|
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Перед любым учителем всегда стоит вопрос КАК?
Как вызвать интерес к учению?
Как добиться активности на уроке?
Как обеспечить успешность каждого ученика?
Как повысить качество обучения? И т.д.
Поэтому учитель постоянно находится в поиске совершенствования технологий обучения. В таком ж поиске и находилась я, пока не взяла на вооружение проектный метод обучения. Чем же привлек меня данный метод обучения.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
создаёт у учащихся образ цельного знания;
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
интерпретация результатов.
Воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
способности к самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.
Развивает:
-
исследовательские и творческие способности личности;
способность к самоопределению и целеполаганию;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
коммуникативные умения и навыки;
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время;
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Проектная методика дает учителю возможность вовлечь учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда, а также стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, владению определенной суммой знаний через проектную деятельность, умению практически применять полученные знания.
Любой учебный проект включает в себя следующие этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ
|
Проблема проекта
|
Почему?
|
Актуальность
|
Цель проекта
|
Зачем?
|
Целеполагание
|
Задачи проекта
|
Что?
|
Постановка задач
|
Методы и способы
|
Как?
|
Планирование
|
Создание продукта
|
Как лучше?
|
Поиск информации, создание продукта
|
Результат
|
Что получится?
|
Ожидаемый
результат
|
Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, способствует развитию интеллектуальных возможностей.
Поэтому на уроках биологии и во внеурочной работе я применяю проектный метод обучения.
Цель таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к урокам, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал лучше воспринимается учащимися, если все это ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием информационных технологий. Чтобы вызвать интерес к уроку, содержание урока должно касаться сегодняшней жизни школьника, приносить ему пользу. Учащиеся сами по некоторым проблемным вопросам предлагают темы проектов исходя из собственных интересов и потребностей, выполняют проектные работы. Стараюсь на уроке затрагивать вопросы, которые учащиеся могут разрешить не только на уроке, но и во внеурочное время.
Рассмотрим типологию применяемых мною проектов:
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместная газета, сочинение, экспедиция и др.).
Например, группа учащихся 7 класса при изучении темы «Пресмыкающиеся» изучили компьютерную программу Hot Potatoes (горячий картофель) и составили интерактивные задания, которые можно использовать на уроках
Информационные (поисковые) проекты направлены на поиск и сбор информации о каком-то объекте. При презентации проекта «Лекарственные растения нашего леса» участники проекта знакомят школьников с лекарственными растениями, растущими в нашем лесу. Анализируют и обобщают факты.
Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта. Эти результаты обязательно ориентированы на интересы самих участников (газета, документ, практическая работа, пр.). Во время презентации практико-ориентированного проекта «Как вырастить капусту на участке» участники проекта знакомятся правилами посадки и выращивания капусты. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике. После презентации проекта мы с участниками этого проекта посадили капусту на пришкольном участке, т.е. практический результат очевиден.
В игровых проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Здесь очень высокая степень творчества. Например, Экологическая сказка - быль «SOS – спасите Землю» - игровой проект. Каждый участник выбирает для себя определенную роль (персонажей), кто-то рисует, кто-то помогает костюмами, третьи делает декорации.
Исследовательский проект именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Кроме всего прочего, проектная деятельность в корне перестраивает отношения «учитель-ученик». Для ребенка, выполняющего проект, учитель оказывается не тем, кто объясняет новый материал, проверяет и оценивает, а старшим коллегой, под руководством, которого происходит личный процесс познания в рамках выбранной темы. Возникает особая форма педагогического взаимодействия:
Сотрудничество
Соавторство
сотворчество
Я считаю, что школа будущего – это школа проектов, так как проект многогранен, перспективен, неисчерпаем, эффективен, уникален, незаменим , может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе,
Проект многогранен,
Проект перспективен.
Проект неисчерпаем.
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
-
Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Результативность применения мною проектного метода на уроках биологии и во внеурочное время это
1. Проектная деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
6. Создается методическая копилка пособий, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
.
|
|
|