№п\п
|
Раздел.
Тема урока.
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
учащихся
|
Вид контроля
|
Домашнее задание
|
план
|
факт
|
Раздел 4. Политическая сфера.
10 часов+1 час (ПОУр)
|
1
|
Власть
|
Темат. лекция
|
Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
|
Знать: какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации. Связанные с деятельностью власти.
Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.
|
Фронотальн. опрос
Схема «Ветви власти»
|
П 1. стр. 4 -11.ть понятия, ответить на вопросы № 2.3 стр. 11
|
|
|
2
|
Государство
|
Комб. урок
|
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства : общие и частные.
|
Знать: что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, основные функции государства, какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
Уметь: анализировать виды монополии государства, давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства.
|
Схема «Признаки государства», табл. «Функции государства».
|
П. 2 стр. 12-19. выучить признаки государства. Выполнить практикум стр. 20.
|
|
|
3
|
Национально-государственное устройство.
|
Комб. урок
|
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство. Их сходство и различие. Одно и многонациональные государства.
|
Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделение, объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности распада национальных государств.
|
Фронотальн. опрос
Составить словарик темы.
|
П. 3стр. 20-28. проч. Доп. Мат. Стр. 27-28, отв. на вопр. стр. 28-29.
|
|
|
4
|
Формы правления
|
Темат. лекция
|
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
|
Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность «импичмента» на основе анализа конкретных фактов.
|
Фронотальн. опрос
Схема «Формы правления», словарик темы.
|
П.4 Стр. 29-37. выучить понятияпрактикум стр. 38.
|
|
|
5
|
Политические режимы
|
Комб.
урок
|
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент – защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
|
Знать, что такое политический режим, какие типы политических режимов существуют.
Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории.
|
Фронотальн. опрос
Схемы» Политические режимы»
|
П.5. стр. 39-45, выуч. Понятия. Отв. на вопр. стр. 45.
|
|
|
6
7
|
Гражданское общество и правовое государство.
|
Комб. урок
|
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве., история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
|
Знать, что такое гражданское общество. Что представляет собой институт гражданства. А также кто такие граждане и каков их правовой статус, что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества.
|
Фронотальн. опрос
Таблица «Признаки гражданского общества»
|
П.6, стр. 46-47, выуч. Понятия, доп. Мат стр. 47-48
|
|
|
8
9
|
Голосование, выборы, референдум.
|
Тематическая лекция
|
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
|
Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие симпатии. Определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения.
|
Тест.
|
П. 7стр. 55-59вопр. стр. 60.выуч понятия.
|
|
|
10
|
Политические партии
|
Семи-
нар
|
Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно и многопартийные системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в бществе.
|
Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет, основные подходы к классификации партий, какими признаками наделена политическая партия.
Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся.
|
Фронотальн. опрос
|
П.8 стр. 60-68вопр.стр. 68-69
понятия
|
|
|
11
|
Политическая жизнь современной России: общее и особенное.
|
Повторит. обобщ. Урок.
|
См ур. 1-10
|
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
|
Индивидуальные задания по карточкам
|
тест
|
|
|
Раздел 5. Человек и его права.
10 часов+1 час (ПОУр)
|
12
13
|
Право, его сущность и особенности.
|
Вводная лекция
|
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
|
Знать, что представляют собой социалные нормы и каково их видовое разнообразие, сущность понятий: правосознание и правовая культура личности,. Уметь разъяснять сущность права, правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах, пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права, определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.
|
Фронотальн. опрос
Схема «Функции права»
Составить словарик темы.
|
П.9 стр. 70-80 практикум стр. 82.
|
|
|
14
|
Закон и власть
|
Лекция с элементами беседы
|
Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции государственной Думы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов в России.
|
Знать, что представляет собой исполнительная власть, что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснять , в какой суд и как следует обратиться . если нарушено конкретное право человека, что представляют собой правоохранительные органы РФ, их функции.
Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где живет ученик. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты, в каких случаях к ним надо обращаться.
|
Фронотальн. опрос
|
П. 10, стр 83-89. отв на вопр. стр. 89-90
|
|
|
15
16
|
Конституция. Основной закон государства.
|
Комб. урок
|
Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских . Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
|
Знать особенности и структуру Конституции, способы реализации своих прав, исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Разъяснять сущность правового статуса личности.
|
Фронотальн. опрос
Схема «Структура Конституции РФ»
|
П.11Стр. 90-95, отв. на вопр. 96.понятия.
|
|
|
17
18
|
Право и экономика
|
Темат. лекция
|
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
|
Знать, что представляют собой имущественные отношения, каким должно быть поведение их участников., основные виды договоров, сущность института права собственности,.
Уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений, защищать имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке.
.
|
Составление трудового договора
|
П.12стр. 97-101, отв на вопр. стр. 101-102. понятия
|
|
|
19
|
Правовые основы брака и семьи
|
Деловая
игра
|
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение или расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
|
Знать, что регулирует семейное право, правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей, основные права детей, уметь реализовывать и защищать права детей., разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов. Их права и обязанности, составлять брачный контракт.
|
Фронотальн. опрос
Работа с Семейным кодексом РФ
|
П.15 стр. 110-116, вопр. стр. 116, основ. права ребенка.
|
|
|
20
|
Труд и право
|
Комб. урок
|
Трудовое право. Трудовой договор. Сверхурочная работа.
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой Кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта, увольнение. Защита детского труда
|
Знать , чем отличаются трудовые отношения от других видов отношений, правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта.
|
Тест.
|
П.14 стр. 106-110 вопр. стр. 110
|
|
|
21
22
|
Преступление и наказание. Правонарушение и виды юридической ответственности.
|
Комб. урок
|
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как форма выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер взыскания. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
|
Знать, что представляет собой проступки и преступления, совершаемые людьми, что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют……, что представляет собой принцип презумпции невиновности, наказания, которым могут подвергаться люди, совершившие преступления,. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлентъием.
|
Фронотальн. опрос
Таблица
«Признаки преступления»
|
П. 16 стр. 117-124, вопр. стр. 124. практикум стр.125.
|
|
|
23
|
Правовая и социальная защита несовершеннолетних в российской федерации..
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
|
Знать основные положения урока. Уметь анализировать , делать выводы, отвечать на вопросы.
Работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
|
Фронотальн. опрос
Тестирование по уровням сложности.
|
тест
|
|
|
Раздел 6. Духовная сфера.
10 часов+1 час (ПОУр)
|
24
|
Сущность и строение человеческой культуры.
|
Вводная
лекция
|
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав, структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
|
Знать, что представляет собой правила этикета и как они могут выражаться. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
|
Составить словарик темы.
|
П.17 стр. 127-135. практикум ср. 135 вопр. стр.135
|
|
|
25
|
Культурные нормы
|
лекция
|
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычаи и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность нормы.
|
Знать, что такое культурная нормы и чем они определяются. Разъяснять: понимание вкусов, увлечений, обрядов, церемоний, ритуалов, нравов.
Уметь анализировать привычки, манеры, знать их отличие от традиций , обычаев, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе,.
Знать сущность основных норм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры, уметь анализировать контр культуру. Понимание морали обществом,
|
Фронотальн. опрос
|
П. 18 стр. 136-143отв. на вопр. 143
|
|
|
26
|
Формы культуры
|
Тематич.
лекция
|
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Массовая культура, ее проявления и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контр культуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
|
Знать сущность основных форм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры. Уметь анализировать контр культуру.
|
Фронотальн. опрос
|
П.19 стр. 144-153
|
|
|
27
|
Религия
|
Комб.
урок
|
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
|
Знать, что такое религия, некоторые особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме и их проявлении в истории человечества.
|
Схема « виды религий»
|
П.20 стр. 153-162. отв. на вопр. тр. 163
|
|
|
28
29
|
Искусство
|
Комб.
урок
|
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусств. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
|
Знать, что такое искусств и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснить, кто является субъектом культуры. Уметь анализировать произведения искусства. Определяя ценности, которыми оно обладает.
|
Фронотальн. опрос
|
П. 21 стр. 163-173. отв на вопр. стр. 163, 173.
|
|
|
30
|
Образование
|
Кмб. урок
|
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
|
Знать, что представляет собой образование как институт общества, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в России,. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.
|
Схема «Фомыобразования»
|
П.22 вопр. стр. 179
|
|
|
31
|
Наука
|
Комб.
урок
|
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
|
Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.
|
Фронотальн. опрос
|
П. 23 вопр. стр. 188
Практикум стр. 189.
|
|
|
32
|
Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний.
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний.
|
Знать роль школьного образования как механизм социализации . приобщения к основам культуры и научных знаний.
|
Фронотальн. опрос
|
Тест.
|
|
|
33
34
|
Итоговое повторение курса 8-9 класса
|
Обобщ. урок
|
См. ур 1-32
|
См. ур 1-32
|
Фронотальн. опрос
тест
|
Тест
|
|
|