|
Ильин Е.П., Мотивация и мотивы: электронный ресурс / Е.П. Ильин. URL: http://www.myword.ru. – дата обращения: 12.10.2011.
Кан-Калик, В.А., Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.– М.: «Педагогика», - 1990.– 144 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М., «Наука». – 1983. – с. 377.
Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук.– М.: «Наука», 1978.– 128 с.
Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В. Макаровой.– СПб.: «Питер», - 2002.– 368 с.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., «Наука», - 1990. – 212 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова.– М.: «Аркти», 2003.– 56 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: «Большая рос. энцикл.», 2002.– 528 с.
Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завидений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.– 3-е изд.– М.: «Академия», 2002.– 512 с.
Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый.– М.: «Роспедагенство», - 1998.– 202 с.
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: «ВЛАДОС», - 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев.– М.: «Наука», 1990.–150 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: «Педагогика-Пресс», - 1997.– 440 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– СПб.: «Питер», - 2006.– 713 с.
Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко.– 3-е изд., перераб. и доп.– Ростов н/Д.: «Феникс», - 2004.– 544 с.
Хуторской А.В. Как обучать творчеству?: электронный ресурс / А.В. Хуторской. URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0105.htm. - дата обращения 16.03.2012.
Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов / А.В. Хуторской.– СПб.: «Питер», - 2001.– 544 с.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.– М.: «Гардарики», - 2004.– 349 с.
-
Шахгулари, В.В. Подготовка будущих учителей в творческой деятельности в школе / В.В.Шахгулари.– М.: «Педагогика», - 2002.– 255 с.
Приложение 1
Тема: «Файловая структура». Построить файловую структуру следующего содержания: В середине 70-х годов мотострелковый батальон Советской армии насчитывал 395 человек и имел следующую структуру. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялись управление, штаб, 3 мотострелковых роты, взвод связи, монометная батарея, противотанковый взвод, отделение технического обслуживания, взвод снабжения и батальонный медицинский пункт. В управлении батальоном входили сам комбат, заместитель по политической части, заместитель отделения, водитель – автослесарь, старший механик. Мотострелковая рота состояла из отделения и 3 мотострелковых взводов. Пулеметное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и 2-х пулеметных расчетов, в каждом пулеметчик и помощник пулеметчика.
ВОПРОС: Кому подчиняется командир пулеметного отделения? Сколько подчиненных у начальника штаба?
Тема: Табличный процессор MS Excel. «Виды адресации»
В пещере у реки поселился огнедышащий дракон. Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. Количество полыханий зависело от того, на кого надо полыхать. На царевича дракон полыхал 5 раз, на королевича — 4 раза, на простого рыцаря — 3. За первые сто лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За второе столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие дракону пришлось иметь дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После чего дракона, в конце концов, оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником для охраны редких видов животных [9].
Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько человек пытались прогнать дракона за каждое из столетий в отдельности и за все 4 века вместе; сколько среди них было царевичей, сколько королевичей и сколько простых рыцарей; сколько раз дракону пришлось полыхать на них огнем в течение каждого века и за все 4 столетия вместе; сколько полыханий досталось царевичам, сколько королевичам и сколько простым рыцарям.
Тема: Устройство компьютера.
Какие из предложенных соединений невозможны для обмена информацией между устройствами при современном уровне развития и назначения оборудования.
|
1) Все соединения возможны.
2) Ни одно соединение не может быть установлено.
3) Неверна связь межу колонкой и флэш-картой, остальные соединения возможны.
4) Верна связь между монитором и принтером, остальные соединения невозможны.
|
Тема «Кодирование информации»
Известна система кодирования информации с помощью азбуки Морзе. В сети Интернет появились «смайлики» с морзянкой на лице. Читать точки и тире следует в определенной последовательности. С помощью пяти «смайликов» составь слово и определи, какой фразе оно принадлежит.
1) Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
2) Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
3) Человек – это то, что он постоянно делает.
4) Дорогу осилит идущий.
Приложение 2
Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:
самая высокая работоспособность в понедельник;
работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
работоспособность во вторник и четверг одинакова;
самый непродуктивный день — суббота;
-
работоспособность заметно снижается в пятницу;
самая высокая работоспособность в среду;
пик работоспособности – в пятницу;
всю неделю работоспособность одинаковая.
