|
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 1 «Сказка»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе:
«Необыкновенные приключения
мячика Непоседы»
Воспитатель: Алейникова Е.Л.
г. Приморско – Ахтарск
2012г.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о видах транспорта (наземном, водном, воздушном); учить их различать автомобили по их назначению; давать детям представление о важности работы водителей; учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях.
Развитие речи: развивать связную речь детей; учить их распространять предложения путём введения второстепенных членов предложения; тренировать детей в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Развивающие: развивать у детей желание освоить правила поведения на улице; развивать у них внимание, восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное мышление; формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном; развивать критичность мышления.
Воспитательные: воспитывать у детей умение вести себя в обществе; развивать у них чувство сострадания, стремление проявлять заботу о других; создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывать у детей уважение к труду водителей.
Предварительная работа:
Экскурсия к светофору, знакомство с дорожными знаками.
Игры с мячами разных размеров.
Изготовление макета по ПДД.
Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегал «Машины на нашей улице».
Материалы и оборудование: большой мяч, на котором нарисована весёлая рожица; макет по ПДД; два маленьких мячика (мячик, ёжик); два обруча; аудиозапись «Маленькая страна»; презентация «Виды транспорта»; макет светофора; цветная бумага, ножницы; клей; кисточки для клея; подставки под кисточки; клеёнки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы все любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Но сначала закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, что вы больше всего любите делать. Вспомнили? Откройте глаза. Прошу вас не говорить, а показать движениями. (дети, посредством пантомимы, поочерёдно показывают как они рисуют, кормят рыбок, конструируют из кубиков, прыгают, играют с игрушками и т.д. Остальные ребята отгадывают).
Воспитатель: Молодцы! Сколько у вас интересных занятий. Как вы любите бегать, прыгать, веселиться. Настоящие непоседы! У меня есть дружок, он очень на вас похож. Угадайте, кто это?
Упадёт – не плачет,
Ножек нет, а скачет?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Это мяч. ( в группу влетает мяч).
Воспитатель: Ой, у нас гость. Это он и есть, мой знакомый мячик Непоседа. Скажите, как можно играть с мячиком? (ответы детей).
Воспитатель: Умницы! Мячик можно подбрасывать, кидать, катать, отбивать, ловить, ударять, и т.д. Ребята, посмотрите на мячик, какая у него интересная рожица! Как вы думаете, какой у него характер? (ответы детей)
Воспитатель: Да! Весёлый, озорной, хороший, непослушный, забавный… Хотите поскакать, с мячиком поиграть? (динамическая пауза «играем в мяч». Дети перебрасывают мяч друг другу, каждый раз подбрасывая его всё выше).
Воспитатель: Но упал мой мяч с небес,
Закатился прямо в лес,
Раз, два, три, четыре, пять…
(воспитатель берёт мяч, тот как будто выскакивает из рук и выкатывается из комнаты).
Воспитатель: Мы пойдём его искать? Укатился! Хотелось бы вам, друзья, понаблюдать за его приключениями? (ответы детей)
Воспитатель: Надевайте волшебные очки. Они помогут нам увидеть Непоседу. Если понадобится, мы можем прийти ему на помощь, согласны? (ответы детей. Дети надевают «очки». Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам. Воспитатель выставляет макет «Дорожное движение». Маленький мячик ставит на мостовую).
Воспитатель: Ах, видите? Может случится беда! Мячик выскочил на дорогу. Скорее расскажите ему о правилах поведения на улице. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! И Непоседа вас услышал! Он вернулся на тротуар. Ура! Мы можем не только видеть, что происходит с мячиком, но и разговаривать с ним. Давайте спросим его, что он слышит?
Мяч: Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове важные, срочные грузы –
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Воспитатель: Это грузовые машины. На них написано, что они перевозят. Давайте посмотрим и назовём какие грузовые машины бывают. (просмотр слайда № 1 ).
Мяч: А ещё я вижу…. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. Что это? (ответы детей).
Воспитатель: Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают? (ответы детей).
Воспитатель: Какие специальные машины могут ехать даже на красный сигнал светофора? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Это машины «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Милиция». ( просмотр слайда № 2)
Воспитатель: Эти машины помогают спасти людей и различные постройки во время чрезвычайных происшествий. Ребята, посмотрите, у нас в группе есть светофор, но его огоньки не горят. Давайте сделаем так, чтобы они загорелись. У светофора четыре стороны, поэтому нам понадобятся четыре команды. Каждая команда будет делать свою сторону светофора. На столах лежит цветная бумага разных цветов. Каждой команде надо выбрать те цвета, которые есть у светофора. Скажите, какие это цвета? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Красный, жёлтый, зелёный. А какой формы глазки светофора? (ответы детей).
Воспитатель: Да, круглой. Вам надо из квадратов вырезать круги и приклеить так, чтобы каждый цвет светофора был на своём месте. Интересно, на что похожи глазки светофора? (дети формулируют ответы и под лёгкую музыку выполняют работу).
