Главная страница

Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания


Скачать 0.54 Mb.
Название Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
страница 1/3
Дата 06.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
  1   2   3

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)

в системе развивающего обучения

на уроках истории и обществознания

(из опыта работы учителя истории и обществознания

Юровой Светланы Валерьевны)
ВВЕДЕНИЕ

Образование и воспитание на современном этапе развития общества в России ориентировано на ребенка, развитие его творческих способностей, стремления к самопознанию и самореализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» задачей российской школы провозглашается «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе».

Официальным приоритетом в развитии школьного образования стал личностно ориентированный подход. Современная школа уходит от моделей прошлого века. Появляется много новых развивающих образовательных технологий, призванные активизировать и интенсифицировать познавательную деятельность детей, учитывая и используя закономерности развития, уникальность личности каждого (7, с.63). Знания в развивающем обучении становятся не конечной целью обучения, а средством развития учащихся и формирования высокого уровня компетентности, необходимого для нормального функционирования в обществе.

Очевидно, начальное и главное назначение урока – организовывать активный познавательный процесс ученика, стимулировать его, направлять и развивать (1; 14). На основании субъектно-деятельностного характера развивающего обучения необходимо, чтобы ученик приложил личные усилия к целеполаганию, планированию, организации и анализу учебной деятельности, взаимодействуя при этом с другими учениками, сталкиваясь с проблемными ситуациями, отстаивая свою позицию, соглашаясь с более убедительной, обобщая и делая выводы. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, учащемуся нужно совершить «двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли к действию, поступку» (2; 91).

Необходимость реализации целей и задач исторического и обществоведческого образования в условиях развивающего обучения поставили передо мной проблемную ситуацию, как сделать так, чтобы все были вовлечены в урок, как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Учитывая, что на уроках истории и обществознания мы имеем дело с массой информации, которую необходимо узучить и переработать в соответствии с заданием, для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся я обратилась к технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по данной технологии материалов дали мне возможность определить основы конструирования уроков с использованием приемов ТРКМ.

В данной работе представлен опыт использования приемов технологии развития критического мышления при чтении и письме на уроках истории и обществознания.

1. Теоретические основы

технологии развития критического мышления

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из

сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование

на проблемах стимулирует природную любознательность

учеников и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 года. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. А вот непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. (8) Под критическим мышлением подразумевается, по определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Технология развития критического мышления представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных систем обучения, и имеет следующие деятельностные основания:

1) в ней рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;

2) изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;

3) ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;

4) отношения учитель-ученик развиваются на основе педагогики сотрудничества.

Целевые ориентации:

- воспитание готовности к саморазвитию;

- формирование мышления через обучение деятельности, а именно: самоопределению, самореализации (осознанно строить деятельность по достижению цели), рефлексии (оценивать собственную деятельность и ее результаты).

- формирование системы общечеловеческих ценностей и ее проявлений в личных качествах;

- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний. (7)

Основным механизмом реализации целей и задач деловой игры в рамках развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Основные положения технологии предполагает следующие задачи обучения школьников на уроках истории и обществознания:

  • научить учиться и мыслить критически

  • научиться работать с текстом научным, художественным, иными источниками информации

  • создавать собственные творческие письменные работы

  • при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически

  • представлять новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Представим эту структуру в виде таблицы:

стадия

(фаза)

функция

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

возможные

приемы и методы

1. вызов

Мотивационная

(побуждение интереса

к работе с новой

информацией,

стимулирование

интереса к теме).

Информационная

(вызов

«на поверхность»

имеющихся знаний

по теме.

Коммуникационная

(бесконфликтный

обмен мнениями).

Направлена на вызов у

учащихся уже имеющихся знаний

по изучаемому

вопросу,

активизацию их деятельности,

мотивацию

к дальнейшей

работе

Ученик «вспоминает»,

что ему

известно по

изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию

до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет

получить ответы

Составление списка

«известной информации»:

рассказ-предположение

по ключевым словам;

систематизация

материала

(графическая):

кластеры, таблицы;

Мозговой штурм,

рисунки,

верные и неверные утверждения;

перепутанные

логические цепочки,

таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

2.

