Главная страница

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе


Скачать 83.27 Kb.
Название Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Дата 13.03.2016
Размер 83.27 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 1 «Сказка»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе:

«Необыкновенные приключения

мячика Непоседы»

Воспитатель: Алейникова Е.Л.

г. Приморско – Ахтарск

2012г.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о видах транспорта (наземном, водном, воздушном); учить их различать автомобили по их назначению; давать детям представление о важности работы водителей; учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях.

Развитие речи: развивать связную речь детей; учить их распространять предложения путём введения второстепенных членов предложения; тренировать детей в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Развивающие: развивать у детей желание освоить правила поведения на улице; развивать у них внимание, восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное мышление; формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном; развивать критичность мышления.

Воспитательные: воспитывать у детей умение вести себя в обществе; развивать у них чувство сострадания, стремление проявлять заботу о других; создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывать у детей уважение к труду водителей.

Предварительная работа:

  • Экскурсия к светофору, знакомство с дорожными знаками.

  • Игры с мячами разных размеров.

  • Изготовление макета по ПДД.

  • Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегал «Машины на нашей улице».

Материалы и оборудование: большой мяч, на котором нарисована весёлая рожица; макет по ПДД; два маленьких мячика (мячик, ёжик); два обруча; аудиозапись «Маленькая страна»; презентация «Виды транспорта»; макет светофора; цветная бумага, ножницы; клей; кисточки для клея; подставки под кисточки; клеёнки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы все любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Но сначала закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, что вы больше всего любите делать. Вспомнили? Откройте глаза. Прошу вас не говорить, а показать движениями. (дети, посредством пантомимы, поочерёдно показывают как они рисуют, кормят рыбок, конструируют из кубиков, прыгают, играют с игрушками и т.д. Остальные ребята отгадывают).

Воспитатель: Молодцы! Сколько у вас интересных занятий. Как вы любите бегать, прыгать, веселиться. Настоящие непоседы! У меня есть дружок, он очень на вас похож. Угадайте, кто это?

Упадёт – не плачет,

Ножек нет, а скачет?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это мяч. ( в группу влетает мяч).

Воспитатель: Ой, у нас гость. Это он и есть, мой знакомый мячик Непоседа. Скажите, как можно играть с мячиком? (ответы детей).

Воспитатель: Умницы! Мячик можно подбрасывать, кидать, катать, отбивать, ловить, ударять, и т.д. Ребята, посмотрите на мячик, какая у него интересная рожица! Как вы думаете, какой у него характер? (ответы детей)

Воспитатель: Да! Весёлый, озорной, хороший, непослушный, забавный… Хотите поскакать, с мячиком поиграть? (динамическая пауза «играем в мяч». Дети перебрасывают мяч друг другу, каждый раз подбрасывая его всё выше).

Воспитатель: Но упал мой мяч с небес,

Закатился прямо в лес,

Раз, два, три, четыре, пять…

(воспитатель берёт мяч, тот как будто выскакивает из рук и выкатывается из комнаты).

Воспитатель: Мы пойдём его искать? Укатился! Хотелось бы вам, друзья, понаблюдать за его приключениями? (ответы детей)

Воспитатель: Надевайте волшебные очки. Они помогут нам увидеть Непоседу. Если понадобится, мы можем прийти ему на помощь, согласны? (ответы детей. Дети надевают «очки». Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам. Воспитатель выставляет макет «Дорожное движение». Маленький мячик ставит на мостовую).

Воспитатель: Ах, видите? Может случится беда! Мячик выскочил на дорогу. Скорее расскажите ему о правилах поведения на улице. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! И Непоседа вас услышал! Он вернулся на тротуар. Ура! Мы можем не только видеть, что происходит с мячиком, но и разговаривать с ним. Давайте спросим его, что он слышит?

Мяч: Шуршат по дорогам весёлые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове важные, срочные грузы –

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Воспитатель: Это грузовые машины. На них написано, что они перевозят. Давайте посмотрим и назовём какие грузовые машины бывают. (просмотр слайда № 1 ).

Мяч: А ещё я вижу…. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. Что это? (ответы детей).

Воспитатель: Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают? (ответы детей).

Воспитатель: Какие специальные машины могут ехать даже на красный сигнал светофора? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Это машины «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Милиция». ( просмотр слайда № 2)

Воспитатель: Эти машины помогают спасти людей и различные постройки во время чрезвычайных происшествий. Ребята, посмотрите, у нас в группе есть светофор, но его огоньки не горят. Давайте сделаем так, чтобы они загорелись. У светофора четыре стороны, поэтому нам понадобятся четыре команды. Каждая команда будет делать свою сторону светофора. На столах лежит цветная бумага разных цветов. Каждой команде надо выбрать те цвета, которые есть у светофора. Скажите, какие это цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Красный, жёлтый, зелёный. А какой формы глазки светофора? (ответы детей).

Воспитатель: Да, круглой. Вам надо из квадратов вырезать круги и приклеить так, чтобы каждый цвет светофора был на своём месте. Интересно, на что похожи глазки светофора? (дети формулируют ответы и под лёгкую музыку выполняют работу).

