Главная страница

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально ритмических и творческих способностей учащихся


Скачать 157.35 Kb.
Название Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально ритмических и творческих способностей учащихся
Дата 11.03.2016
Размер 157.35 Kb.
Тип Документы


ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Введение

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Это слова гениального композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.

Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребенка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах – вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В. Г. Белинский.

Развитие детского творчества

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственное творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б. Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. По определению методики Б. Л. Яворского, развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

  1. Накопление впечатлений;

  2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях;

  3. Двигательные, речевые, музыкальные импровизации;

  4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного;

  5. Музыкальное творчество – написание пьес, песен.

Б. Теплов утверждал, что ведущее звено, «ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение. Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, К. Орф) обращали внимание на важность творчества в период обучения, на то, что творчество способствует более глубокому освоению материала и развитию музыкальности детей.

Методика К. Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальных инструментах, речевых упражнениях, сочетании музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К. Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т. д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Активные формы музыкальной деятельности, и, в частности, шумовой оркестр – основы элементарного музицирования и развитии музыкальности детей. Дети испытывают желание «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле и испытывают от этого эмоциональное удовольствие.

Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребенка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру». (К. Орф)

Цель исследования: наиболее полно раскрыть содержание предмета «Оркестр детских шумовых и ударных инструментов» и определить структуру развития музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся.

Объект исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей, его влияние на творческий потенциал учащихся.

Предмет исследования: теория и методика, способы игры на шумовых и ударных инструментах в процессе учебы и творческих занятий.

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов помогают развитию умственных способностей, психических процессов – мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции. Игра в оркестре расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка и повышает его интерес к музыке, а также способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей. В результате занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной музыкальной деятельности и потребность в ней. Считаю, что предмет «Оркестр шумовых и ударных инструментов» наобходимо включить в учебный план ДШИ №2.

Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формирует творческое отношение к процессу обучения. На занятиях по игре в оркестре должны решаться следующие задачи:

-овладение приемами игры на шумовых и ударных инструментах;

-формирование представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;

-пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

-развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;

-формирование художественного вкуса.

Шум - беспорядочные непереодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, стук, скрип, шелест и т.д. В музыке используются шумовые инструменты, шумы также применяются в некоторых произведениях современной музыки.

Оркестр – многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.

Основу детского шумового оркестра составляют музыкальные инструменты – погремушки, ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, бубны, барабаны, металлофоны и т. д. Среди инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – барабаны, бубны, и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны – треугольники, бубенцы, трещотки, кастаньеты, металлофон. Одни из них обладают определенной высотой звучания, другие нет. Первые называются «мелодическими» (металлофон), а вторые – шумовыми (все остальные).

Развитие чувства ритма

Музыка для ребенка начинается с движения, с ритмической организации своего тела (марша, танца, отстукивания ритма музыки). Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Это категория не только времяизмерительная, но и эмоционально – выразительная, образно – поэтическая, художественно – смысловая.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, к изменению «ритмического мышления». Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать его композиционные правила и объяснять его сущность. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Аналогичные положения можно было бы высказать про любые другие выразительные средства музыки: про мелодию, гармонию и т. д.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально-ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «ритмического чувства вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Проблема воспитания музыкально-ритмического чувства тем самым усложняется. Возникает соблазн выделить ритмический момент из музыкальной ткани и добиваться адекватного восприятия и воспроизведения его, как такового, вне музыки, а когда эта задача будет решена, присоединить к нему музыку, заполнить музыкально-ритмические формулы. В более широкой постановке это значит: задачу воспитания музыкально-ритмического чувства свести к задаче воспитать «чувство ритма вообще» и применить результаты этого воспитания в музыке.

Проблема ритма в музыкальном исполнении – это, если переводить ее в числовое выражение, проблема сотых и тысячных долей секунды. Можно сказать еще острее: отклонения от истины на сотую долю секунды часто бывают гораздо более тяжелыми нарушениями ритма, чем отклонения на целые секунды. В ритмической стороне музыкального исполнения особенно ярко сказывается тот издавна известный факт, что искусство не терпит ничего приблизительного, и что вопрос художественного совершенства – это вопрос того «чуть-чуть», о котором не раз говорили великие мастера искусства.

Формирование и развитие чувства ритма у детей – важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает коллективное музицирование. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, а также совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки. Игра на шумовых и ударных инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Детский шумовой оркестр – один из видов коллективного музицирования. Его можно организовать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. В исполнении детского шумового оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные, народные мелодии. Выразительнее звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя и др.

Методы работы

Основной формой занятий оркестра детских шумовых и ударных инструментов должен являться урок, в котором необходимо использовать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также формы и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии оркестра, тем эффективнее проходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.

Я планирую включать в занятия следующие виды музыкальной деятельности:

1)Восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности);

2)Разбор произведения (характер музыки, темп, размер, прохлопывание ритмического рисунка);

3)Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, танец);

4)Музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество).

Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.

Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомство с инструментами должно происходить постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть предложенный инструмент, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен для данного инструмента. Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.

Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-нибудь из детей, и ему предлагается проделать то же. Таким образом, ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.

Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, кастаньеты, бубен, погремушки – средние по высоте звуки, и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю треугольники и кастаньеты. Треугольники откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, кастаньеты – в среднем.

После того, как дети познакомятся с двумя – тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут различать их тембры, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняю пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком – барабанщики.

Далее обращаю внимание детей на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан – отрывистые. Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например, треугольники, колокольчики, бубенчики, ввожу в игры детей, чтобы детское ухо улавливало звуки различной силы и сравнивало их между собой.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звук колокола. Все эти сравнения привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента.

