|
1. Условия формирования опыта
1.Условия формирования опыта
Наблюдения за эффективностью применения различных техник с использованием различных материалов при изготовлении поделок, игрушек, сувениров на занятиях; знакомство с существующими программами по декоративно-прикладному творчеству, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках курсов повышения квалификации по теме «Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования» привели меня к выводу о необходимости обобщения своего опыта работы. Главным ориентиром для формирования опыта работы стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
2. Теоретическая база
Ведущая идея моего опыта: выявление и развитие творческих и личностных качеств детей через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества.
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Личная концепция: Игрушки, сделанные своими руками, играют огромную роль в формировании личности ребенка, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей. Дети не только учатся видеть и ценить красоту, а главное - уважать труд.
3. Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность является мощным воспитательным фактором, так как позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и художественного вкуса. Использование различных техник и разных материалов при изготовлении той или иной игрушки (поделки) создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к художественно-декоративному творчеству. Можно сказать, что различные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в поделке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Актуальность данного опыта заключается в том, что он соответствует
современному социальному заказу на образование и обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
- познакомить детей с общими семейными традициями, праздниками через знакомство с народными традициями;
-познакомить с историей народной игрушки и народных промыслов России;
-научить детей использовать разнообразные материалы, технику и способы создания поделок с целью получения выразительного образа;
-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание творить;
-учить видеть и понимать красоту многоцветного мира;
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Для решения поставленных задач была разработана авторская программа «Счастливый дом». Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Изготовление поделок тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над поделкой, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свою поделку с натурой, с работами товарищей.
В процессе работы дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При лепке с натуры у детей развивается внимание, при изготовлении поделки по представлению – память. Используя различные техники при изготовлении поделок, дети не утомляются, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Мною используются следующие педагогические технологии: проблемное обучение, коллективно-творческая деятельность, индивидуальное развитие, элементы народной педагогики. Проводится индивидуальная работа с учащимися, родителями, развивается сотрудничество «ученик - учитель - родители». На занятиях используются новые развивающие технологии
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Системность и последовательность в подаче учебного материала.
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью, с практикой: изготовление поделки должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
4. Новизна опыта
Формирование нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта. Занятия носят практико-ориентированный характер и дают возможность учащимся изучать и применять основные техники и способы изготовления поделок, используя различные материалы. Наряду с этим дети знакомятся с различными народными и семейными праздниками, традициями, что позволяет углубить работу по воспитанию уважения к семейным и народным праздникам и традициям, традиции изготовления подарков как средства выражения доброго отношения к людям. Через изучение основ традиционных ремесел происходит его трансформация и приспособление к современным условиям, требованиям жизни.
5. Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, занимающихся художественно-прикладным творчеством с учащимися младшего и среднего школьного опыта, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей, а также родителям и другим участникам образовательного процесса. Многие рекомендации могут быть использованы в школьной программе как дополнение к предмету «Технология», при проведении тематических занятий по первоначальному знакомству с народными промыслами, семейными праздниками. Интересен вариант использования отдельных занятий в рамках подготовки и проведения мероприятий по знакомству с семейными традициями, такими как: «Укрась и защити свой дом», «Что ты знаешь из истории своей семьи?», «Твои семейные праздники» и др. в условиях летних и зимних оздоровительных лагерей.
6.Трудоемкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный, имеющий соответствующую подготовку педагог дополнительного образования, учитель. Организация данной работы требует наличия необходимых средств, подобранных с учётом доступности, наглядности и последовательности.
Занятия в мастерской должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструмент для работы.
В качестве оформления кабинета желательно использовать учебные наглядные пособия, изделия народных промыслов, современные изделия с народными мотивами.
Целесообразно оборудовать отдельное место для работы с методическим материалом, где ребенок может просмотреть и записать, выполнить необходимые ему зарисовки.
