|
Викторина «Пасха радость нам несет»
МОУ Славкинская СОШ
Николаевского района Ульяновской области
Межрегиональная викторина
« Пасха радость
нам несет»
выполнила ученица 3 класса
Юдина Ангелина
433823 Ульяновская область,
Николаевский район,
С. Славкино, ул. Мира, д. 32
Телефон 8(84247)51-3-90
e-mail : [email protected]
1.Укажи имена евангелистов.
Все божественные мужи, которые жили еще до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, постоянно просвещались озарением Святого Духа, и таким образом познавали волю Божью из беседы с ними, у Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Исаак, Иов, Иаков, Авраам, Моисей. Но когда все люди испортились и сделались недостойными просвещения и учения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божью. Так и Христос сперва лично беседовал с апостолами, и послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб были написаны Евангелия, дабы, научаясь из них настоящей истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились.
Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мудрости, мужеству, целомудрию и правде: научаемся мужеству, когда Господь говорит: не бойтесь убивающих тело. Души же не могущих убить; мудрости, когда говорит: будьте мудры, как змеи; правде, когда учит: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; целомудрию, когда сказывает: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: заповеди и догматы, обетования и угрозы. Верующим в догматы, и при этом не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие называется так потому, что возвещает нам о предметах радостных и благих для нас, как-то: об оправдании, отпущении грехов, усыновлении Богу, переселении на небеса, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божью.
Евангелистов четыре: из них двое, Иоанн и Матфей, были из числа двенадцати, а другие двое, Лука и Марк, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев. Спустя уже восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно они написаны или нет, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, и дополнил, то что в них было опущено. И о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он бого-духновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Боже есть просто человек, то есть, не Бог.
( материал взят из ТОЛКОВАНИЙ БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО)
2. « Архистратиг» переводиться с греческого языка как…..
Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает — кто как Бог. Слово Архистратиг в переводе с греческого языка означает военачальник, воевода.
Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.
3. Цвет, который в иконографии символизирует мученичество.
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.
Для верующего человека никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него важно ее содержание. В средние века многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.
Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своем месте особое смысловое оправдание и значение.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
4. Это святой изображается на иконах или в монашеском одеянии или в княжеских одеждах с воинскими доспехами.
Наиболее ранние сохранившиеся изображения Александра Невского относятся к сер. XVI в. Некоторые исследователи (Смирнова, Лаурина, Гордиенко. ) отождествляют Невского с всадником в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») , однако др. подобных изображений неизвестно.
2 варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах - появились одновременно. В иконописи до XVIII в. Невский изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с Невским представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву ; крышка ковчега-мощевика Александра Невского кон. XVI - нач. XVII в. - на свитке текст: «По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. . На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать святого Александра Невского «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. № 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).
4. Укажите ответы на вопросы:
- Главный город Святой земли –
Слова Святая Земля наполнены особым смыслом для каждого православного человека. Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля. О ней мы узнаем с самых первых страниц Священного Писания. Именно она была обещана Богом Аврааму, названному "отцом всех верующих". К ней, преодолевая многочисленные испытания, стремился из Египта избранный Богом народ. На этой земле, в период всеобщего идолопоклонства, совершалось служение истинному Богу. Наконец, на этой земле родился обещанный Богом Мессия - Иисус Христос. Эта земля стала местом Его Служения, Крестной Смерти и Воскресения.
Самым главным местом Земли Обетованной является город Иерусалим, который, как и вся эта земля, также называется святым. Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима на место будущего города по повелению Божию пришел со своим сыном Исааком Авраам для принесения жертвы. Здесь же, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм, который на протяжении многих веков был единственным местом истинного Богопочитания. Здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Господь неоднократно посещал Иерусалим, удивляя книжников Своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Спаситель несколько раз посещает Святой Град, проповедуя наступление Царства Небесного. Последний приход Христа в Иерусалим сопровождался поистине царской встречей. Однако, ликование толпы было недолгим. Встреченный как Царь, Господь вскоре предается на поругание и позорную смерть. На горе Голгофе совершается распятие Христа. Положенный во Гроб, Христос преодолевает смерть. Пришедшие ко Гробу мироносицы не находят тела Учителя. Восставший от Гроба Господь вскоре является ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения. Все эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли здесь, в Иерусалиме. Отсюда же, следуя повелению Христа, началась проповедь Евангелия по всему миру. Святой Град Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле. Поклонническая программа для русских богомольцев обычно начинается с посещения Русской Духовной Миссии - официального представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества. Отсюда начинается их путь по стопам Господа.