Пример. “Сказка про лягушонка КВАКА” (игра на металлофоне)

“ Лягушонок КВАК пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). Вначале капельки были редкими (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре тучка ушла и опять выглянуло солнышко.”

Вопрос к детям – какой был дождь? Ответы – сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помог мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть, попробовать поиграть, еще раз послушать звучание. На следующем уроке играем в игру «Веселый дождик», закрепляем первоначальное знакомство с инструментом.

Очень важно научить детей правильному извлечению звуков из инструментов, поэтому большое внимание уделяю этой работе.

Игру на инструментах на уроке мы чередуем с декламацией стихов, пеним песен, исполнением танцевальных движений. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Педагог может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.

Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. То, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Я в своей работе стремлюсь, чтобы ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.

Ритмические упражнения на ранних возрастных этапах помогают развить у ребенка чувство ритма и музыкальный слух. Дети с удовольствием выполняют такие задания.

Пример. Упражнение «Уточки».

-Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря (поют дети)

Кря-кря-кря (звуки инструмента)

-Наши гуси у пруда:

Га-га-га (поют дети)

Га-га-га (звуки инструмента)

-Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко (поют дети)

Ко-ко-ко (звуки инструмента)

-Утро доброе пришло:

Ля-ля-ля (поют дети)

Ля-ля-ля (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Занятия начинаю с пения попевок и народных детских песен («Сорока-сорока», «На печи калачи», «Вова-карапуз» и т. д.) Вначале мы закрепляем основные ритмические величины: четверть, восьмая, половинная, целая. Постепенно продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т. е. с нотами. Затем изучаем сильные и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и дети должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, выделять ее. Вторая группа становится слабой долей и должна следовать за сильной. Затем группы меняются местами. Далее знакомимся с простыми размерами 2/4, 3/4, 4/4 и на их основе с полькой, вальсом, маршем и закрепляем полученные знания на практике.

При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать слова и наглядные образы, понятные ребенку. Стараюсь объяснять просто, четко, ясно, чтобы весь коллектив мог быстро овладеть новыми знаниями, а не учить долгие теоретические понятия.

Всегда уделяю большое внимание выбору репертуара. Именно он должен быть доступным для исполнения и формирования творческих способностей учащихся. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были недостаточно подготовлены. Развитие ритмического чувства способствует заинтересованности детей, успешному выполнению домашних заданий.

Опора учителя только на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии всего оркестра, поэтому также стараюсь индивидуально заниматься с теми, кто испытывает трудности в освоении музыкально-ритмического материала.

Для развития метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под музыку, подражательные движения, которые ребенок использует во время игры. Выбрав мелодию, я ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют, (если это песня), хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. Затем мы вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой мелодии, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.

Сначала каждый индивидуально воспроизводит свою партию, подыгрывая мелодии, которую я исполняю на фортепиано. Потом проходит работа по группам инструментов, а затем игра всем оркестром. Нужно сказать ученикам, чтобы они не играли громко, слушали себя, своего соседа и других участников оркестра, и, конечно, основной инструмент, который играет мелодию (чаще всего это синтезатор). Если игра на инструментах происходит под пение, то очень важно, чтобы музыка не заглушала слова, а дети пели четко и выразительно. Я выступаю в роли дирижера, показываю начало и окончание игры, помогаю различным группам инструментов верно исполнять свою ритмическую партию.

Пример работы над пьесой «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», муз. Е. Крылатова (первый урок).

Дети слушают пьесу, которую я исполняю на синтезаторе. Обсуждается характер пьесы, жанр. Дети сами рассказывают, что они представляют (звездное небо, океан, тихую спокойную ночь, сверкающий снег и т. д.) Выбираем музыкальные инструменты, отдавая предпочтение треугольникам, бубенцам, металлофону. Я показываю, как исполняется глиссандо на металлофоне. Каждый пробует играть на своем инструменте. Я еще раз исполняю пьесу, а дети импровизируют в характере на своих инструментах, получается своеобразный музыкальный фон. Такое импровизированное музицирование - самое любимое занятие у ребят. Дети слушали музыку и старались передать своей игрой конкретный образ. После этого начинается разучивание предложенных ритмических партий.

Цель урока: проявление творческих навыков в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие образного мышления, самовыражения, умения слушать музыку, свой инструмент, передавать характер пьесы, сливаться в общий ансамбль.

Заключение.

Автором работы была поставлена цель показать, как игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально-ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети знакомятся с видами шумовых и ударных инструментов, способами и приемами игры на них, учатся правильно произносить и декламировать тексты, интонировать, использовать музыкально-ритмические движения, сочетать их с музыкой, понимать дирижерские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без нее, сольно и в ансамбле, исполнять произведения различной степени сложности. Детям очень нравится играть те же самые мелодии, которые они могут слышать в аудиозаписи. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовлетворение им доставляют выступления на концертах и праздниках.

В перспективе работы – организация большего по количественному составу оркестра, состоящего из разных групп инструментов, а также детского коллектива, включающего в себя детей дошкольного и младшего школьного возраста, т. к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с групп воспитанников детского сада и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.

Библиография.

  1. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., Астрель, 2002.

  2. Поплянова Е. Н. Игровые каноны на уроках музыки. М., Владос, 2002.

  3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М., Просвещение, 1983.

  4. Костина Э. П. «Камертон» - программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. М., Просвещение, 2008.

  5. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Л., Советский композитор, 1990.

  6. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., Аквариум, 1997.

  7. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. М., Аквариум, 1997.