Наличие оргтехники позволяет использовать интернет-ресурсы, просматривать необходимые материалы.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:
-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
7. Технология опыта
В процессе художественно-декоративного, эстетического, экологического воспитания у детей формируются знания о многообразии техник отражения реального мира с использованием различных материалов. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. Все это в полной мере находит отражение в моей авторской программе «Счастливый Дом».
Настоящая программа систематизировала знания по пяти основным видам художественной деятельности:
поделки из природного материала;
работа с бумагой и картоном;
лепка из пластилина, соленого теста,
поделки из ткани, меха, ниток;
основы изобразительной грамоты.
Эти виды деятельности равномерно чередуются и сменяют один другой, образуя блок, объединенный одним разделом.
Отличительной особенностью программы является то, что она комплексная и представляет собой серию разделов и тематических занятий, которые выстроены по временам года и связаны с семейными, народными праздниками и традициями:
-осенние праздники: «Кладовые осени», «Праздник урожая», «Наши любимые бабушки и дедушки», «Подарки для мамы», «Наши осенние именинники»;
-зимние праздники: «Новогодняя мастерская», «Рождественский сувенир», «Наши зимние именинники», «Юные защитники Отечества»;
-весенние праздники: «С праздником, мамочка!», «Масленица», «Пасхальный сувенир», «С днем Победы», «С днем рождения, семья!».
Освоив все предлагаемые виды художественной деятельности, дети пробуют изготавливать игрушки в разных техниках, используя различные материалы. Изделия выставляются на выставках и имеют потребительскую ценность. Это воспитывает у детей ответственность за качество своей работы. Все это наиболее полно удовлетворяет постоянно изменяющиеся потребности и запросы детей, вносит момент новизны на каждом занятии, создает возможности для творческого развития детей. Деятельный характер обучения и конкретный материальный продукт, созданный собственными руками, способствует освоению знаний и умений. Важно, что знание осваивается вместе с умением. Создавая игрушки, поделки, дети передают им свои чувства, вкладывают в них частицу своей души, они становятся отражением их внутреннего мира. Ребята познают смысл народного творчества, смысл общечеловеческих ценностей. Постепенно дети не только совершенствуют навыки работы с различными материалами, но и начинают стремиться придумать что-то новое. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Сделать занятия детей интересными, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание правильно, чтобы работа была творческой, приносила удовлетворение, и чтобы ребенок мог гордиться своими достижениями, чтобы родители ценили важность занятий ребенка - таковы условия успешности занятий по программе. В программе «Счастливый дом» используются авторские разработки выполнения поделок.
Очень важно отметить, что для изготовления поделок не требуются дорогостоящие материалы, используются природные материалы, бумага, гипс, тесто, старые использованные вещи, пластик, картон, приобретая в руках ребят новую жизнь, сохраняя природные ресурсы, воспитывая бережное отношение к природе.
Занятия могут идти последовательно друг за другом или каждое может существовать самостоятельно. Каждое занятие прописано по времени, подробно прописаны его ход, методические рекомендации, с учетом поставленных задач. Занятия снабжены технологическими картами, которые ребенок может взять с собой, чтобы дома с родителями еще что-нибудь смастерить. Таким образом, дети закрепляют знания и умения, полученные на занятиях, налаживаются взаимосвязи между взрослым и ребенком.
Дополнительное образование детей - особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное время ребенком с учетом его интересов и потребностей.
В решении проблем становления и развития образования детей особая роль принадлежит сотрудничеству с семьей и родителями воспитанников. Именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в сфере досуга. Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс, в семьях воспитанников формируются общие интересы, а значит, повышается педагогический потенциал семьи. Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя детского объединения должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а так же единые подходы к его воспитанию. Для налаживания контактов с семьей используются следующие формы работы с родителями:
-родительские собрания;
-анкетирование;
-индивидуальные беседы;
-совместная деятельность.
По функциям обучения программа подразделяется на три уровня.