осмысление содержания

Информационная

(получение новой

информации по теме).

Систематизационная

(классификация

полученной информации

по категориям знаний).

Мотивационная

(сохранение интереса

к изучаемой теме).

Направлена на сохранение интереса к теме

при непосредственной

работе с новой информацией, постenенное продвижение от

знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает)текст, используя предложенные учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведет записи по мере смысления новой

информации

Методы активного

чтения: маркировка с использованием

значков «V», «+»,

«-», «?» (инсерт);

ведение различных записей типа двой-

ных дневников,

бортовых журналов; денотатный граф,

«Шляпы», поиск

ответов на поставленные

ранее вопросы, «Зигзаг», Фишбоун (рыбный скелет)

на стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст учебника и\или источников, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально, в парах или группах

3. рефлексия

Коммуникационная

(обмен мнениями

о новой информации)

Информационная

(приобретение

нового знания)

Мотивационная

(побуждение к

дальнейшему расши-

рению информацион-

ного поля)

Оценочная

(соотнесение новой

информации и имею-

щихся знаний,

выработка собст-

венной позиции,

оценка процесса)

Учителю следует:

вернуть учащихся к

первоначальным записям-предположениям;

внести зменения,

дополнения;

дать творческие, исследовательские или

практические задания на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию

со «старой», используя

знания, полученные

на стадии осмысления

содержания

Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-ледственных

связей между блоками информации. Возврат

к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на постав-ленные вопросы. Составление «толстых»

и «тонких» вопросов.

Организация устных и письменных

круглых столов, дискуссий, дебатов

Текст с ошибками.

Эссе. Синквейн.

Таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках иных технологий. Объединение и структурирование приемов для формирования критического мышления дает высокие результаты в процессе обучения.

Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.

Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:

повышается мотивация в изучении истории и обществознания,

повышается качественный уровень обученности по предмету,

накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе;

развиваются общие учебные умения и навыки, такие как:

  • навык внимательного чтения;

  • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

  • умение вычленять противоречия;

  • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

  • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;

  • умение планировать текущую и перспективную учебную работу,

  • организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

развиваются следующие качества ученика:

  • готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);

  • гибкость (восприятие идей других);

  • настойчивость (достижение цели);

  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

  • осознание ( отслеживание хода рассуждений);

  • поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Результаты: критичность мышления по поводу своего субъектного опыта.
2. Приемы ТРКМ на уроках истории и обществознания

КЛАСТЕРЫ («гроздья»)

Кластер, как графическое оформление смысловых единиц текста в виде грозди, используются на стадии вызова для актуализации знаний, систематизации известной информации и изучаемой на уроке, для рефлексии.

При изучении темы «Древнегреческая цивилизация» по Всеобщей истории в 10 классе, рассматривая вопрос «Природные условия как «вызов» природы и «ответ» греческой цивилизации», предлагаем учащимся выделить характеристики природных и географических условий Греции. Учащиеся предлагают такие характеристики, как теплый климат, горы, моря, мелкие речки, мало плодородных земель. Распределяем характеристики вокруг основной темы.

Следующим шагом будет обсуждение вопроса о занятиях населения Древней Греции, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в кластер.




























По составленному кластеру делаем вывод: особенности древнегреческой цивилизации (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.

Первый урок по истории России в 10 классе «Введение в историю России» при анализе факторов, оказавших влияние на Российскую цивилизацию, выделяем направления для анализа географического положения и природных условий нашей территории, начинаем оформлять кластер.



На стадии осмысления содержания обращаемся к трудам Ключевского В.О.(выдержки из: Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.): учащиеся анализируют, систематизируют материал по роли и значению каждого из факторов в формировании Российской цивилизации, дополняем кластер, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными гроздями.

Использование приема кластеров эффективно на уроках истории по темам: «Внешняя политика России/СССР» (на разных этапах), где смысловыми блоками выступают направления внешней политики.

На уроке «Крещение Руси: цивилизационная альтернатива» (10 класс) в основе гроздей варианты религий (язычество, ислам, иудаизм, христианство: православие, католичество).

