Главная страница

Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания


Скачать 0.54 Mb.
Название Использование технологии развития критического мышления (тркм) в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
страница 2/3
Дата 06.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
1   2   3
Тема: Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров

(история России, 9 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления важнейших аспектов внешней политики СССР путем использования различных видов деятельности.

Цели по содержанию урока:

1) определить особенности внешней политики 30-х годов XX века и охарактеризовать внешнеполитические события данного времени; закрепить умения анализа и систематизации материала через анализ источников;

2) Развивать умение работать индивидуально и в группе, формировать умение систематизировать материал, взаимопередавать и применять его.

3) воспитывать уважительное отношение к различным точкам зрения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

- Данилов А.А., Косулина Н.Г. История России. XX век. 9 класс. М.: Просвещение.

- источники для работы (Приложение 1)

- карточки для распределения по группам

- текст с ошибками (Приложение 2)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы по 6 человек в каждой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Целеполагание и мотивация.

Объявляет тему и задачи урока, предлагает учащимся выступить на уроке в роли исследователей внешнеполитических шагов советского правительства в 30-е годы

Записывают тему урока в тетрадь.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

3.Актуализация знаний.

На первом этапе исследования проводит игру «Блеф-клуб», предлагая вопросы:

1. Верите ли вы, что главным внешнеполитическим партнером СССР в 20-е годы была Германия?

2.Верите ли вы, что СССР к середине 20-х годов отказался от идеи мировой революции?

3. Верите ли вы, что СССР и Великобританию объединяли союзнические и партнерские отношения?

4. Верите ли вы, что внешняя политика СССР носила двойственный характер?

5. Верите ли вы, что приход фашистов к власти в Германии в 1933 году резко отрицательно повлиял на советско-германские отношения?

Предлагает сформулировать проблему, которые легла в основу международных отношений в 30-е годы, определить направления внешней политики СССР.

Каждый отвечает на предложенные вопросы в тетради.
Формулируют проблему: приход фашистов к власти и стремление фашистских государств к мировому господству.

Определяют направления: отношения с демократическими западными странами; отношения с Германией; деятельность по линии Коминтерна.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает продолжить исследование, задача которого изучить материал, раскрывающий события разных направлений внешней политики. В группе каждый получает свой материал (Приложение 1), знакомится с ним, пытается ответить на вопросы.

Учитель через 5 минут предлагает сформировать группы в соответствие с изучаемым материалом, дает задание: согласовать свои позиции по рассматриваемому вопросу.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с документами, находят ответы на вопросы; затем в новых группах дополняют свои ответы и готовятся представить результаты своей работы.

Затем возвращаются в свои группы.

5.Систематизация знаний.

Продолжает исследование. Настраивает участников групп на взаимопередачу материала, предлагая озвучить результаты исследования.

Рассказывают друг другу материал, делают записи.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

6.Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагает обобщить материал в группах по следующим критериям (в основе прием «шляпы»):

1. изложить только события, факты внешней политики СССР;

2. излагают то, что было положительного;

3. называют негативные явления, отрицательные события и последствия;

4.проанализировать, почему СССР и правительствам стран западной демократии не удалось договориться и создать в Европе единый антифашистский фронт?

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить, насколько они достигнуты каждым.

Обобщают материал в группах.
Озвучивают материал перед классом.
Определяют степень реализации целей урока.

7.Применение знаний

и умений.

Дает задание: прочитать предложенный текст и исправить его (Приложение 2).

Работают индивидуально с тестом.

8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: подобрать аргументы «за» и «против» положения о том, что попытка создания системы коллективной безопасности была обречена на провал.

Записывают д/з.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1: СССР и страны европейской демократии

Учащиеся должны знать:

  • Основные события взаимоотношений СССР и стран европейской демократии

  • Договоры, заключенные между странами

  • Особенность договора 1935 г. между СССР и Чехословакией, роль этой особенности в последующем развитии международной ситуации

Источники: 1. Учебник, параграф 28

2. Из договора о взаимной помощи между

Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой

Статья 2. В случае, если СССР и Франция явились бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих сторон, предметом нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку.

3. Из договора о взаимной помощи между

Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословакией

Статья 2. В случае, если СССР или Чехословакия явились бы предметом нападения со стороны какого-либо европейского государства, Чехословакия и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку…

Протокол подписания

II. Оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь постольку, поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

Задание 2: использование КОМИНТЕРНА во внешней политике

Учащиеся должны знать:

  • Главную задачу Коминтерна до 1933 г.

