Главная страница

Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания


Скачать 0.54 Mb.
Название Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
страница 3/3
Дата 06.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
1   2   3
Тема урока : Право на частную жизнь

(Обществознание, 9 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и получения практических навыков но основе накопленного детьми опыта, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: Раскрытие важнейших аспектов частной жизни.

Цели по содержанию урока:

1) Расширить знания учащихся в области частных прав; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по частному праву через анализ источников; закрепить умения по работе с алгоритмом и по сопоставлению собственных правил, оберегающих частную жизнь.

2) Развивать умение работать в группе, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности.

3) Воспитание уважения к частной жизни, чувства собственного достоинства.

Оборудование:

-источники: Конституция РФ, Концепция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

-карточки с ситуациями;

-алгоритм работы над инсценировкой;

-схема - рисунок «Человек»;

-таблица «знаю-хочу узнать -узнал»

-карточки для распределения по группам

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

2. Целеполагание и мотивация.

Предлагает учащимся прочитать в группах примеры ситуаций (Приложение № 1)

- Почему возникли конфликтные ситуации?

- Какое право нарушено в предложенных ситуациях?

Подводит к теме урока.

Предлагает заполнить два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)».

Знакомятся с информацией, отвечают на вопросы и формулируют тему урока.


Каждый заполняет два столбца таблицы.

3. Актуализация знаний.

Предлагает сформулировать понятие «частная жизнь»; определить элементы , которые входят в понятие «частная жизнь».

Проблема: Какое значение имеет для человека право на частную жизнь? Нужно ли человеку право на неприкосновенность частной жизни?

Элементы частной жизни записывают в группах на карточки. Прикрепляют карточки на доску к изображению «Человек» в виде кластера.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает ситуации группам (Приложение № 2), алгоритм работы над инсценировкой (Приложение № 3). Разъясняет порядок и способы работы. Корректирует работу групп.

Выбирают одну из ситуаций для инсценирования.

Изображают ситуации. Другие группы называют проблему, показанную в сценке.

5.Систематизация знаний.

Предлагает обратиться к пакету документов (Приложение № 4), прочитать, передавая по кругу, и оформить на карточках те права, которые закреплены в источниках.

Возвращает к проблемному заданию.

Выполняют задание.

Другим фломастером на карточках записывают права. Называют их и добавляют к кластеру на доску. Называют документы, закрепляющие право на частную жизнь.

Определяют значение права на частную жизнь.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

6.Применение знаний и умений.

Предлагает в группах составить по три правила, которые позволяют защитить вашу частную жизнь: 1) в школе 2) дома 3)от государства 4) в Интернете

В группах выполняют задание, записывают их, вслух читают правила и аргументируют свое мнение.

7.Рефлексия.

Обращает внимание учащихся два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать –Узнал(а)», предлагает заполнить третий столбик. Оценивает активность учащихся на уроке.

Заполняют таблицу.


8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: составить рейтинг значимости прав на частную жизнь, закрепленных в Конституции РФ: а) для детей, б) для родителей (Приложение 5)

Записывают д/з.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Группа 1

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Родители прочитали ваше письмо, а бабушка подслушала телефонный разговор.

Группа 2.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Учитель обыскивает ученика, подозреваемого в краже телефона у одноклассника: заставляет вывернуть карманы, открыть портфель.

Группа 3.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Милиционер без санкции вошел в ваш дом и произвел обыск.

Группа 4.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

На перемене одноклассник без вашего разрешения съел ваше яблоко.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа 1

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну и инсценируйте.

1. Во время урока по классу идет записка, отвлекая учеников. Учитель перехватывает ее и…

2. Женя С. утверждает, что сосед по парте Слава М украл у него калькулятор. Славу с вещами вызывают к директору. Он заставляет мальчика вывернуть карманы, показать содержимое сумки, а Слава…

Группа 2

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну и инсценируйте.

1. Отец и мать беспокоятся о сыне: в последнее время он поздно возвращается , часто просит деньги. Отец в отсутствии сына обыскивает его карманы, находит в куртке… За этим занятием его застает сын.

2. Мать узнает о том, что ее дочь встречается с молодым человеком, о котором ходят нехорошие слухи. Она всячески пытается оградить дочь от контактов с ним: встречает из школы, не пускает вечером гулять, не позволяет отвечать на его звонки.

Группа 3

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну и инсценируйте.

1. Оксана сидит вместе с самой толстой девочкой в классе Светой. Однажды Оксана случайно обнаружила на прте забытый дневник Светы. Любобытная Оксана прочитала несколько страниц. Оказалось, что Света влюблена в красавчика Диму. Оксана разбалтывает об этом всем, в том числе и Диме.

2. У Насти ужасные отношения с мамой, она решается на крайний шаг – покончить с собой. Она просит свою подругу, которая ничего не знает, передать завтра записку маме. Подруга, не удержавшись, разворачивает записку и узнает о намерениях Насти.

Группа 4

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну и инсценируйте.

1. Помогая учителю заполнять дневники, несколько детей прочитали медицинскую справку своего одноклассника и потом рассказали всему классу о его болезни.

2.Молодой человек оказался посвящен в какую-то семейную тайну своего приятеля и разболтал все одноклассникам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для подготовки инсценирования

1. Прочитайте ситуации, выберите одну из предложенных для инсценирования.

2. Распределите роли и обыграйте их.

3. Время на подготовку – 2 минуты, на представление – 1 минута.

4. При устном объяснении ответа на вопрос используйте обществоведческие термины.

5. Умейте слышать и слушать других. Соблюдайте тишину.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Статья 16 Конвенции о правах ребёнка.

"Ни один ребёнок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

Всеобщая декларация прав человека

Статья 12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Статья 12. Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка могут производится только на основаниях и в порядке, установленным настоящим Кодексом.

Конституция Российской Федерации

Статья 23.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

5. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

6. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

7. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

8. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

9. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 51

10. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

11. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

ФЗ от 20.02.95 №24-ФЗ

«Об информации, информатизации и защите информации»

Статья 11. 3. Персональные данные относятся к конфиденциальной информации.

4. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Конституция Российской Федерации

Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27 3. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

4. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29. 5. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

6. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

7. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

8. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

9. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 51. 10. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Опросите взрослых и детей и определите рейтинг значимости прав на частную жизнь, закрепленных в Конституции: а) наиболее значимых для детей, б)наиболее значимых для родителей.
Заключение

Использование технологии критического мышления вовлекает школьника в урок, заставляет самостоятельно идти за знаниями. А эффективность обществоведческого курса зависит от степени самостоятельности учащихся в его изучении. Первыми в походе за знаниями должны идти дети – сами читать, искать, наблюдать, находить, размышлять, творить. Таким путем развиваются умения критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать выводы.

Возможности самореализации, ответственного личного выбора в различных областях социальной деятельности развиваются только в процессе самостоятельной работы, в которую включается не только память ученика, но и мышление, и творчество, и чувства.
Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь,2004.

  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998.

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение,2004.

  5. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «Март», 2004.

  6. Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории. // Преподавание истории в школе. 2001. № 6. С. 63-69.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

8. ВИШНЯКОВА Е. «Вызываю вас…на мысль!»// «Учительская газета»-Ой-лайн №13(10094)\2006-03-28
1   2   3