|
Правописание безударных гласных в корне слова. Урок путешествие
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Урок – путешествие.
Цели: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжить формирование умений написания словарных слов; закреплять синтаксические навыки; развивать внимание, орфографическую зоркость, речевые умения и творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: карта путешествия; карточки для чистописания; карточки со словарными словами; загадки; кроссворд.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся читают пословицу. (см. слайд 2)
Учение — путь к умению.
- Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему?
Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
- Кого называют путешественником?
- Мы должны дойти до главного города этой страны “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
- Откройте свои записные книжки и запишите дату.
- Послушайте стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
(см. слайд 3)
- Итак, тема нашего урока “Правописание безударных гласных в корне слова”. Мы будем совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова.
Работа по теме урока.
- Идти мы будем, ориентируясь на карту. (см. слайд 4)
- Итак, начнём свой путь с тропы Чистописание (см. слайд 5, 6, 7).
- Вспомним правила письма:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются слова на данной схеме.
К…Т
К…Л
К…М
КР…Т
- Какая эта буква. Какие слова с её помощью можно образовать.
- Определите порядок написания букв в данном ряду : Оот Оом Оол …
- Вы очень хорошо выполнили это задание, идём дальше.
- Вот мы подошли к морю Словарных слов.
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы. (см слайды 8,9 )
- А теперь перед нами – Лесная полянка. И мы составим предложение о жителе леса – еже (работа с деформированным предложением) . (см. слайды 10,11).
В, ж..вёт, ё.., л..су, к..лючий.
В лесу живёт колючий ёж.
- Подчеркните все “опасные” места в этом предложении (объяснение учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово).
- Подчеркните главные и второстепенные члены в этом предложении.
Физминутка
Мы к лесной лужайке вышли, Вот мы в лес пришли,
Поднимали ноги выше, Белый гриб нашли.
Через кустики и кочки, Вот грибок, другой грибок…
Через ветви и пенёчки. Положу их в кузовок.
Кто из нас вот так шагал – Эй, лошадки, все за мной!
Не споткнулся, не упал? Поспешим на водопой.
Долина Безударных гласных
- Вы хорошо поработали и прошли Лесную полянку. Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.
- Разгадайте кроссворд (см. слайды 12 -16)
1. Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась ... (гроза)
2. Зубы остры, хвост - лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины. (бобры)
3 Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать. (сова)
4. Солнце вечером заходит,
В небе кисточкой проводит.
Уходить не хочет зря.
Остается след - ... (заря)
- Запишите отгадку. Подберите проверочное слово. Докажите. (см. слайды 17, 18)
Запись в тетрадях:
Гроза - грозы
Бобры – бобр
Сова - совы
Заря - зори
- Прочитайте выделенное слово в кроссворде.
- Что такое роса?
- Как пишется слово “роса”? Докажите.
Запись: роса - росы
- Итак, что надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова? (см. слайд 19).
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
Город “Грамотеевск”.
- Вот мы и дошли до нашего города. Но и здесь нас ждут испытания.
(см. слайды 20-21)
На доске. Сн .говик, гн . здо , в . сна.
3-я гр. – списывает слова, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную и устно называет проверочное слово.
2-я гр. – пишет сначала проверочное слово, затем выполняет задание 3-ей группы.
1-я гр. – выполняет задание 2-ой группы и записывают свое слово с безударной гласной “Е” проверяемой буквой “Ё”.
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание. (см. слайд 22)
Стаяли харошые асенние дни. Мы чясто хадили в рощю. Хателось узнать, как лисные жытели готовятся к земе.
Проверь себя (взаимопроверка).
Стояли хорошие осенние дни. Мы часто ходили в рощу. Хотелось узнать, как лесные жители готовятся к зиме. (см. слайд 23)
Итог (см. слайд 24)
- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.
- Что понравилось?
- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
|
|
|