  • Последствия реализации этой тактической установки в Германии

  • Когда и почему Коминтерн изменил свою основную тактическую установку?

  • Где и как была сделана первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна в 1936 г.?

Источники: 1. Учебник, параграф 28

2. Из выступления Молотова В.М. на X пленуме Исполкома Коминтерна. 9 июля 1929 г.

Положение теперь таково, что во всех основных капиталистических странах Европы развертываются события, означающие нарастание революционного подъема…

Важнейшей обязанностью компартий является подготовка к новым революционным боям огромного размаха…

Теперь больше, чем когда бы то ни было, тактика соглашений с реформистами, тактика коалиций между революционными организациями и организациями реформистов является неприемлемой и вредной…

Борьба с социал-демократией, и прежде всего с ее «левым» крылом, наиболее искусно выполняющим предательскую роль в отношении рабочего класса, не может не стоять в центре внимания компартий. В данный период борьба против социал-демократии и особенно против ее «левого» крыла приобретает исключительное значение потому, что социал-демократия все больше перерождается в социал-фашизм.

Задание 3: Мюнхенский договор

Учащиеся должны знать:

  • Время, участников подписания Мюнхенского договора

  • Содержание Мюнхенского договора

  • Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе

Источники:

1. Учебник, § 28

2. Н. Верт, французский историк

«Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии убедили как немцев, так французов и англичан, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис (в целом, плохо понятый), который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. По мнению поверенного в делах Германии в Париже, французское правительство также высказало серьезное сомнение относительно прочности советского режима и боеспособности Красной Армии»

3. Дж. Бофф:

«Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Уже значительно ослабленная ранее, вся версальская система рассыпалась на части. После Рейнской области, Австрии, Испании фашистские державы как бы намеренно демонстрировали, что могут получить все, чего хотят…»

Задание 4: СССР и система коллективной безопасности

Учащиеся должны знать:

  • Что такое система коллективной безопасности, для каких целей она могла быть создана;

  • Какие шаги по созданию системы коллективной безопасности предпринимал СССР и их результаты

  • Об англо-франко-советских переговорах 1939г.

Источники:

1. Учебник, параграф 28

2.Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации

СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого Европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям

3. Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939

Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашения сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств…

4. О переговорах военных миссий СССР, Франции, Англии и их результатах

С12 по 21 августа 1939 года в Москве проходили переговоры… Советское правительство предложило конкретный план отражения агрессии …в результате нападения Германии… Однако западные державы не захотели дать совместный отпор агрессорам. И состав делегаций, и тактика затягивания переговоров, и уклонение от обязательств, от обсуждения реальных военных планов – все свидетельствовало о нежелании Англии и Франции пойти на подписание пакта взаимной помощи и военной конвенции с Советским Союзом…. (Летопись советской внешней политики. –М., 1975 г)

Задание 5: СССР, ИСПАНИЯ и страны европейской демократии

Учащиеся должны знать:

  • Роль и степень участия СССР в гражданской войне в Испании

  • Значение Гражданской войны в Испании

Источники: 1. Учебник, пар. 28

2. Дополнительный материал: Катализатором возросшей международной напряженности, стремительного роста агрессивности фашистских держав стали события в Испании.

В августе 1936 г. по инициативе Франции в Лондоне был создан Комитет по невмешательству под председательством лорда Плимута. Членами Комитета стали представители Франции, Англии, СССР, Германии, Италии. Англия и Франция прекратили поставки оружия законному испанскому правительству, не сделав ничего, чтобы прекратить германо-итальянскую интервенцию. Аналогичную позицию занимали США, в которых действовал закон о нейтралитете.

В октябре 1936 г. СССР отказался от заключенного соглашения о невмешательстве и начал поставку в Испанию военной техники. С октября 1936 г. по январь 1939 г. (гражданская война в Испании закончилась в марте 1939 г.) СССР поставил в Испанию 648 самолетов, 347 танков, 6 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20 648 пулеметов, 497 813 винтовок, а также большое количество снарядов, патронов и пороха. Осенью 1938 г. СССР предоставил Испании кредит на сумму 85 млн долларов. В Испанию были направлены советские военные специалисты и советники3.