На первом уровне программы у обучающихся идет развитие элементарной грамотности посредством усвоения заложенного объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом, обучающиеся перенимают опыт, приобретают начальные умения. Это 1 год обучения – ознакомительный (репродуктивный), группа «Малышок», для детей 6-7 лет. Идет накопление определенного запаса знаний, умений и навыков при работе с природными материалами, бумагой, картоном, пластилином, тестом, красками; развитие воображения, как основы творческой деятельности; развитие координации и мелкой моторики пальцев рук. В основном это репродуктивный этап работы, когда усвоение знаний и умений происходит при работе по образцу, включая анализ образца, планирование предстоящих работ, получение знаний разметки, раскроя, сборки и отделки изделий. В конце каждой изученной темы предлагается задание «по условию». В качестве «условия» предлагается поиск композиционного решения или отделочного. Учитывая анатомо-физиологические, психологические особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, преобладание возбуждения над торможением, физическая активность) на занятиях чередуются разные виды деятельности. При определении результата работ учитывается, что в этом возрасте идет медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, представляют определенную трудность для учащихся. Учитывая все это, занятия строятся по принципу: через игру - к творчеству! Результатом освоения данного этапа является умение изготавливать простые изделия, игрушки, сувениры.
На втором уровне – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности и для занятия определенного социального положения. Обучающиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.
2-ой год – поисково-исполнительский, группа «Мастерилки», для детей 8-11 лет. Второй этап обучения - «погружение» в творчество, является поисково- исполнительским, и дает возможность под руководством педагога применять полученные знания и умения при изготовлении работ, требующих поиска наилучшего решения. Дает более углубленные знания, умение в практической деятельности. Дети больше получают заданий «по условию». Имеющиеся знания пополняются и конкретизируются. Дети приобретают навыки планирования работы, пытаются найти пути осуществления поставленной цели, продумывают последовательность действий, изучают основные ручные швы, знакомятся со свойствами тканей, разметкой и раскроем ткани. Дети учатся придавать поделке (изделию) законченный вид путем нахождения своего композиционного решения, красочного оформления. Результатом освоения данного этапа является умение выполнять более сложные поделки, сувениры, используя различные материалы.
На третьем уровне у обучающихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Данный уровень рассчитан на обучающихся с хорошей подготовкой. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самосовершенствовании и дальнейшем саморазвитии. 3-ий год обучения – творческий, группа «Рукоделие», для детей 12-14 лет.
Третий этап обучения – стимулирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка. На этом этапе дети получают навыки работы по индивидуальным проектам, создавая авторские работы. Выполняют все стадии изготовления игрушки самостоятельно, педагог выступает в качестве консультанта. Этот этап направлен на совершенствование практических навыков работы по всем изучаемым видам деятельности. Предполагается четкое знание и умение пользоваться основными ручными технологическими операциями (разметка, работа по шаблону, трафарету, резание ножницами, ручные строчки, приемы лепки и т.д.) позволяет детям самостоятельно ставить задачу и искать пути ее решения, подбирать или создавать эскизы для будущих игрушек, картин.
Формы занятий включают в себя в соответствии с поставленными целями и задачами: рассказ, беседу, объяснение, практические упражнения.
В беседе с помощью вопросов и полученных ответов происходит понимание и усвоение материала. Рассказ сопровождается демонстрацией учебных наглядных пособий – это готовые образцы поделок, репродукции работ известных авторов с использованием ИКТ, слайдовые презентации лучших учебных работ.
Практические упражнения закрепляют теоретические знания путем овладения приемами работы, приобретения навыков в управлении технологическими процессами.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучается общая техника безопасности, технология изготовления изделий из различных материалов. Демонстрируется дидактический материал: образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися; эскизы, рисунки, таблицы, инструкционные карты; специальная и дополнительная литература, фотографии лучших детских и профессиональных работ; разработка отдельных тематических занятий.
Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть. На этих занятиях происходит закрепление практических навыков при изготовлении поделок.
Для определения эффективности обучения по программе, в течение года трижды проводится диагностика освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая).