Воспитатель: Ребята, на улицах нашего города много автомобилей. Автомобили бывают разных размеров и форм. Они нужны людям для выполнения различных работ. У большинства машин двигатели работают на бензине. Автомобили укомплектованы механизмами с разными движущими частями. За этими механизмами нужен тщательный уход, иначе они испортятся. Ребята, скажите, какие вы знаете части автомобиля? Я думаю, это будет полезно знать и нашему любопытному Непоседе. (ответы детей).

Воспитатель: Смотрите! Наш мячик прыгнул в кузов грузовика. Он не знает, на каком транспорте можно ездить пассажирами. А вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: правильно! Люди – пассажиры ездят в автобусах, троллейбусах, такси, трамваях… (просмотр слайда № 3). Воспитатель: Машины, которые ездят по земле, относятся к наземному виду транспорта. Давайте и мы прокатимся на такси. (дети играют в подвижную игру «Эх, прокачу! ».

Воспитатель: По улицам ездит много машин. Сколько их, посчитаем? Вставайте в кружок. (проводится дид. игра «Один – два – пять»).

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами играли, Непоседа оказался на кораблике. И вдруг кораблик неожиданно накренился и мяч упал в воду.

Мяч: Караул! Тону!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, напрасно он беспокоится или нет? ( ответы детей).

Воспитатель: Да, в мячике есть воздух, поэтому он не утонет. Попробуйте угадать и показать, какие из предметов плавают, а какие нет. Если я называю предмет который плавает, покажите движениями как будто вы плывёте, и скажите «Плавает». А если предмет не плавает – присядьте, и скажите «Не плавает». ( дети играют в дид.игру «Плавает – не плавает».)

Воспитатель: Интересная история получается! Вокруг корабля плавают лодки, яхты, парусники. А плавают они по воде. Какой же это вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 4).

Воспитатель: Молодцы! Это водный транспорт. А наш мячик выскочил из воды на крутой бережок, на котором стоял дремучий лес, и покатился по дорожке. Как вы думаете, ребята, какие опасности его там подстерегают? (дети формулируют ответы).

Мяч: Посоветуйте, ребята, как бы мне избежать опасности? (советы детей).

Воспитатель: Да, мячик, чтобы избежать тебе опасностей, надо превратиться в кого – нибудь колючего, например ёжика. Вспоминай волшебные слова, говори их и превращайся. (воспитатель на место мячика ставит фигурку ёжика).

Воспитатель: Я про ёжика скороговорку знаю. Попробуйте её повторить.

Ершился ёж, ерошился,

Иголками топорщился:

«Кому охота есть –

Ежа попробуй съесть».

(дети повторяют скороговорку два – три раза с изменением голоса по силе и темпу).

Воспитатель: Вдруг наш мячик – ёжик видит – перед ним по тропинке бежит домик Бабы –Яги. Скажите, ребята, избушка на курьих ножках это транспорт или нет? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это транспорт. Только сказочный, как ковёр - самолёт, сапоги – скороходы. (просмотр слайда № 5).

Воспитатель: Вот и вечер наступил. Упал наш мячик – ёжик под кустик и увидел… Весь свет в платье синее одет. Что это? (ответы детей).

Воспитатель: Да, мячик увидел в небе звёзды, планеты, самолёты, вертолёты, спутники, ракеты, Луну… Скажите, самолёты, вертолёты, ракеты это какой вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 6).

Воспитатель: Молодцы! Это воздушный транспорт. А наш весёлый друг, чтобы продолжить путешествие, скинул с себя иголки. «Так передвигаться гораздо привычнее», - решил он. (воспитатель, на макете, меняет фигурку ёжика на мячик).

Мяч: Оказывается, я могу не только прыгать и скакать. Я могу ещё ехать, плыть, летать.

Воспитатель: Ребята, каждое из названных слов – действий имеет свою семейку, назовите какую? ( дети играют в дид.игру «Семья слов»)

Воспитатель: Друзья мои! В «Маленькой стране» может произойти ещё много – много удивительных и весёлых приключений. А какими они будут – знаете только вы, если только сможете почувствовать себя волшебниками и их придумать.

Пояснительная записка.

Для составления конспекта занятия мной были использованы: Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.) ; библиотека программы «Детство» под редакцией Л.Е.Белоусовой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.); картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики под редакцией Н.В.Нищевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2010 г.)

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Транспорт». Это занятие включает в себя: презентацию, фонетическую ритмику, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, аппликацию.

Это занятие способствует расширению знаний у детей о видах транспорта; учит их различать автомобили по их назначению; развивает у детей желание освоить правила поведения на улице; также развивает внимание, восприятие, наблюдательность, логику, мышление; способствует развитию связной речи.

Разнообразные игры, презентация слайд – шоу, способствуют формированию у детей необходимых умений и навыков, развитию речи, фонетического слуха и помогают пополнить словарный запас детей, закрепляют умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Данное занятие состоит из заданий на воспитание у детей умения вести себя в обществе, расширения у них чувства сострадания, стремления проявить заботу о других; закрепляет умение создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывает у детей уважение к труду водителей; учит детей применять личный опыт в игровых ситуациях; развивает критичность мышления.

Занятие способствует увеличению памяти, внимание у детей стало более произвольным, мышление от наглядно – действенного переходит к наглядно – образному. У детей увеличилась потребность в речевом общении, идёт быстрое накопление словаря, увеличилась познавательная активность детей.