В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте имеющуюся информацию правого столбца таблицы. Самостоятельно определите недостающие параметры форматирования.
|
Надпись (объект WordArt)
|
Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:
|
Абзацный отступ – 1 см.
Шрифт – Times New Roman,
размер – 12.
Выравнивание – … .
|
Властелин колец
Черный камень, черный лед
Сердце холодом скует;
Будет долог черный сон.
Лишь тогда прервется он,
Когда Солнце и Звезда
Омертвеют навсегда.
|
Абзацный отступ – 4 см.
Шрифт – Arial ,
размер – 12.
Выравнивание – … .
|
Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.
|
Абзацный отступ – … .
Шрифт – … ,
размер – … .
Выравнивание – … .
|
Д. Толкиен
|
Шрифт – Times New Roman,
размер – 12, курсив.
Выравнивание – … .
|
Сохраните документ в собственной папке.
Приложение 3
Тема: УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА
ЗАДАНИЕ: вы работаете продавцом-консультантом в магазине компьютерной техники. Подберите по прайс-листу конфигурацию компьютерной системы для:
Программиста
Домохозяйки
Школьника
Видеомонтажера
Опытного пользователя, работающего с графикой и мультимедиа
Пояснение: выберите покупателей из предложенного списка или предложите других.
Ответ зафиксировать в тетради в виде таблицы и озвучить его:
№
|
Покупатель
|
Конфигурация компьютерной системы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прайс-лист
Наименование товара
|
Цена (РУБ.)
|
ЭЛТ-МОНИТОРЫ
|
17” Proview DX-787 0.25, 1600Ч1200
|
4640
|
17” Proview DX-787
0.25, 1600Ч1200
|
4650
|
17” Samsung 793DF
|
4742
|
17” Samsung 795DF
|
4809
|
17” Samtron 76E
|
1900
|
ЖК-МОНИТОРЫ
|
15” BenQ FP51 , 1024Ч768
|
6199
|
15” Samsung 540B , 1024Ч768
|
6250
|
17” Acer AL1717 AS
|
6548
|
17” LG L1717S
|
6855
|
17” LG L172WT (+TV tuner)
|
10950
|
19” LG 1915S Flatron, 1280Ч1024
|
8778
|
19” Philips 190V6FB
|
8950
|
19” LG L1950E, 1280Ч1024
|
8350
|
20” Acer AL2051 Wide
|
17980
|
ПРОЦЕССОРЫ
|
Athlon 64 3000/512K S-754
|
3400
|
Celeron 1.7 ГГц/128К/400МГц S-478
|
1600
|
Celeron 341 – 2.93 ГГц
|
2175
|
Pentium 4 506 (2.667 ГГц S775)
|
2799
|
Pentium 4 820 (2800 МГц) lga775
|
5000
|
Pentium 4 650 (3400 МГц) S-775 Box
|
9498
|
Sempron 2400 МГц
|
2100
|
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
|
SDRAM 128Mb
|
400
|
DDR 256Mb
|
625
|
DDR 512Mb PC3200 Hynix
|
1200
|
DDR 1024Mb PC3200(400) Digma
|
2250
|
DDR 1Gb/400 Hynix
|
2856
|
ВИНЧЕСТЕРЫ
|
40 GB Seagate
|
1200
|
80 GB Seagate (ST380013AS) Serial ATA
|
1790
|
120 GB WD IDE WD1200BB
|
2180
|
160 GB WD 1600JS SATA II
|
2265
|
200 GB Samsung IDE SP2014N
|
2400
|
200 GB Seagate SATA-II ST3200827AS
|
2700
|
250 GB SATA-II 300 Seagate Barracuda 7200.9
|
2985
|
300 GB SATA Western Digital 3000GD
|
3935
|
320 GB WD SATA-II WD3200KS
|
3600
|
400 GB (7200.9) ST3400633AS SATA II Seagate
|
7100
|
ВИДЕОКАРТЫ
|
AGP ATI R9250 128 Mb
|
980
|
AGP NV GF6600 256 Mb 128bit DDR TV+DVI
|
2900
|
PCI-E 512 Mb nVidia GeForce 6600 DDR2 Sparkle HDTV+DVI 128bit
|
3900
|
МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ
|
ASUS A8N5X S-939
|
2400
|
Biostar NT44X-A7 S-754
|
1750
|
КОРПУС
|
ATX
|
1800
|
КЛАВИАТУРА
|
PS/2 Mitsumi Business Silver
|
145
|
BTC-8190 PS/2
|
536
|
Genius KB-16e Multimedia
|
620
|
МЫШИ
|
MF-O2BP Dialog Favourite Optical – 5 кнопок + ролик прокрутки, PS/2
|
146
|
Мышь беспроводная
|
615
|
МОДЕМ
|
Acorp PCI Spriner@56k Prime V.92
|
620
|
|
|
Приложение 4
Дубовицкая Т.Д.Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 - 45
Содержание тест-опросника
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да
|
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
|
Нет
|
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
|
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов.Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0–10 баллон – внешняя мотивация;
11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Приложение 5
Проверочный тест по информатике
1 вариант
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:
Система счисления
-
В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
Графический файл
Текстовый документ
Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
Двоичные коды
Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
3. Укажите недостающее понятие:
Человек — мозг = компьютер — …
клавиатура
системный блок
память
процессор
Человек — записная книжка = компьютер — …
оперативная память
жесткий диск
системный блок
память
4. Определите вид следующего суждения: «Все дети с удовольствием играют в компьютерные игры.»
