|
26. 11. 14 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения» системы знания. Цель
Класс 9
26.11.14
Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел
Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Цель:
-
Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях перевода чисел в позиционных системах счисления; о операциях сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);
Развивающая: мотивировать к изучению информатики;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к техническим устройствам, своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование устройств ПК, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал., презентация
Технология урока: проблемное обучение
Форма организации урока:
Этапы урока; Цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1 этап. Мотивация к учебной деятельности - 1 минута
|
1.Нестандартное начало
Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.
ученик у доски
Проверка усвоения знаний
д/з. проверка по эталону на карточке и на слайде
|
Здравствуйте ребята.
Прозвенел звонок, начался урок! Пусть сопутствует успех. Трудности преодолеем без помех!
Пожелайте друг другу успехов. Я желаю преодолевать все трудности, которые встречаются на вашем жизненном пути
Сегодня мы работаем и с информационным листом, в ходе урока вы его заполните. справа в колонке вы можете себя оценивать.. За каждый правильный ответ 1 балл . Давайте вспомним Что общего заданиями которое вы выполняли дома? Какое ключевое их объединяетСистемы счисления. Запишите его
|
Учащиеся выполняют пожелания учителя.
Индивидуальное задание, корректируют деятельность друг друга, проверяют по эталону
|
Проверяют готовность к уроку.
Способность к самооценке своих действий,
|
2 этап. Создание ситуации успеха - 5 минут
|
«Мозговой штурм» (для всех Цель Повторить все, что знают дети по теме.
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу
|
1.Кадр из мультфильма! Ребята помните знаменитую фразу удава
Друзья измеряют рост Удава в слонах, мартышках и удавах. Знаменитая фраза удава из мультика: "А в попугаях я гораздо длиннее" . привела к тому, что сегодня многие безразмерные величины при сравнении между собой указываются именно в "попугаях".Вывод: число можно представить в любой системе счисления
(Число) запишите в информац. лист
Чтобы определить тему урока нам не хватает одного ключевого слова.
Задание разгадайте ребус. (Перевод)
Как думаете какая тема урока? Системы счисления. Перевод чисел. Все верно вы большие молодцы. Запишите тему в Инф. лист
А ниже таблице
Напишите все, что знаете о системах счисления
знаю
|
Хочу узнать
|
узнал
|
|
1.Вспомнить
2.Выполнить
3.Применить
|
|
На работу одна минута
Кто желает высказаться, остальные могут дополнить, но только, то чего не назвал ваш товарищ
Вопросы: 1. Какие СС знаете?
2.Что значит позиционная СС?
3. Как записать число в развернутой форме в любой позиционной СС?
4. Какие правила существуют, чтобы выполнять арифметические операции в двоичной СС? (сложение 1=1=10, вычитание 1-1=111
|
Смотрят отрывок мультфильм. Выделяют ключевое слово
Фронтально, отвечают на вопросы корректируют деятельность друг друга
.
Дети готовы назвать тему урока Заполнение таблицы
Сравнивают Системы, делают выводы
|
Способность к самооценке своих действий,
поиск и выделение необходимой информации
развитие мыслительных операций: сравнения, анализа-
Оценивать результаты своей работы
Систематизировать, анализировать , делать выводы.
Осмысление своей значимости на уроке.
|
3 этап. Выявление места и причины затруднения - 1 минута
|
3. Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.
Научить ставить цель урока определять важность цели для себя
|
Заполните колонку Хочу узнать. Можно представить ответы
Вспомнить операции перевода чисел, арифметич операции
Какую цель урока поставите?
Цель систематизация и расширение знаний о операциях перевода, арифметических операциях чисел в позиционных системах счисления;
|
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают
|
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
|
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения На задание 1 минута (10 мин)
|
4 Интрига
Базовая конфигурация?
|
Посмотрите на слайд. . Что видите, какое задание можно выполнить?