В январе 1939 г. на сессии Лиги Наций Англия и Франция выступили против применения в соответствии со статьей 16-й Устава Лиги Наций коллективных санкций против германо-итальянских агрессоров в Испании. В феврале 1939 г. Англия и Франция официально признали правительство Франко и разорвали дипломатические отношения с законным правительством.

Задание 6: Советско-германский пакт (1939 г.)

Учащиеся должны знать:

  • Причины советско-германского сближения

  • Условия (место, время, участников) и содержание пакта 1939 года, его последствия Источники: 1. Учебник, пар. 30

2. Политики о советско-германском пакте (1939 г.):

И.В. Сталин: Гитлер, не предполагая и не желая того, ослабит и подорвет капиталистическую систему. Мы можем маневрировать, сталкивать одну сторону с другой, чтобы они лупили друг друга…

И. Риббентроп: За немногие часы моего пребывания в Москве было достигнуто такое соглашение, о котором я при своем отъезде из Берлина и помыслить не мог... Сталин дал в нашу честь большой банкет, на который были приглашены все члены Политбюро…я и мои сотрудники провели с ними вечер в весьма гармоничной обстановке. Данцигский гауляйтер, сопровождавший меня в этой поездке, во время обратного полета даже сказал: порой он чувствовал себя просто “среди своих старых партайгеноссен”.

Н. Гендерсон (английский посол в Берлине): Сталин заключил пакт с Германией только для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные потерянные в последней войне области, а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы.

Шуленбург (германский посол в Москве): Пакт о ненападении - инструмент поддержания мира - в результате подписания (секретного) протокола о разграничении сфер интересов превратился в свою противоположность...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАЙДИТЕ ДОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ ОШИБКИ.

Провозгласив курс на сотрудничество с западными странами, СССР поспешил признать все долги царского правительства, за что в 1935 г. был принят в Лигу Наций. Став полноправным членом этой влиятельной организации, СССР начал активную кампанию по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Первым шагом в реализации этой идеи стало подписание в мае 1936 г. договора о взаимной помощи между СССР и Францией.

Однако западные государства заняли выжидательную позицию. Самой заветной их целью было втянуть в смертельную схватку два в равной степени ненавистных режима – советский и фашистский. После Мюнхенского соглашения 1937 г. стало окончательно ясно, что идея создания системы коллективной безопасности в Европе потерпела полное крушение. В знак протеста против принятого в Мюнхене решения о присоединении Австрии к Германскому рейху СССР вышел из Лиги Наций.
Тема урока: «Средневековый город»

(Всеобщая история, 10 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления нового учебного материала путем использования различных видов деятельности.

Цели по содержанию урока:

1) Расширить знания учащихся о теориях происхождения городов; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по роли средневековых городов в разных сферах жизни общества через анализ источников;

2) Развивать умение работать в группе, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;

3) воспитывать уважительное отношение к различным точкам зрения.

Оборудование:

- учебники по истории средних веков Ведюшкина В.А., Бойцова М.А. и Шукурова Р.М., Агибаловой;

- источники для работы в группах;

- Таблица «Теории происхождения средневековых городов»;

- Памятка «Тонкие вопросы», «Толстые вопросы»;


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

2. Целеполагание и мотивация.

Объявляет тему урока, эпиграф «Средневековый город – основа цивилизации Запада» (Ф. Бродель). Предлагает учащимся выступить на уроке в роли исследователей данной позиции.

Записывают тему урока в тетрадь.

3.Актуализация знаний.

На первом этапе исследования проводит игру «Блеф-клуб», предлагая вопросы:

1. Верите ли вы, что возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве?

2.Верите ли вы, что города чаще всего возникали у стен больших монастырей и замков феодалов?

3. Верите ли вы, что города играли важную роль в политическом развитии Западной Европы?

4. Верите ли вы, что средневековые города способствовали изменению феодального уклада средневековой Европы?

- Каких аспектов средневекового города касались вопросы?

Предлагает составить план темы.

Каждый отвечает на предложенные вопросы в тетради.

Отвечают на вопрос учителя, предлагают план:

1. Теории происхождения городов.

2. Роль средневековых городов в развитии западноевропейской цивилизации.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает приступить ко второму этапу исследования, задача которого провести анализ позиций историков по вопросу о происхождении городов.

Напоминает теории происхождения городов, используя таблицу (Приложение 1).

Организует работу в группах по анализу позиций Агибаловой, Бойцова, Ведюшкина о теориях по плану: 1. Место возникновения.