Начальная диагностика проводится в начале учебного года обучения. Результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебных занятий (1 год обучения). Определить степень сохранности знаний и умений (2 и более годов обучения).
Промежуточные аттестации по итогам пройденных тем, как наблюдение за практической работой.
Итоговая (контрольная) диагностика (приложение №3) проводится в конце каждого года обучения и позволяет проследить диагностику развития практических навыков и умений. Формой аттестации по итогам реализации образовательной программы является представление детьми своих личных коллекций игрушек и поделок, выполненных на занятиях в течение всего курса обучения или защита проекта. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.
В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и сверстников. Дети участвуют в различных мероприятиях (календарные праздники, конкурсы, тематические выставки, мастер-классы), принимают участие в районных, городских, областных конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного творчества.
Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала, а родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
8. Результативность опыта
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития ребёнка во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут детям в будущем совершенствовать их потенциальные возможности, желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по семейным, народным праздникам, традициям и распространять свои знания через общение и умение делать и дарить подарки, украшать интерьер. Дети способны применить полученные на занятиях знания и умения, участвуя в проведении тематических дел (помощь в проведении мероприятий в младших группах, подготовке и участии в праздниках «День района», «Город мастеров», «День семьи» и др.). Они пребывают в активной позиции, в качестве инструкторов, обучая других ребят, могут реализовать свои знания и умения, рассказывая сверстникам о праздниках или делая им подарки. Воспитанники объединения являются активными участниками выставок и мастер-классов районного и зонального уровня:
- «Аппликации из цветных опилок»;
- «Лепка из соленого теста»;
-«Изготовление картин, используя гипсовые фигурки и соленое тесто»;
- «Укрась и защити свой дом (по изготовлению оберегов)»;
-«Изготовление традиционной безликой куклы»;
-«Дети-детям» (2013г.);
Стали лауреатами областных конкурсов:
-«Звездочки Тамбовщины»(2010г., 2011г., 2012г);
- «Православная культура Тамбовщины» (2012г., 2013г.);
-«Вторая жизнь ненужных вещей» (2013г.)
«Фабрика игрушек Деда Мороза» (2011г.,2012г.).
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Освоив все предлагаемые виды художественной деятельности, дети пробуют изготавливать игрушки в разных техниках, используя различные материалы. Изделия выставляются на выставках и имеют потребительскую ценность. Это воспитывает у детей ответственность за качество своей работы. Создавая игрушки, поделки дети передают им свои чувства, вкладывают в них частицу своей души, они становятся отражением их внутреннего мира; познают смысл народного творчества, смысл общечеловеческих ценностей.
Приложение 1.
«Игрушки из Дымкова. Барышня».
Тема: Лепка игрушки по мотивам народных образцов.
(Пластилин. Пластиковая бутылка).
В разделе «Весна. День семьи». 2-ой год обучения. 6ч. Лепка барышни.
Задачи: Познакомить с традицией празднования «Дня семьи»; расширять и уточнять знания детей о народных промыслах; дать представление о народной глиняной игрушке; познакомить с дымковской игрушкой; совершенствовать приемы лепки, размазывание, скатывание шариков, колбасок, жгутиков, отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки.
Оборудование и материалы: пластилин, пластиковая бутылка, художественные кисти №2, №3, белая гуашь и акварельные краски, мука, лак, подкладная доска, салфетки.
Методический фонд и средства обучения:
-технологическая карта «Последовательность лепки куклы»;
-авторские и детские работы, слайдовая презентация по дымковской игрушке, образцы глиняных игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская), иллюстрации народных игрушек;
-таблица узоров, используемых для росписи дымковской игрушки и их значение.
Ход занятия.
I Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Объявление темы, целей и задач урока.
3 Создание благоприятной атмосферы, способствующей творческой работе.
