|
А. П. Чехов «толстый и тонкий»
Урок литературы в 6 классе
Тема: А. П.Чехов «толстый и тонкий»
Цели урока: дать представление о личности А.П.Чехова; раскрыть и понять то, что сатирически обличает в своем рассказе автор; показать особенности чеховского стиля.
Ход урока
I. Cообщение темы и целей урока.
II. Знакомство с личностью Чехова.
- Учитель может заранее нескольким ученикам подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Например, можно взять следующие темы «Детство Чехова». «Таганрог в жизни писателя», «Семья будущего писателя», «Творчество А.П.Чехова».
III. Чтение и анализ рассказа «Толстый и тонкий».
Первое знакомство с произведением.
Можно даже включить аудиозапись, чтобы ребята услышали и сатирическую интонацию, которую так прекрасно передают актеры.
Чтение рассказа учениками.
Беседа по содержанию текста
-Кто встретился на железнодорожном вокзале? (Два школьных приятеля) -Как описывает Чехов каждого из них? )Один был тонким, другой – толстый) – Что выделяет автор во внешности толстого? (губы) -Прочитайте, как эти губы описывает Чехов. - Каким в рассказе перед нами предстает тонкий человек? Что запоминается и бросается в глаза в его облике? (Пахло ветчиной. Навьючен чемоданами) -Как выглядят остальные члены семьи тонкого? (Жена с длинным худым подбородком. Сын – гимназист с прищуренным глазом) -Как же зовут друзей детства? (Тонкого –Порфирий, толстого –Миша) Какие чувства вызывает у друзей детства эта встреча?( они были очень рады и ошеломлены)
-О чем они ведут беседу? (о жизни) -О чем мы узнаем из нее?( Узнаем, что как зовут жену тонкого и что он очень гордится своим сыном) -Какие прозвища были у друзей в детстве? (Герострат- толстый, Эфиальтом – тонкого) -За что они получили в школе такие прозвища? (Герострат за то, что казенную книжку папироской сжег, а тонкий очень уж любил жаловаться) -Как во время всего разговора вели себя жена и сын тонкого? (Им было скучно. Особенно это хорошо проявлялось в поведении сына, который просто не знал, чем ем заняться). -Чем же занимаются теперь эти два друга? (один коллежский асессор, а второй – тайный) -Какое влияние это сообщение о положении в обществе и чинах оказывает на друзей? (Толстый остается спокойным, каким и был раньше, а вот поведение тонкого уже меняется) -Что именно меняется в поведении тонкого? (Он начинает называть его по –другому, и еще он заикается теперь) -А как же ведут себя другие члены семьи тонкого? (Они стали волноваться) -Как такое изменение нравится толстому? ( его чуть «не стошнило») -Какую большую проблему обличает в своем произведении А.П.Чехов? (Чинопочитание) Учитель: А.П.Чехов показал, что и в то время существовала такая проблема, как чинопочитание. Ведь и тонкий, и его семья раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а перед тем местом, которое занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафани, гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по –другому, узнав какой пост занимает друг его отца. А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось это чинопочитание.
IV. Домашнее задание: прочитать этот рассказ еще раз и подготовить инсценированное чтение.
V. Итог урока.
- Почему рассказ так называется?
|
|
|