1.Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
-Самостоятельное чтение слова ребенком.
-Прочтение слова учителем «орфографически».
-Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
Орфографическая работа над словом:
-постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
-звукобуквенный анализ слова,
-деление слова на слоги и на слоги для переноса.
Заучивание правописания данного слова:
-подбор однокоренных слов,
-составление словосочетания, предложения с этим словом,
-подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.
-Составление рассказа из блока словарных слов
-Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
-Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения и обязательно приучать учащихся к работе со словарями различных видов (орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический словарь и т. д.). Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Приложение 10.
2. Для работы над словосочетанием и предложением применяю специальные психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться;
специальные речевые упражнения: рифмовка, скороговорка, доскажи словечко, речевой кошмар. Приложение 11.
3. Творческие работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики строю с учетом рецептивных видов деятельности (слушание, чтение) и оперативных действий (говорение, письмо).
Ученые выделяют несколько уровней владения речью (классификация предложена В.Я. Коровиной). Суть классификации в поступательном продвижении школьника от простого к сложному, от репродуктивных упражнений к творческим. Приложение 12.
4.Работа с текстом (сочинения, изложения).
Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.
Я в своей педагогической практике учитываю трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.
Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.
Здесь использую такие виды работ:
составление плана.
выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
-
сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
создание коллективного (группового) образца, правила;
определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;
- формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.
Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.
Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.
Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания.
По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, по картине.
Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным.
Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Приложение 13.
К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Приложение14.
В объяснительной записке к программе начальной школы отмечается ведущая роль развития речи в обучении русскому языку и литературному чтению: « Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением, пониманием связной (контекстной) речи… - вот основное содержание уроков в начальных классах.
Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе.
4. Выводы.
Практическая задача развития речи младших школьников в моём педагогическом опыте реализовалась через использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка.
На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
4. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.
5. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.
6. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.
Показатели культуры реи учащихся в начальной школе. Приложение 15.
При таком подходе к коммуникативной стороне обучения речь учащихся должна стать выразительной, выделяться разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Таким образом, я считаю, что мой педагогический опыт систематизировал мою работу на уроках русского языка, методы и приемы развития речи в привязке к уровням речи, упражнения по развитию речи, заданиям учебника.
Этот материал можно рекомендовать для ознакомления, как начинающим педагогам, так и опытным учителям, так как материал по вопросам развития речи в нем систематизирован.
Список использованной литературы.
1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.
2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.
3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29 – 31.
4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.
7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.
8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010.
|