- Что проводилось в русских городах и селах в праздничные дни?
История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
Среди местных праздников у русских преобладали церковные. Наиболее чтимыми из них были престольные (другие названия - престолы, храмовые, часовенные, придельные). Наряду с Пасхой они считались в народе главными праздниками и назывались еще годовыми или большими, хотя Православная церковь относила их к средним праздникам. В старину храмовые праздники сопровождались целодневным звоном, как было принято в пасхальные дни, на Рождество Христово, а также в дни восшествия на престол и коронации русских императоров. Во многих селах обычай целодневного звона в престольные праздники сохранялся еще в 1870-е годы.
Особенно многолюдными и разгульными храмовые праздники бывали в сельской местности. К ним старались вернуться домой или хотя бы приехать на побывку отходники, не только живущие на ближних промыслах, но и ушедшие на дальние заработки. Кроме того, на престольные праздники обязательно приезжали и приходили многочисленные гости из других приходов - родственники, друзья, знакомые, богомольцы. Как правило, они являлись накануне или рано утром в день праздника, чтобы успеть вместе с хозяевами сходить к обедне.
Престольные праздники были приурочены к дням освящения храмов, воспоминаний о событиях священной истории или памяти святых и явлений икон, в честь которых были сооружены храмы и их приделы. Поскольку в большинстве храмов, особенно в городах, придел был не один, то и престольных праздников в России было значительно больше, чем культовых зданий. На Руси они стали распространяться с XIII в. К началу XX в. число этих праздников достигло, видимо, нескольких тысяч.
Престольные праздники отмечались всем приходом, поэтому в некоторых местах их еще называли приходскими. Официальные торжества храмовых праздников (крестный ход, встреча иконы), особенно в небольших городах, крупных фабричных селах и заводских поселках, из приходских часто превращались в межприходские. В городах, где в далеком и менее отдаленном прошлом обычно компактно селились представители не только одного сословия, но нередко и одной профессии*, храмовые праздники порой приобретали характер профессиональных
В сельской местности после реформы 1861 г. храмовые праздники, как правило, были общеволостными. Их одновременно справляли жители всех селений, входящих в волость, территория которой обычно совпадала с церковным приходом. До отмены крепостного права такая строгая соотнесенность прихода и волости соблюдалась далеко не всегда, особенно на помещичьих землях. И порой в один приход входили селения, расположенные не только в разных волостях, но и в разных уездах и даже губерниях. В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской и некоторых других губерний, а также в Сибири, престольные праздники могли длиться одну-две недели, в течение которых храмовый праздник по издавна установленной очереди "переходил" из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в "свой" день. Придельные же праздники нередко справлялись не всем приходом, а группой селений и даже отдельными деревнями.
Церковный ритуал престольных праздников, т.е. их официальная часть, и в столицах, и в самом отдаленном от нее, затерянном на необъятных просторах России селении, варьировался мало. В храмовые праздники в сельской местности после праздничного богослужения (обедни) по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые богоносцы из числа прихожан. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням еще и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом святого, которому был посвящен праздник, за несколько дней до престола. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноименными храмами или из близлежащих храмов к "имениннику", но затем обязательно по территории прихода или вокруг нее.
Заводские и фабричные престольные праздники обязательно сопровождались торжественным молебном во дворе предприятия, присутствие на котором было обязательным для всех служащих и рабочих, а также крестным ходом вокруг фабричных и заводских корпусов и обходом с иконами церковным причтом квартир рабочих и фабричных казарм (так называемых спален). В различных учреждениях и учебных заведениях, имевших свои церкви, официальная часть престольных праздников, как правило, ограничивалась богослужением, завершавшимся установленным многолетием царствующему дому, за которым обычно следовал ежегодный обед (чаще всего для избранных) с традиционными здравицами сначала в честь "императора и августейшей семьи его", а затем и других официальных лиц (глав местной администрации, ведомства, учебного заведения и пр.).
В небольших городах и особенно в сельской местности во время крестного хода в престольный праздник окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и источники воды, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служился молебен. В придельные праздники после торжественной литургии дома прихожан обычно обходил церковный причт со святой водой. По просьбе прихожан в храмовые праздники в отдельных домах служились молебны. В награду за труды церковный причт одаривали "кто чем мог" - деньгами, продуктами. В селах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала св. икона. В городах же, судя по источникам, по крайней мере в XIX - начале XX в. это правило не соблюдалось столь строго.
