Главная страница

История русского костюма


Скачать 54.35 Kb.
Название История русского костюма
Дата 02.03.2016
Размер 54.35 Kb.
Тип Документы

История русского костюма.


1.История русского костюма неразрывно связана с православием, пришедшем из Византии.

2.Возникновение русского костюма – византийский стиль:

В древней Руси ощущалось влияние Византии: византийский костюм был, не разделим с христианскими идеями - тело закрывалось тканью с головы до ног, одежда была куполообразной, имела вид торжественности, но представляла собою балдахин.

3.В 11 веке в быт Византии входят разъёмные штаны, сверху надевали тунику. Качество ткани говорило о социальном положении, так было у мужчин. Женщины так же носили туники, скрывая тело, с долматикой – накидкой с длинными рукавами, расширенными к низу.

4.Виды русского костюма:

- Народная одежда мужчин – холщевая рубаха до колен, с просторными рукавами, куда вшивались ластовицы, и пристёгивался богатый воротник-стойка. Поясная одежда – порты с ластовицей и гашником. Так же, как когда-то,

древние русичи, мужчины носили сермяги из неокрашенной льняной ткани и конопли, их называли холстиной и хамом – отсюда получил своё название район в Москве «Хамовники», где жили ткачи. Богатые одевались в поволоки – шёлковые ткани из Византии или Венеции, одежду отделывали – жемчужной обнизью, драгоценными камнями, золотой и серебряной тесьмой – позументом.

- Крестьяне носили рубаху и порты, подпоясывались опояской, в праздник одевали с верху сорочку – воротник с жемчугом/ с 17 века так стали называть саму рубаху/. Порты или ноговицы подпоясывали поясом на шнурке – гашником /отсюда пошло выражение: «Положить за гашник»/. Носили корзно – накидку с застёжкой на плече, богатые - из дорогих тканей, с драгоценными застёжками - фибулами. Корзно чаще одевали князья.

5. Это была нижняя одежда - исподняя, а верхняя – кафтаны, зипуны, – носили все слои населения. Были разновидности кафтанов – казакины со сборками. Так же носили армяки, зипуны, подпоясанные кушаками. Рукава были длинными, при работе их собирали в брыжи – складки/отсюда пошло выражение: «Работать спустя рукава»/ .

6. В 17 веке бояре носили ферязь – праздничная одежда, надевалась с верху кафтана или зипуна, с пристёгнутым воротником козырем, украшенным драгоценностями, горлатные шапки высотой до 50 см., делались из горла меха животных. С верху могли надеть шубу мехом внутрь, а с верху отделанную шёлком, сукном.

С 16 века одежда стала делиться на мужскую и женскую по застёжке.

7. Народная одежда женщин – рубаха и понёва – просторные и длинные, так как обтягивать фигуру считалось грехом. Женская рубаха прямого покроя напоминала платье до пят с длинными рукавами, которые у кистей собирались запястьями, пристёгивающимися отдельно. Рубаха – стан – шилась из белого холста, рукава – из красного. На груди с разрезом, без воротника, с вышивкой. Понёву, как прообраз юбки носили с верху рубахи, она состояла из 2-3 кусков ткани.

8. Богатые носили по две рубахи – сорочку и исподницу. Комнатной одеждой была рубаха, её подпоясывали. С верху рубахи надевали сарафан, ещё с верху – душегрею – кофту на лямках. Сарафаны были – глухие, распашные, с застёжкой спёреди, на лямках, в сборку

9. Летник одевали с верху рубахи, он был глухой, одевался через голову, доходил до пят, с длинными рукавами колоколом - накапками, сшитыми до локтя.

Женщины носили опашень – летняя одежда из шёлка с прорехами для рук под рукавами, клиньями по бокам, частыми пуговицами.

10. Шубы мехом внутрь, сверху покрытые сукном, шёлком, а так же телогреи – широкую в подоле одежду до пят, с длинными рукавами.

11. Одежды были яркими, чем ярче одежда – тем больше уважения. Но самыми дорогими были пуговицы – жуковицы – иногда с куриное яйцо. Использовались ткани – сукно, камлот, шёлк, тафта, атлас. Мех – овчина, заяц, соболь, лиса, куница, горностай.

12. Идеалом красоты было дородство, поэтому носили несколько одежд. Одежды ценились дорого, их берегли, чинили, передавали из поколения в поколение.

-Народный женский и мужской костюмы были разнообразны, в различных областях России они имели свои собственные традиции и оставались неизменным столетиями.