2. Основные занятия жителей.

3. Вывод.

Учащиеся, используя материал предложенных учебников по истории средних веков, анализируют позицию авторов, определяют теорию, которой придерживается ученый, прикрепляют карточку с фамилией напротив соответствующей теории.

5.Систематизация знаний.

Продолжает исследование. Дает задание: определить роль городов в политико-правовой, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества через анализ источников (Приложение 2).

Предлагает озвучить результаты исследования.

В группах учащиеся знакомятся и анализируют документы, раскрывают роль городов в разных сферах жизни общества, делают записи в тетрадях.

6.Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагает обобщить материал о роли городов: - Предположите, почему город играл множество ролей?

Возвращает к эпиграфу урока:

-Верно ли, что средневековые города являются основой цивилизации Запада?

Подводит к выводу, что именно в городе возникает западная цивилизация индустриального характера.

Отвечают на предложенные вопросы, аргументируя свое мнение.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

7.Применение знаний и умений.

Обращает внимание, что исследователи должны уметь ставить вопросы для определения границ своего знания. Дает задание: составить два вопроса: «тонкий» и «толстый» по теме урока, обращает внимание на памятки для составления вопросов (Приложение 3).

В группах составляют вопросы, задают их другим группам, оценивают верность ответа.

8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: подобрать аргументы «за» и «против» положения о том, что «города погубили средневековую цивилизацию»

Записывают д/з.


Приложение № 1

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ

ТОРГОВАЯ

Города возникли из купеческих факторий, в тех местах, где велись торговля и обмен

МАРКОВАЯ

Городские учреждение и право возникли из строя свободной сельской общины– марки

ВОТЧИННАЯ

Город и его институты развивались из и около феодальной вотчины, ее управления и права.

БУРГОВАЯ

Город возник из крепости и укрепленных племенных центров – бурге

Приложение № 2

ЗАДАНИЕ для группы № 1:

Изучите документы.

Охарактеризуйте роль средневековых городов в экономической сфере жизни общества.

ИЗ РЕЧИ ДОЖА ПОМАЗО МОЧЕНИГО (1420 г.)

Ежегодно купцы города Венеция вывозят в Ломбардию: хлопок, бумажную пряжу, итальянскую шерсть, парчу, перец, корицу, имбирь, красильного дерева, мел, соль… Торговля приводит в движение корабли, чтобы перевезти товары как в Ломбардию, так и в другие страны: Сирию, Каталонию, в Кипр, в Сицилию, во все концы мира…

ТОВАРЫ РЫНКА ГОРОДА НАРБОННА

(упоминаемые в перечне пошлин)

Цветное и белое французское сукно. Белая и цветная ломбардская и барселонская бумазея. Кордовская кожа. Оленьи шкуры. Кроличьи и беличьи шкуры. Тмин, миндаль, рис, лен… медь, олово, железные горшки. Жидкое мыло. Подпруги. Тетивы. Веревки. Шерстяные одеяла. Чашки. Зеркала. Ложки. Сосуды. Бумага…

СТРАСБУРГ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО (конец XII века)

5. Все должностные лица города ходят под властью епископа.

50. Если кто из горожан-купцов перегрузит свои товары с одного корабля на другой, уплатит по 4 денария с каждого корабля…

93. Горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением монетчиков, кожевников, четырех из булочников…

ИЗ ХАРТИИ ГОРОДА СЕНТ-ОМЕРА (1127 г.)

8. Всех, кто живет и впредь будет жить в стенах Сент-Омера, я делаю свободными от подушного оброка и платежей…

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами. Нередко принуждались к барщине. В результате коммунального движения город получил право распоряжаться налогами, рыночное право, монополию в области торговли и ряда ремесел...

Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

ЗАДАНИЕ для группы № 2:

Изучите документы.

Охарактеризуйте роль средневековых городов в политико-правовой сфере жизни общества.

ПОСЛАНИЕ О МАГДЕБУРСКОМ ПРАВЕ

Статья 1. Когда был основан город Магдебург, он получил право по своей воле и совету мудрейших. На совет созывали горожан, чтобы они избрали заседателей на длительный срок и советников на1 год.

ИЗ ХАРТИИ ГОРОДА СЕНТ-ОМЕРА (1127 г.)