Прием гостей (родных, друзей, соседей) и уличные гулянья всюду имели свои особенности. До середины XIX в. храмовые праздники (осенью и зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее, как правило, не более трех дней. В селах и деревнях на третий день зачастую гуляли только "свои", местные, устраивая порой складчину. Но бывали и отклонения от "нормы" в ту и другую стороны. Так, в начале 1860-х годов в Вологодском уезде той же губернии в летние приходские праздники, когда для крестьян был дорог каждый час, гуляли лишь сутки. При этом в одних селениях прихода гулянья устраивались с обеда до вечера, в других - с вечера до К храмовому празднику начинали готовиться загодя. Подметали все улицы и переулки в приходе. Подновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, паникадила, обновляли резьбу и краску на церковной утвари, украшали храм новыми вышитыми полотенцами и т.п. В городах и кое-где в сельской местности вечером накануне и в день праздника плошками с горящими фитилями иллюминировали колокольню, окна храма, а нередко и церковную ограду. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же хлопотали по дому: приводили в порядок жилище*, если позволял достаток, покупали обновы для членов семьи, варили пиво и брагу, пекли хлеб и пироги. Во всех семьях, ожидая наплыва гостей и следуя традиционному правилу "про гостя хороше, про себя поплоше", заранее закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что "без блинов не масленица, а без вина не праздник". Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, оправдываясь поговоркой: "Целый год корпели да потели, хоть день до сыта попили да поели". Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин, да и уходили они со службы раньше, не дожидаясь ее конца.
В селах и деревнях в престольный праздник исстари принято было угощать "всякого заходящего в избу" - и своего, деревенского, и чужого, и прохожего, и нищего. Но к концу XIX в. этот обычай соблюдался уже далеко не везде и не всеми. В городах, как правило, привечали только приглашенных гостей.
Праздничное угощение в каждой местности было свое. Определялось оно и традиционной для нее кухней, и временем года, и днем недели (постный или скоромный), и достатком семьи. Во многих регионах России, особенно в сельской местности, к храмовому празднику принято было мыть избы не только внутри (пол, потолок, стены, полати, мебель), но и снаружи. Кроме того, белили печи, отмывали и начищали до блеска домашнюю утварь, проветривали и чистили одежду. Будничную одежду и утварь убирали в клеть. Все старались "принарядить" свое жилье. Развешивали в избе праздничные полотенца, зажигали лампадки (свечи) перед иконами, выдвигали на середину стол и накрывали его скатертью, стены и перегородки украшали новыми лубочными картинками, а божницы и окна - нередко "зубчатыми вырезками" из цветной бумаги.
- Кто возвестил мироносицам о воскресении Христа?
По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т. е. воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень же был очень велик.
Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: "унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его". Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.
В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: "не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых".
Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.
Ангел же говорит им: "не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам".
Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.
Ангелы сказали им: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть".
Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.
Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.
- Традиционная пасхальная выпечка_
На Пасху в России традиционно устраивали особенно обильную и разнообразную трапезу, которая символизирует праздник Воскресения Христова, а кроме того свидетельсвует об окончании многодневного поста. После окончания богослужения в России принято разговляться (т.е. прекращать пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и творожной пасхой.
Пасхальный кулич – это особый, «праздничный» вид хлеба. Его пекут из дрожжевого теста с добавлением большого количества сливочного масла, яиц и сахара.
С домашним куличом связано народное поверье: если кулич вышел удачным, то и в доме все будет благополучно. Испокон веков хозяйки не жалели для своих куличей самых лучших продуктов: каждая хотела, чтобы ее кулич был самым вкусным и красивым. Теста всегда замешивали много, ведь на Светлую седмицу было принято ходить в гости и щедро угощать друг друга свежими куличами. Секреты выпечки передавались из поколения в поколение.
И сегодня пасхальные куличи, приготовленные по старинным рецептам, получаются вкусными и долго не черствеют. Создание кулича сродни таинству. Тесто для кулича капризное и требует бережного отношения: оно не любит сквозняков, громких звуков, резких перепадов температур. И главное – не спешить. Раньше тесто для пасхального кулича замешивали в ночь с четверга на пятницу, в течение всей пятницы – пекли, а в субботу несли кулич в церковь для освящения. Иногда в тесто для кулича добавляют дополнительные ингредиенты – изюм, орехи, цукаты, мед, лимонную цедру, шоколад, разнообразные специи (кардамон, мускатный орех, корицу, гвоздику, ваниль) и даже коньяк.
Особое значение имеет украшение пасхального кулича. По традиции орехами или изюмом выкладывают изображение креста или буквы «ХВ» – Христос Воскресе. Но есть и другие способы – все зависит только от вашей фантазии. Куличи можно полить глазурью и помадкой, украсить сахарной пудрой, маком или специальными кондитерскими обсыпками.