13. Изменение дворянской одежды с конца 17 века

С конца 17- начала 18 веков дворянский костюм начинает изменяться под действием Петровских реформ, в Россию поникают западные идеи, вещи, костюмы – приходит понятие моды. Но в среде крестьянства одежда не меняется до 1917г, так как существовало не только запрещение крепостным одеваться как господам, но и само крестьянство не спешило менять уклады старины, традиций, религии. Мода дворян не влияла до середины 19 века даже на вкусы горожан, это была мода одной социальной группы.

14. «Аристократия капитала» - изменения костюма купцов, богатых крестьян.

С середины 19 века с развитием прогресса, увеличением торговли стали меняться костюмы богатых крестьян и особенно купцов. Среди купцов выделялись западники, одетые как дворяне. В провинции купцы и зажиточные крестьяне продолжали носить старинную одежду.

15. С появлением сословия мещан, появляется и мещанская одежда – сочетание модного и традиционного костюма. По моде одевались приказчики, конторщики, портные, фотографы, но праздники старались одевать традиционную русскую одежду.

В конце 19 века появился новый вид одежды – фабричная одежда – состоявшая из пиджаков, брюк, рубах, жилетов у мужчин, и платьев, юбок, кофт, кацавеек, полушубков у женщин.

16. Исчезновение русского костюма с развитием промышленности.

В крестьянскую среду, с развитием фабрик, стали проникать фабричные ткани и фабричная одежда – косоворотки, жилеты, поддёвки. Но в целом одежда крестьян была та же, что и столетия назад. Лишь в праздники одевали крестьянскую «парочку» - сарафаны с кофтами, сшитыми из одной материи.

17. Русский национальный костюм остается неизменным лишь в глубинке Российской и то больше в крестьянской среде.

  1. После революции 1917 г. русский национальный костюм становится достоянием сказок, музеев, бабушкиных сундуков, а концу 20 века одним из видов народного творчества.

19. Мода и дети:

- В 20 веке мода превратилась в мощный фактор общественной жизни, и с этого момента можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного сословия страны, а как универсальной нормы в социальном пространстве. Свойства моды: сиюминутность, демонстративность, отличаться от других и быть похожим на группу «лучших», это вечная гонка, где часто игнорируется культура общества, идет своеобразный бег по кругу.

Как сформировать правильное отношение к моде у ребёнка?

Человек имеет от Бога два дарования – свободу и неповторимость. Увлечённый модой стремится, не осознавая отказаться от этих дарований, подчинив свою волю друзьям, страстям, наклонностям. Родители переживают потому, что их чадо утрачивает свою неповторимость. Ребёнок живет жизнью плотской, там где нет духовности в семье, а в современном обществе мы видим как родители сами не имея духовной жизни, живут плотскими интересами и сами толкают детей своих в омут моды. Забывая о том, что у родителей есть право не поощрять ребёнка, покупая ему модные вещи, не запрещать, но и не всё поощрять. В юности детям нравиться любоваться собой, приукрашиваться. Долг родителей показать на своем примере, что это не самое главное: необходимо поставить чёткую грань между плотским и духовным, плотским людям нечем больше заниматься, как прихорашиваться, а духовные – заботятся о том как выглядит у них душа. Важно, конечно, научить носить одежду, соответствующую месту и времени /что надеть в школу, на праздник, зимой и летом/.Наши предки жили в таком же климате, как и мы, но летом, в жару, одевали свободную одежду, которая прохладнее тесной и защищала от солнца, в зиму одевали длинные шубы, меха, которыми всегда славилась Россия. Шубы были длинными, закрывая тело, а не оголяя его. Человек должен заботиться о том, что бы своим внешним видом не обидеть других, всё это начинается со страха Божия – отсюда будет и почитание ближнего. Дети часто боятся быть высмеянными в среде одноклассников, но если ребёнка сориентировать на мнение родителей, опытных и мудрых людей, а не на мнение одноклассников, не спешить удовлетворять детские прихоти, импульсивные желания ребёнка, то, вырастая он будет брать пример с родителей и мода мало будет интересовать его.

Растить детей было трудно во все времена. Дети – наша совесть, наше отражение, наше прошлое и будущее. Мы ужасаемся, глядя на нравы нынешних подростков, но мы сами в состоянии все исправить – двери храмов открыты, никогда не поздно начать жить духовной жизнью, что бы воспитать поколение людей, которое станет утешением родителей и послужит Отечеству и Церкви.