II Объяснение нового материала
1. Вводная беседа об истории происхождения в России праздника «День семьи». Рассказ о традициях изготовления народной игрушки как подарков к празднику с демонстрацией слайдовой презентации, а так же авторских и детских работ,
2. Знакомство с практической частью работы, рассказ о безопасных и эффективных приемах работы. Знакомство с инструментами для лепки, правилами их использования.
3 Поэтапная демонстрация последовательности работы (работа с технологическими картами, рассказ о свойствах пластилина, о правилах работы с ним).
4.Изготовление игрушки.
5.Роспись игрушки
6.Оформление поделки.
III Подведение итогов.
Педагог. У каждого человека должна быть семья, свой дом, мама, папа, дедушка, бабушка, братишки и сестренки и, конечно же, должны быть свои семейные и даже государственные праздники. И вот в 1993 году на Ассамблее (собрание) Организаций Объединенных Наций был утвержден Всемирный праздник «День семьи», а отмечают его 15 мая.
Ребята, а как вы думаете, почему решили сделать такой праздник?
Дети. Потому что семья это главное для любого человека. Только дома тебя все любят просто так.
Педагог. Семья это ячейка нашего общества. Какие это будут семьи, такое будет и наше общество, наш мир, наша страна. В нашем районе этот праздник так же ежегодно отмечается. Проводятся такие мероприятия как:
-«Золотая симфония семьи», это для супружеских пар, которые отмечают свою 50- летнюю годовщину совместной жизни;
-«Многодетные семьи»;
-«История моей семьи в истории Тамбовской области»;
-«Наше семейное хобби».
Сегодня на занятии мы приготовим подарок для вашей семьи. В традиции народных промыслов лежит изготовление игрушек, ярких, красивых, нарядных, так как изготавливали они их к праздникам, ярмаркам, отображая игрушками различные сцены из крестьянского быта, персонажей людей и животных. Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного познакомимся с некоторыми существующими народными промыслами по изготовлению глиняной игрушки.
Как вы думаете, что такое народный промысел?
Дети. Это когда мастера создают своими руками какие-то изделия, а потом их продают.
Педагог. Жизнь человека начинается с детства, а детство непосредственно связано с играми и игрушками.
Какие народные игрушки вы знаете?
Дети: дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.
Педагог. Названия свои игрушки получили от названия мест, где их изготавливают.
Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; ее ласково и нежно называют «дымка», потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятка.
Кто знает, почему дымковский промысел так называется?
Дети. Наверное, название как-то связано со словом дым.
Педагог. Печи и горны, в которых обжигали игрушки, постоянно дымили, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода. И игрушки именуются дымковскими.
-Давайте посмотрим на эти фигурки, (слайдовая презентация). Чем эти игрушки похожи друг на друга? (белым фоном).
-Правильно, а фон у них белый, оттого что лепили их чаще зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
-Какими еще красками раскрашены игрушки?
Дети. Красными, желтыми, зелеными, синими.
Педагог. Изготовление игрушки состоит из нескольких этапов. Вначале идет лепка, затем просушка и обжиг. А так как игрушку лепят из красной глины, то после обжига ее нужно побелить. Затем следует роспись, при которой используют около десяти красок. Вместо мела, разведенного на молоке, сейчас используют водоэмульсионную краску. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Мы будем выполнять узоры акварельными или гуашевыми красками с последующим покрытием поделки лаком.
Какими узорами расписывались дымковские игрушки?
Дети. Полосками, кругами, точками, треугольниками.
Педагог. Вообще дымковскую игрушку расписывают яркими красками, и каждый элемент несет в себе какой-то смысл. Солнце чаще всего изображалось в виде креста, ромба. Например, горизонтальной синей волнистой линией изображалась река, перекрещенные полоски - сруб дома, круг со звездчатой серединой - солнце и небесные светила. Характерная особенность дымковской игрушки - многофигурная композиция на различные темы из деревенской жизни. Это сцены ярмарки, деревенской свадьбы, сцены быта. Дымковская игрушка не любит одиночества, она особенно хороша даже не в паре, а в группе игрушек.