общеутвердительное
общеотрицательное
частноутвердительное
частноотрицательное
5. Отметьте формы мышления:
понятие
восприятие
анализ
синтез
суждение
умозаключение
обобщение
. 6. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»
нумерованный список
маркированный список
система команд исполнителя
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
7 Что можно считать алгоритмом?
Правила техники безопасности
Список класса
Кулинарный рецепт
Перечень обязанностей дежурного по классу
8. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»
рисунки
списки
геометрические фигуры
формулы
9 Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
10 Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
11 Отметьте галочкой истинные высказывания:
Человек разрабатывает алгоритмы.
Компьютер разрабатывает алгоритмы.
Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Человек исполняет алгоритмы.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
12. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»
линейным
ветвлением
циклическим
2 вариант
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:
система счисления
с вычислительной технике применяется двоичная система счисления
графический файл
текстовый документ
файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
двоичные коды
всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
3. Укажите недостающее понятие:
Художник — холст = компьютер — …
сканер
клавиатура
экран
процессор
Компьютер — память = фабрика — …
цех
контора
ворота для ввоза сырья
склад
4. Определите вид следующего суждения: «Некоторые девочки любят играть в футбол.»
общеутвердительное
общеотрицательное
частноутвердительное
частноотрицательное
5. Отметьте логические приемы формирования понятий:
понятие
восприятие
анализ
синтез
суждение
умозаключение
обобщение
6 Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»
нумерованный список
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
блок-схема
система команд исполнителя
7 Что можно считать алгоритмом?
Правила организации рабочего места
Телефонный справочник
Схема метро
Инструкция по пользованию телефонным аппаратом
8 Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется …»
рисунком
планом
геометрической фигурой
блок-схемой
9 Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
10 Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
11 Отметьте галочкой истинные высказывания:
Человек исполняет алгоритмы.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Человек разрабатывает алгоритмы.
Компьютер разрабатывает алгоритмы.
Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
12 Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие, называется …»
линейным
ветвлением
циклическим
Приложение 6.
Итоговый тест по теме «Информационное моделирование»
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
моделью
копией
предметом
оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
меньше информации
столько же информации
больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
компьютер – процессор
Новосибирск – город
слякоть – насморк
автомобиль – техническое описание автомобиля
город – путеводитель по городу
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
внешнее сходство с объектом
-
все признаки объекта-оригинала
существенные признаки объекта-оригинала
особенности поведения объекта-оригинала
2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
разные модели объекта
единственную модель объекта
только натурные модели объекта
3. Укажите примеры информационных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
клавиатура – микрофон
река – Днепр
болт – чертеж болта
мелодия – нотная запись мелодии
весна – лето
Приложение 7.
Интегрированный комплекс творческих заданий по информатике
Правила техники безопасности в компьютерном классе
Прочитай историю про Вову Бякина.
Подумай, какие правила Техники Безопасности и поведения в компьютерном классе успели нарушить ученик Вова Бякин и его товарищ всего за несколько минут?
Отметь маркером в тексте те фразы, в которых говорится о нарушениях ТБ. Результат покажи учителю. Закончи рассказ двумя-тремя предложениями.
История о том, как Вова Бякин учился на компьютерных курсах
|
|
|