При изучении истории отдельных стран или конкретного периода истории России используем такие смысловые единицы для оформления кластера, как внутренняя политика, экономика, социальная сфера, внешняя политика. На этапе осмысления содержания систематизируем материал по данным единицам. Активно используем кластеры и на уроках обществознания.
ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Стадию вызова на уроке эффективно осуществляем используя для активизации знаний и осмысления информации прием «верные и неверные утверждения». Для повышения интереса проводим такую работу в виде игры «Блеф-клуб».

Например, на уроке Всеобщей истории в 10 классе по теме «Средневековый город» предлагаем учащимся следующие вопросы:

1. Верите ли вы, что возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве?

2.Верите ли вы, что города чаще всего возникали у стен больших монастырей и замков феодалов?

3. Верите ли вы, что города играли важную роль в политическом развитии Западной Европы?

4. Верите ли вы, что средневековые города способствовали изменению феодального уклада средневековой Европы?

Предлагаем ответить на вопрос: « Каких аспектов средневекового города касались вопросы?», таким образом учащиеся выходят на целеполагание и составление плана урока.

Урок в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» начинаем с вопросов:

1. Верно ли, что мануфактуры в России возникли в XVII веке?

2. Верно ли, что до Петра 1 с населения не брали налогов?

3. Верно ли, что в XVIII веке возникло много ярмарок?

4. Верно ли, что специализация районов наметилась и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве?

Задаем вопрос: «Что объединяет вопросы?», выходим на тему урока.

При изучении вопроса «Состояние экономике после Первой мировой войны» на уроке в 9 классе по теме «Мировая экономика в 20-30-е годы XX века» используем вопросы :

1. Веришь ли ты, что одним из итогов 1 мировой войны стал сильнейший экономический кризис, который разразился после ее окончания?

2. Веришь ли ты, что 1 мировая война способствовала превращению США в безусловного лидера мировой экономики?

3. Веришь ли ты, что после войны активно развиваются новые отрасли: цветная металлургия, электротехническая и химическая промышленность?

4. Веришь ли ты, что Советская Россия после окончания войны была исключена из мировой системы экономических отношений?

5. Веришь ли ты, что репарации от Германии оказали большую роль в восстановлении европейских стран?

Для вызова знаний используем задания из рабочих тетрадей, в частности представлены такого вида задания в тетрадях к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18 век. 7 класс».
МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Во время мозгового штурма на стадии вызова предлагаем учащимся подобрать ключевые слова, слова-ассоциации по предложенной теме или понятию, по которым можно придумать рассказ или расставить в определенной последовательности (провести ранжирование), на стадии осмысления искать подтверждения своим предложениям.

Данный прием широко используем на уроках обществознания. Например, уже на первом уроке по обществознанию в 8 классе «Введение», предлагаем записать ассоциации к слову «обществознание».

На следующем уроке в 8 классе «Что делает человека человеком», рассматривая вопрос «Отличия человека от других живых существ», учащиеся называют признаки человека.

На уроке в 9 классе «Свобода совести» в ходе мозгового штурма определяет причины религиозных конфликтов, на доске и в тетрадях появляется паутина религиозных конфликтов.

ИНСЕРТ

Инсерт – один из приемов активного чтения, характеризующийся маркировкой текста значками v, +, -, ?, которые учащиеся ставят на полях текста, после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Технологический прием «ИНСЕРТ» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Например, используем данный прием на уроке обществознания в 9 классе по теме «Труд и собственность» при изучении вопроса о трудовых правоотношениях. Целесообразность применения приема обусловлена наличием у детей некоторых знаний, невсегда верных, о нормах трудового права. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы «?», помогает выйти на новые источники информации.

Эффективен прием на уроках истории второго концентра в 10-11 классах, когда у учащихся создается впечатление повтора. Используя наряду с материалом учебника источники, учащиеся систематизируют материал, выделяя тот, который они знали, и новую информацию. Я использовала прием ИНСЕРТ при изучении в 10 классе тем «Татаро-монгольское нашествие на Русь», «Северная война» и др.