-А вот игрушки из деревни Филимоново, что в Тульской области. (Показываю группу игрушек). Посмотрите, они как будто немного вытянуты. А знаете почему? Глина, из которой их лепят жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещины, которые приходится постоянно заглаживать, после чего фигурки вытягиваются. Особенно это заметно проявляется в фигурках коней, коров, у которых получаются длинные шеи. Зато фигурки людей выходят стройные и изящные. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно горизонтальными полосами.
-Посмотрите, какие цвета имеют филимоновские игрушки?
Дети. Красный, малиновый, темно-синий, зеленый.
Педагог. Они такие же как дымковские игрушки или другие?
Дети должны подметить особенности: на таком же белом фоне, другие элементы фигурок, вытянутость игрушки.
Педагог. Раскрашивают игрушки прямо по белой обожженной глине анилиновыми красителями, разведенными в цельном курином яйце.
Есть еще и каргопольская игрушка с ней мы познакомимся на следующем занятии. Мы же с вами сегодня будем лепить барышню по мотивам дымковской игрушки, на основе из пластиковой бутылки. Лепить будем из пластилина. Рассмотрим внимательно поделку, обратимся к технологической карте по ее изготовлению:
1. Анализ образца
-из каких основных частей состоит игрушка? (голова с прической, туловище, юбка, подставочка)
-какой материал будем использовать для поделки? (пластилин)
2. Приступаем к работе
-подготовка рабочего места (подкладные доски, влажные тряпочки, необходимые материалы и инструменты к работе);
-приготовить пластилин к работе;
3. Выполняем практическую работу, используя технологическую карту.
Во время работы помогаю детям, испытывающим затруднения в работе, а так же обращаю внимание ребят на типичные ошибки и показываю варианты их исправления.
4. Роспись поделки: вначале дети выполняют пробные работы на листах бумаги, после чего приступают к росписи поделки.
5.Оформление поделки: детям предлагается придумать прическу, свой рисунок и цветовую гамму для барышни.
6. Подведение итогов: организация мини-выставки, самооценка работ. Дети получают задание дома слепить маленькую барышню для закрепления полученных навыков. Каждая семья получит хороший подарок к празднику, символизирующий благополучие в доме.
Технологическая карта
«Лепка дымковской барышни на пластиковой бутылке». Идея для поделки взята с сайта «Страна мастеров». На работу ушло 4х45 мин.
Материалы и приспособления: пластиковая бутылка, пластилин, стеки, подкладной лист, влажная салфетка для протирания рук.
Графическое изображение
|
Описание работы
|
|
Отрезаем верх бутылки – это основа нашей куклы.
|
|
Из куска пластилина делаем лепёшку, накрываем верх бутылки и тонким слоем размазываем по всей поверхности бутылки
|
|
Из 1,5 куска светлого пластилина делаем шарик и вытягиваем шею
|
|
приставляем голову и присоединяем сначала со стороны шеи, а потом всё разглаживаем
|
|
на жёсткой поверхности раскатываем колбаску (из целого куска пластилина) и делаем ручки отрезая лишнее, ручки можно сделать целиковые (как на примере)или разъединить
|
|
из остатков сделаем головной убор "Кокошник"прищипывая колбаску с одной стороны, затем
приглаживаем к голове.
|
|
линию соединения можно прикрыть косичкой
|
|
Изготовление косичек
|
|
Оформляем прическу
|
|
для рюшки скатываем длинную колбаску и приминаем, придавая форму ленты. Прижимаем по задуманной линии волной.
|
|
Приминаем складочки с одной стороны и разглаживаем.
|
Следующие занятия по раскрашиванию куклы.
План занятия
Вид занятия
|
Декоративное рисование
|
Место занятия в структуре образовательного процесса
|
Занятие по учебному плану
|
Тема занятия
|
Дымковская роспись
|
Форма занятия
|
Занятие
|
Цель:
|
Развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству
|
Задачи:
|
1.Продолжить учить детей рисовать узоры, используя элементы характерные для дымковской игрушки (кольца, круги, лепестки, волны, полоски)
2. Закрепить умение рисовать концом кисти.