Записать в развернутом виде
Приступайте к заданию. Запись каждого числа делайте на больших листах, потому, что каждый докладчик из группы будет докладывать результат. Записывает решение секретарь. Остальные подают идеи
|
проявляют интерес, записывают в информационный лист
Задание в группах. повышенной трудности
|
Формирование исследовательских умений
-развитие операций мышления: сопоставления, анализа,
Самопроверка, саморегуляция.
|
5 этап. Реализации построенного проекта. 10 минут
|
5. Выполнить в группах задание на операции перевода, арифметические операции в СС
Цель – повторение изученной темы
|
1 Выполнить задание в группе.( 5 минут) Как будем действовать?
Обсудить
Найти правильное решение
Записать
В группе записать одно число на выбор число в развернутой форме
665,2510;
1100,12;
57,438;
DCF, 3416
2)В паре выполнить арифметические операции пи результат перевести в десятичную систему счисления сложение: 564,348 +27,528;
Вычитание:
1) 1101,112 -11,12;
ПРАВИЛО: Число в позц СС записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициента которых выступают цифры данного числа
|
Ученики работают в парах, могут помочь друг другу.
Работа в группах. Выполняют задания. Советуются, спорят, доказывают, решают.
Выполняют задания, стремятся победить
|
комментирование определения , примеров
способность к самооценке своих действий,
осознание
стремления к новому
-сотрудничество
|
6 этап. Компьютерный практикум 10 минут
|
Сам работа.
|
Практическая работа.
1.Вычисление в приложение калькулятор.
2.Расшифруйте пословицу
Первая и третья группы выполняю задание № 1 за компьютерами
Вторая группа на совеем месте расшифровывает пословицу, каждый по два слова.
Потом группы меняются
|
Самостоятельно работают с программой.
|
расширение понятийной базы
формирование у учащихся ИКТ компетенций
|
7 этап Домашнее задание 1 минута
|
Цель- разъяснить дом работу.
|
Стр.80 № 3.3, 3.4, 3.5 на выбор
|
Читают зад и вопросы.
|
Систематизация полученных знаний
|
8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке 7 минут
|
7 Рефлексия
|
Заполнить колонку узнал
|
Ученики дают оценку деятельности на уроке.
|
|
Приложение 1.
Информационный лист уч-ся 9 «» класса Ф.И ____
Тема урока:_______________________________
План урока
Вспомнить операции переводы чисел в поз.СС, арифметические опер.
Выполнить задания на совершенствования операций в П СС
Практическая работа: Перевод чисел из одной СС в другую
НЕ ЗАБЫВАТЬ Са мооценка
Ключевые слова:
|
2. Заполни таблицу
знаю
|
Хочу узнать
|
узнал
|
Системы счисления -
|
Вспомнить_____________________________________________________________
Выполнить____________________________________________
Применить__________________________
|
|
|
Работа в группе
Записать по выбору одно число в развернутой форме, перевести в десятичную систему счисления
1) 665,2510; 2)1100,12; 3)357,438; 4)DCF, 3416
|
Само-оценка
|
|
Работа в паре
Выполнить арифметические операции по выбору одно на сложение, одно на вычитание Сложение:
564,348 +27,528;
Вычитание:
1) 1101,112 -11,12;
Практическая работа
Работа на компьютере
Переведите двоичные числа:
а) 101011011; в восьмеричную систему счисления
б) 11110111011; в шестнадцатеричную систему счисления
в) Сохраните ответы в текстовом документе Задание № 1
Расшифруйте пословицу на карточке
|
|
А) Записать число в развернутой форме
1)665,2510; 2)1100,12; 3)357,438; 4)DCF, 3416
1) 665,2510= 6 *102 + 6 *101 + 5 * 100 + 2 * 10- 1 + 5 * 10-2
2) 1100,12 = 1* 23 + 1 *22 + 0 * 21 + 0 * 20 + 1 *2-1
3) 357,438 = 3*82+5*81 7 *80 +4 *8-1 + 3 * 8-2
4) DCF, 3416 = D * 162 + C *161 + F * 160 + 3 *16-1 + 4 * 16-2
Б) Выполнить арифметические операции
Сложение
1)111,12 +110,102; 2) 564,348 +27,528; 3) CB8,AE16 + A9,A16
1) +111,12 2) + 564 ,348 3) + CB8,AE16
110,102 27,528 A9, A16
1110,00 614,068 D62,4E16
|
|
|