунским историко – краеведческим музеем и школьным кабинетом обслуживающего труда. В теме «Экскурсии» продумать игры – гонки на санках, разработать правила техники безопасности. Экскурсию для детских садов сделать практико-ориентированной, чтобы вызвать неподдельный интерес дошкольников. Работа с экспонатами - поиск, описание, присвоение номеров, реставрация – это текущая, но очень важная работа, будет проводится в свободное от выступлений время.
Содержание программы отвечает календарно – тематическому планированию.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы есть средства:
- кадровые - руководитель школьного музея стоял у истоков создания данного музея, курировал его работу на протяжении двух десятков лет. С 2-11г. руководитель школьного музея является ещё председателем РОО «Русскиц центр». Вывод: опыт работы достаточный для продуктивного функционирования музея по программе «В круге жизни»;
- в музее создан интерьер настоящей Русской избы, форд музея богатый, насчитывает… экспонатов, имеется подборка сценариев мероприятий, вся документация музея находится в порядке,
- музей является любимым местом посещение, особенно младших школьников, там проводятся уроки литературы, окружающего мира, классные часы, чаепития.
- для детей проводятся мероприятия в такой форме, которая им интересна и соответствует их возрасту;
- формы мероприятий выбираются активные , с множеством старинных забытых игр, загадками, инсценировкой сказок.
Работают дети небольшими группами по 3-4 человека, какая работа более продуктивная.
Список литературы
1. Борисов Н.С., Драннишников В.И., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе [Текст] / под ред. Борисова Н.С. - М.: Просвещение, 1982. - 174с.
2. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах [Текст] / авт. вступ. ст. Буланый И.Т. - М.: Профиздат, 1985. - 196с.
3. Ванслова Е.Г. Модель развития музейной педагогики в регионе [Текст] / Ванслова Е.Г. // Внешкольник, - 1999. - №7-8. - С. 15-16.
4. Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриновой Т.А., - М.: Просвещение, 1985. - 113с.
|
|
|