Главная страница

История русского костюма


Скачать 45.19 Kb.
Название История русского костюма
Дата 24.02.2016
Размер 45.19 Kb.
Тип Документы

История русского костюма.
Программное содержание: Рассказать детям об истории русского костюма. Расширять представления детей о национальном костюме Тверской области. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Предварительная работа: занятия в комнате Русского быта, экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки. Музыкальные праздники «Ярмарка», «Здравствуй, милая картошка!» Декоративное рисование «Укрась сарафан»
Материалы к занятию: иллюстрации, фотографии (демонстрация по ходу занятия), кукла в национальном костюме. Заготовки для рисования – сарафан, рубаха. Материалы для рисования.
Ход занятия.

В далекие времена по одежде можно было узнать, откуда человек, богатый или бедный, семейный или нет.

Одежда была повседневная, праздничная, свадебная, рабочая. Повседневная одежда была синего или черного цвета, а праздничная – красного. Почему?

В давние времена собирались на посиделки добры молодцы и красны девицы. Девицы одна другой краше, сарафаны яркие да нарядные. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, вышивали и в сундук складывали.

Старый бабушки сундук. Тайны жизни в нем живут.

Наша женская судьба место в нем свое нашла.

В сундуке моем добро бережно хранится.

Когда времечко придет, доченьке сгодится.

Сначала сарафан был одеждой для царской семьи и знатных женщин. Сарафаны шили из дорогой заморской ткани, из шелка, бархата, украшались богатой вышивкой, драгоценностями.

А бедные люди, крестьянки носили юбки (поневы) и рубахи. Есть легенда, сказка о возникновении рубахи. Начало всех начал – дерево. Дерево – символ всего живого, а две птицы, свившие на нем гнездо – символ добра и счастья. Считалось, что надевая рубаху, оберегаешь себя от бед. Вышивка считалась оберегом. Вышивка по вороту оберегала шею, на рукавах – защищала руки, на подоле юбки, (а потом и сарафана) – ноги. Узоры на верхней части оберегали легкие и сердце.

Но императрица Екатерина II велит всем женщинам носить сарафан и шить их из русских тканей, из льна, хлопка. И сарафан стал любимым женским нарядом. Его надевали на рубаху и украшали каждый своим узором вышивкой или шнуром.

Мужские рубахи были сшиты из льна или хлопка, тоже украшались вышивкой. С рубахой надевали порты – широкие брюки.

У праздничной тверской рубахи украшалась часть плеча и узор шел по рукаву, а завершала его бахрома из цветных полос.

Важным элементом одежды был пояс или кушак. Без пояса могли ходить только дети. Считалось, что круг, пояс защищали человека от злых сил, были охраной и оберегом, придавал силы. Подпоясаться могли просто веревочкой, или украшенным поясом, тесьмой. Крестьянская одежда не имела карманов. На поясе носили кошельки, гребни, мешочки для сладостей

Частью женской повседневной или рабочей одежды был фартук: высокий или низкий, украшенные кружевом, аппликацией, тесьмой.

А теперь поговорим о головных уборах. Тверские, кимрские женщины носили «сороки». Это слово не связано с птицей, оно связано со старинным словом «покрывать».

Молодые девушки заплетали косу, носили на голове ленту или платок. А когда девушка выходила замуж, она должна была прятать волосы.

«Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться пора под сороку убираться».

Тверские сороки украшались символом солнца в виде креста, круга, квадрата; образами коня, ладьи, птицы. Все это означало солнце, небо, землю. Сороки были мягкими. А женщины побогаче украшали себя кокошниками на твердой основе. А еще женщины любили носить платок, шаль, косынку.

А в холодную погоду надевали кафтан или полушубок из овчины. Кафтан был одеждой и для мужчин, и для женщин. Просто женский кафтан могли чем-то украсить.

Какую старинную обувь вы знаете? (лапти). Обувь плели из бересты или лыка, липовой коры. Лапти плелись быстро, но и изнашивались быстро, за 2-3 дня.

Эх, лапти мои, лапти лыковые,

Вы не бойтеся, дите, тятька новые сплетет.

Потом научились делать обувь из кожи. Для тверских жителей кожаная обувь не была редкостью. А «столицей сапожного царства» считалось село Кимры. Здесь шили обувь и мужскую, и женскую, и детскую. Для детей славились маленькие ботиночки «гусарики». А мастеров называли «гусарочниками». Кимрская обувь славилась по всей Руси, и даже за границей. Кимрские ярмарки собирали много народа. Царь Петр Первый дал заказ кимрским обувщикам – сшить сапоги для российской армии.
А теперь попробуем по наряду узнать о человеке.

  1. Синий сарафан, немного украшен, фартук, лента на голове. (молодая, небогатая девушка, находится дома или на роботе.)

  2. Красная рубаха, вышивка на плече и по рукаву, по вороту; нарядные порты, украшенный кушак. (Тверской парень на празднике)

  3. Сарафан, фартук, на голове «сорока» (замужняя женщина, небогатая).

  4. Бархатный сарафан, украшен драгоценностями; на голове кокошник, украшен богатыми узорами. (богатая замужняя женщина, может даже, царица).


Предложить детям украсить сарафан (девочки) или рубаху (мальчики).