|
Из моего опыта работы Музыкальные игры на уроках музыки
Из моего опыта работы
Музыкальные игры на уроках музыки
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.
Цели и задачи музыкальной игры:
Через эмоциональное, активное восприятие формировать основы музыкальной культуры.
Воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус.
Развить образное и ассоциативное мышление и воображения, музыкальной памяти, слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В процессе игры учащиеся должны:
-
Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.
Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.
Участвовать в коллективной и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.
Развивать умения и навыки музыкального самообразования.
Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.
За 43 работы в школе я пришёл к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Часто на уроке музыки я применяю следующие музыкальные игры:
Рассказывая о композиторе П.И.Чайковском, дети слушают «Времена года», основываясь на музыкальную игру. Перед слушанием рисуют четыре прямоугольника и дают им заголовки: «Весна». «Лето», «Осень», «Зима».
Звучит отрывок из фортепианной пьесы «На тройке» /Осень/. Дети должны закрасить прямоугольник жёлтым цветом.
Звучит музыка «Подснежник» /Апрель/. Дети должны закрасить прямоугольник зелёным цветом.
Звучит музыка о зиме…, дети должны закрасить… белым цветом и т.п.
После слушания беседа и подведение итогов проделанной работы.
Тема «Виват, Россия, Наша слава-русская держава» применяю игру «Угадай слово» /кроссворд/. По горизонтали:
-
Как на Руси называлась книга, в которую записывали события истории?/летопись/
Вера, которую выбрал князь Владимир? /православие/
Город на Руси, от которого название «Киевская Русь»?/ Киев/
Как по гречески звучит слово «мессия» /Христос/
Вера, которая обогатила культуру и быт русского народа? /христианство/
Как одним словом назвать все буквы славянской азбуки? /кириллица/
Как в древности наши предки называли народное собрание? /вече/
Игра «Великие композиторы»
По одному человеку из команды кладутся таблички с надписями фамилий известных композиторов. Звучит знакомая мелодия. Игроки должны поднять табличку с фамилией композитора. Побеждает та команда, которая наберёт большое количество баллов.
Интонация –манера произношения
Участникам даются таблички с надписями:
Я пою песенку.
Какая чудная природа!
Солнышко встало.
Радость ты моя!
Нужно по разному произнести каждую фразу. Потом повторить те же варианты произношения без слов. Получается мелодика произношения фразы- то удивлённая, то горестная, то сердитая. Это и есть интонация, т.е. манера произношения, в которой отражаются какие-то чувства.
Названия танцев
На доске буквы с воздушными шариками: /р,а,а,у,з,к,м/; /в,л,с,а/; /а,к,г,н,е,и,з,л/; /о,р,к,в,к,к,а,я/; /о,к,ь,а,п,л/; /е,т,у,з,м,н/. Нужно перевести буквы с этих шариков в клетки в таком порядке, чтобы получилось названия танцев.
Музыкальная игра «Тётя Трот и кошка
С.Я.Маршак перевёл сборник английской народной поэзии о тёте Трот. В нём есть такие строки: «ТётяТрот и кошка сели у окошка. Сели рядом вечерком поболтать немножко. Трот спросила:
-кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?
-Мур,-сказала кошка, помолчав немножко.
Умница кошка любила хозяйку. Что она ответила ей- непонятно. Можно только догадываться. А чтобы не догадываться, а знать истину, давайте выразительно прочитаем стихотворение в трёх вариантах. Первый-когда кошка говорит «мур» утвердительно. Второй-когда кошка произносит «мур» отрицательно. Третий- когда кошка отвечает хозяйке
Придумай нотам имена
В игре принимают участие 5-7 человек. На доске запись: ДО,РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Нужно придумать слова, содержащие сочетания, соответствующее семи нотам. Например, дорогой, река, мир, фанера, соль, лягушонок, сито.
Игра «Гуси прилетели…»
Прочитайте выразительно стихотворение и выразите его содержание в движениях: Гуси прилетели, возле моря сели.
Искупаться в море синем гуси захотели.
Лапки обмывали, крылья полоскали,
А солёную водицу гуси пить не стали
Игра – викторина
Кто из музыкальных сказок половину года живёт без обеда? /ёж, медведь/
Кто из музыкальных персонажей меняет шубу 2 раза в году? /лиса, заяц, белка/
Мы поём песенку о снегире. Почему ему дано такое снежное имя? / Его видно в снежное время/
Что теряет лось каждую зиму? /рога/
У кого подо льдом реки дровяной склад? /У бобра
Можно много писать, рассказывать о музыкальных играх. Главное это то, что без неё невозможно на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.
Игра –это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Они расширяют, укрепляют и закрепляют знания и умения. Вот потому учитель всегда остаётся хорошим наставником, если использует на уроке музыкальную игру.
Литература:
Н.Метлов. Игры с пением, М: Музыка, 1965.
Н.Б.Улашенко. Нестандартные уроки. Музыка, 2 класс. «Корифей» Волгоград. 2005.
Г.М.Науменко. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки,.. считалки, сказки, игры. Вып.3,-М, 1977-1988.
Поурочные планы по программе Е.Д.Критской. Музыка 4 класс, «Корифей». Волгоград. 2006.
И.А.Агапова. Лучшие музыкальные игры для детей.М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Весёлые уроки музыки., авт- сост. З.Н.Бугаева:- М.: АСТ, 2002.
Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.
Олег Филиппович Козлов, учитель музыки высшей категории, Стегримовская общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
|
|
|