3.Воспитывать гордость и радость за свой народ, его традиции, культуру.
|
Оборудование и материалы:
|
Компьютер, слайдовая презентация, белила, акварельные и гуашевые краски, кисти колонок №2,№3, подкладные листы
|
Длительность занятия:
|
2 занятия по 45мин.
|
Ход занятия
Этапы занятия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Использование ЦОР
|
Организационный момент, сообщение темы занятия(5мин.)
|
Включаю слайдовый показ готовых дымковских игрушек. Анализируем работу, проделанную с детьми на предыдущих занятиях по изготовлению дымковской игрушки.
|
Отвечают на вопросы.
|
Слайд
|
Основная часть:
1. Этап подготовки к усвоению нового материала (10мин.)
2. Этап усвоения новых знаний и умений (25 мин.)
3. Этап закрепления новых знаний и умений (40мин.)
|
Рассказываю детям о раскрашивании дымковской игрушки (элементы росписи, последовательность, краски).
2. Предлагаю выполнить повторную грунтовку барышни.
3. Показываю выполнение основных элементов росписи на бумаге.
4. Показываю последовательность раскрашивания на игрушке
|
1.Слушают. Смотрят.
2. Выполняют грунтовку куклы.
3.Выполняют упражнения на бумаге по раскрашиванию элементов росписи
4. Выбирают рисунок и раскрашивают игрушку.
|
Показ слайдовой презентации
слайды
|
Подведение итогов(10 мин.)
|
Анализируем проделанную работу. Предлагаю рассмотреть раскрашенные поделки, оценить, сделать замечания. Даю задание на дом – раскрасить куклу, применяя элементы дымковской росписи.
|
Дети работают в парах при оценке работы. Убирают рабочие места.
|
|
Приложение 2.
Конспекты занятий
Тема: Укрась и защити свой дом. Оберег «Домовенок».
6 часов (3-ий год обучения).
Задачи: показать и закрепить через деятельность (изготовление куклы- оберега для дома) традиции изготовления оберегов для дома, семьи, близких людей. Традиции изготовления подарков как средства выражения доброго отношения к людям; совершенствовать у детей умение читать простые чертежи и схемы; развивать практические умения для изготовления текстильных игрушек, умение анализировать, мыслить; воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Оборудование и материалы: ткань (холстина, мешковина), иголка, нитки в цвет ткани, синтепон для набивки, нитки №10 для волос и бороды, атласная красная ленточка 50см, колокольчик, кисти клеевые и художественные, белая гуашь и акварельные краски, соленое тесто, семена тыквы, фасоль, засушенные цветы, монетка.
Методический фонд и средства обучения:
-таблица «Виды швов»;
-технологические карты «Домовенок», «Виды швов»;
-авторские и детские работы, иллюстрации с различными видами оберегов, варианты их оформления;
-таблица с символикой оберегов.
Ход занятия.
I Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Объявление темы, целей и задач урока.
3 Создание благоприятной атмосферы, способствующей творческой работе.
II Объяснение нового материала
1.Рассказ о традициях изготовления оберегов с демонстрацией авторских и детских работ, иллюстраций. Знакомство с символикой оберегов.
2. Знакомство с практической частью работы, инструктаж по технике безопасности при изготовлении текстильных игрушек.
3 Поэтапная демонстрация последовательности работы (показ видов ручных соединительных швов и простых машинных швов, работа с технологическими картами «Виды швов», «Домовенок», лекалами для игрушек простой формы, рассказ о свойствах различных видов ткани, о правилах кроя).
4.Изготовление игрушки.
5.Оформление игрушки.
III Подведение итогов.
Педагог. Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, веника, лаптя и др. широко применялись в обрядах.
Как вы думаете, для чего люди изготавливали обереги?