- Самый главный православный праздник:
В православном церковном календаре практически каждый день отмечен как праздничный, но не все церковные праздники отмечаются верующими широко и торжественно.
Главным для всех православных верующих является праздник Пасхи, или Воскресения Христова. Его называют «праздником праздников». Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых основная идея христианского вероучения.
Другими главными в христианстве праздниками считаются двенадцать так называемых двунадесятых праздников. К
ним относятся: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм Богородицы и Успение Богородицы. При этом девять из этих праздников ежегодно отмечаются в один и тот же день, а остальные три — переходящие, т.е. «кочующие». К переходящим праздникам относятся: Вознесение, Троица и Вход Господень в Иерусалим (его еще называют Вербное воскресение). Все они привязаны к Пасхе, которая тоже не имеет определенной даты, а отмечается каждый год в разные дни.
Согласно евангельским сказаниям, Иисус Христос за неделю до казни и своего чудесного воскресения прибыл в Иерусалим. Этому событию и посвящен праздник Вход Господень в Иерусалим. На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение, а на пятидесятый Троица, или Пятидесятница.
- Чем на Руси издавна красят пасхальные яйца?
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
На Руси в конце 10 века было введено праздновать Пасху в первый воскресенье, следующее за мартовским полнолунием и весеннем равноденствием. В этот день все вокруг начинали радоваться весеннему теплу, солнцу, небу, земле, родным и близким, а также чужим. Ведь такой праздник как Пасха, приходящийся на воскресный день, говорил сам за себя, впереди ждет обновление, радость и жизнь. С первыми теплыми лучами солнца природа начинает оживать, как бы готовиться встретить самый главный праздник - Пасху Христову. Празднуется она не раньше 22 марта, но и не позже 25 апреля, согласно старому календарю. В этот день традиционно друг другу дарили раскрашенные яйца со словами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе», а также тремя поцелуями в щеку. Яйца тогда носили разное название, зависело это от способа раскраски. Как красить яйца ко дню Пасхи выбирал каждый для себя. Так, к примеру, если яйца расписывали вручную, то они назывались «писанками», если же их просто красили в один цвет, то тогда они носили название «крашенки». Они также отличилась и приготовлением, «крашенки» должны были быть обязательно сваренные вкрутую, а «писанки» оставались сырыми, к тому же оплодотворенными. Были и «яйчата» - это яйца, изготовленные из дерева, фарфора, серебра, с драгоценными камнями. Вообще роспись яиц зависела всегда от огромной фантазии самого исполнителя.
Мои прабабушка, бабушка и мама всегда красят на Пасху яйца с помощью луковой шелухи - этот вариант был самым простым и доступным. Ведь яйца, таким образом, можно окрасить от светло желтого до темно-коричневого, все это зависит от того, сколько шелухи вы насобирали за весь год.
Другой вариант не менее известен нашим предкам, весь секрет в березовых листьях. Собирают листья (можно и прошлогодние) и заваривают полчаса, после этого промытые яйца опускаем в теплый настой и варим 10 минут после кипения. Я думаю ,что из множества способом окраски пасхальных яиц известных нашим предкам эти два наиболее доступные и распространенные. И, если честно, с моей точки зрения, яйца, сваренные в луковой шелухе в течении 6-7 часов самые вкусные!
- Гора, на которой совершилось Распятие:
Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца. Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают". Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "И к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12).
По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь иудейский", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский". Но Пилат ответил: "Что я написал, то написал". Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "Разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого". Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: "Помяни мя, Господи, когда приидешь во Царствии Твое!" . Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю". При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой". Потом говорит Иоанну: "Вот, Матерь твоя". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.
- В этот день Господь установил Таинство Причащения-
Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами. Таинство причащения Христос установил в Великий Четверг, за день до смерти, за три дня до Воскресения. Установил Он это таинство на Тайной Вечери, то есть во время своего прощального ужина с учениками. Присутствовали при этом Христос и Его апостолы-ученики. Место: «Сионская горница», комната в Иерусалиме. На этой вечери Христос совершил местный обычай благословения Чаши, И здесь же — что еще гораздо важнее! — благословил хлеб и вино, повелел и ученикам творить так во «Свое воспоминание». При этом Он произнес слова, которые мы находим в Евангелиях. Эти слова священники повторяют, вспоминая Христа, вот уже 2000 лет за каждой обедней-литургией. Мы их называем установительными словами Христа. Этими словами Христос установил это таинство Церкви, таинство Причащения. Вот эти слова: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Это значит: Возьмите и ешьте. Это Мое Тело, которое преломляется за вас.
Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Это значит: Пейте все из этой Чаши. Это Моя Кровь Нового Завета, которая проливается за вас и за многих.
Эти слова с небольшими различиями помещены в Евангелиях и во Второй главе І-го Послания апостола Павла к Коринфянам. Редакции разные, смысл слов и предложений — тождествен. Я привела текст, согласно принятой у нас Литургии Иоанна Златоуста. Таким образом, текст — церковный.
С древних времен христиане собирались вместе для молитвы, чтения Писания и «преломления хлеба». Так они продолжили Тайную Вечерю Христа. Так они ввели практику совершения нашей сегодняшней — уже очень древней — Литургии-обедни. Эта служба совершается по утрам.
Когда приходишь в церковь и присутствуешь в воскресенье или Праздник на литургии ( мама всегда берет меня с собой), — интересно и радует все: и чтение, и пение, и проповедь, и свечи, и молящиеся вокруг сестры и братья. Но главный смысл присутствия верующих на Литургии — это причащение Святых Таин.
6. Заполните пропуски в тексте
Святители святые митрополиты Петра, Алексия, Иону, Филиппа. , прославленные в лике святых за подвижническую жизнь и ревностное попечение о сохранении чистоты веры в Церкви. На иконах святители изображаются в полном богослужебном облачении: главу святителя обычно венчает митра - особый головной убор с небольшими иконами по бокам и украшенный драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя; саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах святителя лежит омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами и символизирующий пастырское служение. Чаще всего святители изображаются с книгой в левой руке; правая рука – в благословляющем жесте. Фигуры, как правило, изображаются в полный рост и по пояс; оглавные образы встречаются редко.
7. Согласны ли Вы с утверждением, что подвиг всегда в основе своей имеет любовь ( к Богу, Отчизне, ближнему)? Свое мнение подтвердите примерами из истории.
Подвиг есть движение к Богу. Но устремленности начатого пути еще далеко не достаточно для его прохождения. Из сочетания подвига или усилия человека в его устремленности к Богу и благодати Божией, это устремление осуществляющей, и образуется христианский путь. Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 36-39). Есть люди, которые громко заявляют о своей любви к человеку и человечеству, но при этом находятся в состоянии непонимания, неприязни, а то и открытой вражды с ближайшими родственниками. Такое состояние, конечно же, является самообманом, при котором желаемое принимается за действительное. Ведь прежде чем говорить о любви к человечеству, нужно научиться любить ближайших к нам людей — родственников, друзей, соседей и одноклассников. И это непременно нужно научиться делать, иначе не исполним мы второй из двух главнейших заповедей, а если не исполним второй, то не исполним и первой, ибо невозможно любить Бога без того, чтобы любить ближнего. Итак, прежде всего мы должны учиться любить своих ближних, как бы трудно нам это ни казалось. Это подвиг, на мой взгляд. И подчас это, действительно, бывает очень трудно, ибо наши ближние далеко не всегда бывают ангелами. Многие, например, могут сказать: соседи хотят сжить меня со света — как могу я их любить? Или: начальник на работе меня съедает, постоянно ко всему придирается — как я могу его любить? Или даже и про домашних многие скажут: у меня отец пьяница, и житья от него нет… мать хочет от меня избавиться, отправить в детский дом Возможно ли нам любить таких людей? Я думаю, что Любовь не может иметь меры. Она безгранична. Любовь - это Божие дыхание. Перестаем любить. Перестаем жить. Когда любишь одного и не любишь другого, значит, ты не любишь никого. Почему мы не можем любить весь мир? Виноват образ нашего воспитания. Часто бывая на улице слышу как моим друзьям говорят: "Не играй с этим ребенком, он плохой. Не разговаривай с тем, он лгун". Так начинается зло. Ребенок, когда родится, готов любить всех. И какая польза любить только Бога с поднятыми вверх руками и не открывать их горизонтально. Меньше слов, больше любви. Ко всем! Независимо, кто они. Мы не чувствуем усталости, когда любим. Чтобы произошло чудо, достаточно любить. Ни молитва, ни четки не имеют такой силы. Люблю кого-нибудь от всей души - означает молюсь о нем Любовь - это никогда не говорить: "Но…", "Нет…" или "Не хочу…" Любовь означает уважать свободу другого. Любовь, любовь, любовь… Теория. Однако проявляется она прежде всего в выражении, с которым ты будешь говорить с близким, в том, что вы будете делать его всегда первым, потому что любовь и смирение - синонимы, я так думаю. Симеон Афонский сказал : «Любить – самый высший подвиг, а ненавидеть – самое большое преступление.»
|
|
|