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

В 9 классе на уроке по теме «От войны к миру» на основе рассказа учителя и работы с текстами составляем денотатный граф. В качестве ключевого слова выделяем «Версальско-вашингтонская система», выделяем глаголы, которые помогут раскрыть ключевое слово. Дробим ключевое слово по мере построения графа на слова-веточки. В итоге получается следующий алгоритм:

Версальско-Вашингтонская система

изменила

опиралась

закрепила

способствовала

определила

Мировой порядок международных отношений

На систему мирных договоров

Преоблада-ние в мире Великобри-тании, Франции, США

Созданию Лиги Наций

Сохранению противоречий между сильнейшими странами мира

обязательства Германии и ее союзников по отношению к странам-по-бедительницам

Исключила из мирового порядка Германию и Россию

1.Версальский – Германия;

2.Сан-Жерме-нский-Австрия

3. Трианонс-кий – Венгрия;

4.Нейиский – Болгария;

5.Севрский - - Турция




1.Поддержа-ние мира.

2. Экономии-ческие санкции.

3. Мандатная система

1.Нарушение экономических связей.

2.Изменение границ.

3. Стремле-ние к доминированию в мире

1. Аннексии.

2. репарации.

3. Демилита-ризация













недоверие

Стремление к реваншу

«ШЛЯПЫ»

Прием «Шляпы» используем на стадии осмысления при работе с новой информации и на стадии рефлексии для творческой переработки и интерпретации изученной информации. Работа ведем обычно в группах. Суть приема состоит в следующем: класс делится на пять- шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме , без их обсуждения);

«Желтая шляпа» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» - НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме).

«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?)

«Зеленая шляпа» - ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом )

На уроке в 9 классе «Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров» предлагаем обобщить материал в группах по следующим критериям:

1. изложить только события, факты внешней политики СССР;

2. излагают то, что было положительного;

3. называют негативные явления, отрицательные события и последствия;

4.проанализировать, почему СССР и правительствам стран западной демократии не удалось договориться и создать в Европе единый антифашистский фронт?

На уроке в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» учащиеся в группах обобщают материал:

1. Статистика, факты экономического развития России.

2. Положительные факты в экономике.

3. Негативные последствия, отрицательные явления.

4. Анализ экономического развития по карте.

5. Творческая: составить кроссворд по теме.

«ТОЛСТЫЕ» и «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ

Большое значение в ТРКМ отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы используем на любой из трех стадий урока ТРКМ. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления они служат для активной фиксации вопросов по хорду слушания, при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Например, на этапе проверки знаний и актуализации знаний на уроке «Реформы государственного управления» в 7 классе составить тонкие и толстые вопросы по вопросу «Восстания в царствования Петра 1», которые записывают на отдельные листочки и собираются. Затем вызванный ученик вытягивает вопрос, отвечает на него.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу работы с текстом. Заполняя таблицу на уроке по теме «Русская культура конца XVII – первой четверти XVIII века», учащиеся индивидуально составляют и записывают по одному толстому и тонкому вопросу по каждому направлению развития культуры.

При рефлексии данный прием служит для демонстрации пройденного. На уроке в 10 классе по теме «Средневековый город» обращаем внимание учащихся на то, что исследователи должны уметь ставить вопросы для определения границ своего знания. Даем задание: составить от группы два вопроса: «тонкий» и «толстый» по теме урока, обращаем внимание на памятки для составления вопросов. Задают вопросы другим группам, оценивают правильность ответа. Вопросы, которые вызвали затруднение или не вошли в ход урока, задаем в качестве домашнего задания.

ТАБЛИЦА «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу, поэтому используем на уроках на стадии вызова и последующей рефлексии.

Например, в начале урока обществознания в 9 классе «Частная жизнь» предлагаем учащимся оформить таблицу в тетрадь.

Знаю

Хочу узнать

узнал










На этапе целеполагания и после озвучивания темы урока попросим вспомнить ребят, что известно им о частной жизни, самостоятельно заполнить первый столбик «знаю». С помощью ребят заполняю таблицу на доске, могут прозвучать следующие ответы: право каждого, личная жизнь, право на тайну и др. Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «хочу узнать», для ее заполнения попросим поставить вопросы к теме, записываем их и на доске: например, где закреплены права на частную жизнь? Может ли кто-то вмешиваться в частную жизнь, какие права составляют частные? и др. После работы с документами возвращаемся на стадии рефлексии к таблице, определяем, можем ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале работы на уроке.

СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого сначала разбиваем текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Прием используем на этапе осмысления содержания при групповой работе. Класс делится на группы, каждому учащемуся в группе выдаем свой текст.

Например, на уроке «Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров» в 9 классе класс делится на 4 группы по 6 человек, каждый из которых получает свой текст. Всего заданий с текстами – шесть: СССР и страны европейской демократии; использование КОМИНТЕРНА во внешней политике СССР; Мюнхенский договор; СССР и система коллективной безопасности; СССР, ИСПАНИЯ и страны европейской демократии; Советско-германский пакт (1939 г.).

Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное, решает поставленные задачи. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общий рассказ, презентация темы. После учащиеся возвращаются в прежние группы, где происходит взаимообмен информацией всех участников. Так складывается в каждой группе общее представление об изучаемой теме.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ ПО ТЕМЕ УРОКА

В конце урока на стадии рефлексии эссе позволяет подытожить знания по изучаемой теме, сформулировать собственное отношение к обсуждаемым проблемам. Кроме короткого эссе на уроке, практикуем использование данного приема в качестве домашнего задания.

В качестве тем для эссе предлагаем суждения и мудрые мысли великих, например:

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г.Гегель) 9 класс, урок «Нравственная культура»; «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго) – 8 класс, тема «Нации и межнациональные отношения»; «Кто завязывает с кем-то тесную дружбу, берет на себя новые обязанности» (Ф. Бэкон) -8 класс, урок «Бесценный дружеский союз»; «Бородино ни русским, ни французам не принесло ни победы, ни поражения» - 10 класс, урок «Отечественная война 1812 года».

АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ

Данный прием используем в качестве «вызова», «осмысления», «рефлексии».

На стадии рефлексии, например, на уроке обществознания в 9 классе по теме «Правовое государство» предложили следующее задание:

«Философы XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант выдвинули ряд положений: «Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться».

«Каждое лицо, независимо от его социального положения, обладает совокупностью прирожденных прав; независимо от чужой воли, свободой самоопределения».

«Между государством и гражданином заключается договор, согласно которому все вместе и каждый в отдельности делегирует государству свою внешнюю свободу, так как это неизбежно для всякого сообщества». «Способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную».

ВОПРОС: Какую проблему общественной жизни и как пытались разрешить философы?»

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

Способствует развитию критического мышления при чтении и письме включение в урок текстов с ошибками, которые учащиеся должны найти и исправить.

На уроке в 10 (можно использовать и в 7) классе по теме «Северная война» предлагаем выполнить следующее задание: «Внимательно прочитай текст и исправь допущенные в нем исторические ошибки.

1700-1725 – Северная война

Для России война в составе Южного Союза со Швецией за выход к Белому морю началась удачно. После поражения под Санкт-Петербургом в 1700 году Петр I реорганизовал армию, создал Балтийский флот. В 1701-1704 годах русские войска закрепились на побережье Финского залива, взяли Дерпт, Нарву и другие крепости. В 1705 году шведские войска, вторгшиеся на русскую территорию, потерпели поражение у Лесной. Полтавская битва в 1711 году окончилась полным разгромом русских и бегством русского царя Карла XII в Турцию. Русский Балтийский флот одержал победы при Гангуте в 1714 году и Гренгаме в 1715 году. Северная война завершилась подписанием в 1725 году Ништадтского мирного договора. По окончании военных действий в 1721 году Петр I принял титул императора. Потеряв выход в Балтийское море, Россия стала великой державой».

СИНКВЕЙН

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн- это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том , почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме, того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Правила написания синквэйна: 1 строка - тема (одно существительное). 2 - описание предмета (два прилагательных). 3 – действия предмета (три глагола). 4 – фраза из 4 значимых слов. 5 – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (1 слово)

Например: Византия!

Могучая, большая.

Воюет, торгует, крестит.

Считала себя Ромейской империей.

Гибель!

2. Технологические карты уроков с использованием ТРКМ
  1   2   3