10. Я предписываю, чтобы коммуна их, которую они создали на присяге, продолжала существовать и дальше, и никому не позволю распустить ее, а также жалую им всякие права и правосудие по лучшим образцам…

ХАРТИЯ БОМОНА В АРГОННЕ

9. В этом городе, с общего согласия всех вас, будут поставлены присяжные; также мэр, который принесет нам присягу верности и будет отвечать перед нашими должностными лицами за доходы и оброки с города. Но ни мэр, ни присяжные не будут занимать свои должности больше года иначе, как с общего согласия всех…

КУТЮМЫ Ф. де БОВЭЗИ

О городских коммунах и их правах

Городские коммуны и даже города, не имеющие прав коммун, а также простой народ должны охраняться законами таким образом, чтобы никто их не обидел и чтобы они никого не могли обидеть.

Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры. Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание…

ПИСЬМО СТРАСБУРСКИХ СУКОНЩИКОВ К ШВЕЙНФУРТСКИМ ТКАЧАМ ШЕРСТИ(XV в)

…Мы каждый год посылаем от себя достойного представителя в городской совет…Также каждый год наш цех выбирает мастера и к нему четырех, и они составляют совет пятерых («цеховые судьи»)

ИЗ ГОРОДСКОГО ПРАВА, ДАРОВАННОГО ИМПЕРАТОРОМ ФРИДРИХОМ II г. ГОСЛАРУ 13 июля 1219 г.

1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличен в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет называть его рабом или низводить в рабское состояние.

2. Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом.

ЗАДАНИЕ для группы № 3:

Изучите документы.

Охарактеризуйте роль средневековых городов в социальной и культурной сфере жизни общества. Определите, какие появились новые социальные группы; перечислите культурные достижения, черты характера горожанина.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм.

Многие города становились очагами свободомыслия и ересей, подъёма торговли, архитектуры, возрождения наук и начала очередной революции в образовании («университетская революция»). Средневековый город, цеховое ремесло было почвой, из которой выросла вся цивилизация Запада, весь этот в высшей степени своеобразный общественный уклад, который поднял человечество на небывалую культурную высоту. Город создал новый общественный класс, которому было суждено занять первенствующее положение в общественной жизни Запада – буржуазию. Пик образования новых городов приходится на вторую половину XIII века.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Город стал центром наемного труда и новых категорий труда- административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

Ж. ЛЕ ГОФФ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. Первенство от монастырей отошло к городам прежде всего в образовании и архитектуре…

О СТУДЕНТАХ И МАГИСТРАХ ПАРИЖСКИХ ШКОЛ

Из постановления папского легата (1215 г.)

Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

ЗАДАНИЕ для группы № 4:

Изучите документы.

Охарактеризуйте роль средневековых городов.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами. Нередко принуждались к барщине. Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью освободиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Город получил: самоуправление, правовую автономию, право распоряжаться налогами, подсудность своему суду, рыночное право, монополию в области торговли и ряда ремесел, право на прилегающую территорию и городскую округу, отделение от всех, кто не является жителем данного города

Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину – в нем возникали республиканские формы правления... Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене… Город стал центром наемного труда и новых категорий труда- административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм.

Многие города становились очагами свободомыслия и ересей, подъёма торговли, архитектуры, возрождения наук и начала очередной революции в образовании («университетская революция»). Средневековый город, цеховое ремесло было почвой, из которой выросла вся цивилизация Запада, весь этот в высшей степени своеобразный общественный уклад, который поднял человечество на небывалую культурную высоту. Город создал новый общественный класс, которому было суждено занять первенствующее положение в общественной жизни Запада – буржуазию. Пик образования новых городов приходится на вторую половину XIII века.

Ж. ЛЕ ГОФФ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов…

Роль предводителя, двигателя, которую взял на себя город, прежде всего утвердился в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. Первенство от монастырей отошло к городам прежде всего в образовании и архитектуре… В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.
Приложение №3

«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ
КТО ?

ЧТО ?

КОГДА ?

ГДЕ ?

КАК ?

КАКОЙ ?

ВЕРНО ЛИ ?

СКОЛЬКО ?

БЫЛИ ЛИ ?
«ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

ПОЧЕМУ?
КАК ПОВЛИЯЛО?

К ЧЕМУ ПРИВЕЛО?

С ЧЕМ СВЯЗАНО?

ОБЪЯСНИТЕ…

ПРЕДПОЛОЖИТЕ…

ДОКАЖИТЕ…

1   2   3