Воспитатель: Ребята, на улицах нашего города много автомобилей. Автомобили бывают разных размеров и форм. Они нужны людям для выполнения различных работ. У большинства машин двигатели работают на бензине. Автомобили укомплектованы механизмами с разными движущими частями. За этими механизмами нужен тщательный уход, иначе они испортятся. Ребята, скажите, какие вы знаете части автомобиля? Я думаю, это будет полезно знать и нашему любопытному Непоседе. (ответы детей).
Воспитатель: Смотрите! Наш мячик прыгнул в кузов грузовика. Он не знает, на каком транспорте можно ездить пассажирами. А вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: правильно! Люди – пассажиры ездят в автобусах, троллейбусах, такси, трамваях… (просмотр слайда № 3). Воспитатель: Машины, которые ездят по земле, относятся к наземному виду транспорта. Давайте и мы прокатимся на такси. (дети играют в подвижную игру «Эх, прокачу! ».
Воспитатель: По улицам ездит много машин. Сколько их, посчитаем? Вставайте в кружок. (проводится дид. игра «Один – два – пять»).
Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами играли, Непоседа оказался на кораблике. И вдруг кораблик неожиданно накренился и мяч упал в воду.
Мяч: Караул! Тону!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, напрасно он беспокоится или нет? ( ответы детей).
Воспитатель: Да, в мячике есть воздух, поэтому он не утонет. Попробуйте угадать и показать, какие из предметов плавают, а какие нет. Если я называю предмет который плавает, покажите движениями как будто вы плывёте, и скажите «Плавает». А если предмет не плавает – присядьте, и скажите «Не плавает». ( дети играют в дид.игру «Плавает – не плавает».)
Воспитатель: Интересная история получается! Вокруг корабля плавают лодки, яхты, парусники. А плавают они по воде. Какой же это вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 4).
Воспитатель: Молодцы! Это водный транспорт. А наш мячик выскочил из воды на крутой бережок, на котором стоял дремучий лес, и покатился по дорожке. Как вы думаете, ребята, какие опасности его там подстерегают? (дети формулируют ответы).
Мяч: Посоветуйте, ребята, как бы мне избежать опасности? (советы детей).
Воспитатель: Да, мячик, чтобы избежать тебе опасностей, надо превратиться в кого – нибудь колючего, например ёжика. Вспоминай волшебные слова, говори их и превращайся. (воспитатель на место мячика ставит фигурку ёжика).
Воспитатель: Я про ёжика скороговорку знаю. Попробуйте её повторить.
Ершился ёж, ерошился,
Иголками топорщился:
«Кому охота есть –
Ежа попробуй съесть».
(дети повторяют скороговорку два – три раза с изменением голоса по силе и темпу).
Воспитатель: Вдруг наш мячик – ёжик видит – перед ним по тропинке бежит домик Бабы –Яги. Скажите, ребята, избушка на курьих ножках это транспорт или нет? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это транспорт. Только сказочный, как ковёр - самолёт, сапоги – скороходы. (просмотр слайда № 5).
Воспитатель: Вот и вечер наступил. Упал наш мячик – ёжик под кустик и увидел… Весь свет в платье синее одет. Что это? (ответы детей).
Воспитатель: Да, мячик увидел в небе звёзды, планеты, самолёты, вертолёты, спутники, ракеты, Луну… Скажите, самолёты, вертолёты, ракеты это какой вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 6).
Воспитатель: Молодцы! Это воздушный транспорт. А наш весёлый друг, чтобы продолжить путешествие, скинул с себя иголки. «Так передвигаться гораздо привычнее», - решил он. (воспитатель, на макете, меняет фигурку ёжика на мячик).
Мяч: Оказывается, я могу не только прыгать и скакать. Я могу ещё ехать, плыть, летать.
Воспитатель: Ребята, каждое из названных слов – действий имеет свою семейку, назовите какую? ( дети играют в дид.игру «Семья слов»)
Воспитатель: Друзья мои! В «Маленькой стране» может произойти ещё много – много удивительных и весёлых приключений. А какими они будут – знаете только вы, если только сможете почувствовать себя волшебниками и их придумать.
Пояснительная записка.
Для составления конспекта занятия мной были использованы: Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.) ; библиотека программы «Детство» под редакцией Л.Е.Белоусовой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.); картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики под редакцией Н.В.Нищевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2010 г.)
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Транспорт». Это занятие включает в себя: презентацию, фонетическую ритмику, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, аппликацию.
Это занятие способствует расширению знаний у детей о видах транспорта; учит их различать автомобили по их назначению; развивает у детей желание освоить правила поведения на улице; также развивает внимание, восприятие, наблюдательность, логику, мышление; способствует развитию связной речи.
Разнообразные игры, презентация слайд – шоу, способствуют формированию у детей необходимых умений и навыков, развитию речи, фонетического слуха и помогают пополнить словарный запас детей, закрепляют умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Данное занятие состоит из заданий на воспитание у детей умения вести себя в обществе, расширения у них чувства сострадания, стремления проявить заботу о других; закрепляет умение создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывает у детей уважение к труду водителей; учит детей применять личный опыт в игровых ситуациях; развивает критичность мышления.
Занятие способствует увеличению памяти, внимание у детей стало более произвольным, мышление от наглядно – действенного переходит к наглядно – образному. У детей увеличилась потребность в речевом общении, идёт быстрое накопление словаря, увеличилась познавательная активность детей.
|
|
|