Дети (здесь и далее даются предполагаемые ответы детей). Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных неприятностей.
Педагог. В надежной защите нуждались не только обитатели дома, но и сам дом. Наши предки защищали его с помощью правильного расположения местности, соблюдали специальные ритуалы при выборе места для строительства, а после постройки защищали при помощи самых разнообразных символических изображений.
У вас дома есть обереги? Какие вы видели или знаете обереги.
Дети. Подкова. Домовенок. Колокольчик.
Педагог. Это правильно, но существует намного больше оберегов. Обыкновенная дверь тоже служила оберегом, В домах у дверей вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру красной глиной. Обереговой силой наделяли порог, существовали специальные молитвы-обереги. Одним из важных оберегов считался плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки, старые лапти для отпугивания злых сил. В наши дни нарядный оберег-плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Есть семейные обереги, лапти и др. Существует еще оберег - коса-домовушка, которая служит не только украшением интерьера, но и задабривает батюшку-домового.
Наши предки знали наверняка, что «ни один дом не стоит без домового» вообще, домовой существо разностороннее. Он и «хозяин» дома и двора, и хранитель домашних животных и душа старшего предка. Есть у русского домового и свой праздник! Так что 10 февраля готовьте подарок вашему домовому.
Мы же с вами сегодня будем изготовлять куклу-оберег «Домовенок».
Рассмотрим внимательно куклу, обратимся к технологической карте по ее изготовлению:
1. Анализ образца
-из каких основных частей состоит игрушка? (голова, туловище, шляпа, мешочек, борода, волосы)
-какая ткань используется для поделки? (сукно, мешковина)
-из чего сделаны руки и ноги? (из соленого теста)
-чем украшена фигурка? (семенами тыквы, фасолью, сухими цветами, колокольчиком)
2. Приступаем к раскрою основных деталей и их сшиванию.
- какие правила безопасности при работе по изготовлению игрушек из ткани вы знаете?
-как правильно расположить выкройки деталей на ткани? (положить ткань изнаночной стороной кверху, расположить по долевой нити вначале крупные детали, затем мелкие; приколоть их к ткани портновскими булавками и обвести по контуру обмылком или тонким фломастером; затем вырезать все детали без припуска на шов, так как он заложен в самой выкройке)
-какими видами швов будем пользоваться при сшивании деталей между собой? (сметочный, «назад иголку» или соединительный машинный шов)
-каким швом будем соединять сшитые заготовки головы и туловища между собой? (потайной).
3 Выполнение практической работы. Во время работы помогаю детям, испытывающим затруднения в работе, а так же обращаю внимание ребят на типичные ошибки и показываю варианты их исправления. Работаем по технологической карте.
4. Оформление игрушки. Пришла пора украсить нашего Домовенка. Для этого нам понадобятся различные семена, сухоцветы, монетка и др. символы оберегов (см.таблицу символов оберегов).Все элементы украшений необходимо приклеивать клеем ПВА. Можно комбинировать различные символы, которые вы хотите использовать в вашем обереге. Так фасоль и горох- символ дружной семьи, монетка-успех в делах, дары природы - урожай в хозяйстве, колокольчик прогоняет злых духов из дома. Подумайте, какие символы, и цветовые решения вы выберете для своего собственного оберега.
5.Подведение итогов. Каждый ребенок демонстрирует своего Домовенка и рассказывает о своей придуманной семейной сказке, загадывает желания для своей семьи. Организуется выставка поделок. В конце урока дети получают с собой технологическую карту выполнения поделки для того, чтобы дома всей семьей придумать и смастерить свой собственный семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Что может быть интереснее, чем, собравшись вечером всей семьей, придумать свой семейный оберег. Такое совместное творчество, без сомнения, укрепит семью, придаст неповторимое очарование совместному досугу, даст ощущение защищенности и позволит украсить дом трогательными сувенирами, исполненными таинственности и скрытого смысла известного только членам вашей семьи.
|
|
|