Главная страница

Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации фгос


Скачать 391.8 Kb.
Название Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации фгос
страница 2/3
Дата 20.02.2016
Размер 391.8 Kb.
Тип Документы
1   2   3

Метод проектов.

Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся.

Во время групповой работы на уроках развития речи развиваются все виды универсальных учебных действий. Выделим только главные из них.

Личностные универсальные учебные действия – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные универсальные учебные действия – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные универсальные учебные действия – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

Перечисление универсальные учебные действия формируемые в групповой работе дают представление о том, какие изменения постепенно происходят в личностном развитии учащихся во время обсуждения коллективного задания и распределения ответственности за результат между всеми членами группы. Приложение 8.

Работая над этой проблемой я использую как здоровье сберегающие технологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Основные вопросы по здоровье сберегающим направлениям, которые изучает учитель:

1. Организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5.Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников.

В связи с утверждением и введением в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве

образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. Я определила приоритетной задачей в обучении русскому языку - развитие речи учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-к структуре основной образовательной программы начального

общего образования.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности;

-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего

образования осуществляется:

-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших основную образовательную программу начального общего

образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные личностные качества;

-сформированность основ включающим основные компетенции ,универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения русского языка по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успехa и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств информационных и коммуникационных технологий (далее решения коммуникативных и познавательных задач;

и средств ИКТ).

7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

8) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные

учебные предметы, должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Приложение 9.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

В качестве рабочей гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, если соблюдать следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития б учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи;

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и литературному чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов; 6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философский взгляд на триединство языка, мышления, речи, обосновывающий речевое развитие учащихся (Ф.И. Буслаев, JI.B. Щерба);

- исследования в области речевой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.);

- педагогические труды, определяющие технологию обучения (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский);

- лингвистические подходы к изучению речи (В.В. ВиноградовИ.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь, Л.П. Якубинский);

- методические концепции развития речи учащихся (Е.С. Антонова, Е.В. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик)

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.

3.4. Результативность педагогического опыта.

На протяжении 2011-2012 учебного года наблюдается положительная динамика уровня обученности, что подтверждено диагностическими наблюдениями и оценками знаний учащихся.

Контрольные и диагностические работы по русскому языку за 2011-2012уч. год 2 класс

На «4» и «5»



обученность

Административная контрольная работа за I четверть

64 %

100 %

Административная контрольная работа за I полугодие

68 %

100 %

Административная контрольная работа за III четверть

73 %

100 %

Административная контрольная работа за II полугодие

81 %

100 %


Результатом моего педагогического опыта мои учащиеся являются постоянными участниками конкурсов чтецов (Приложение 1), активно участвуют в жизни класса и школы. Результатами использования в своей работе современных образовательных технологий (развивающего, проблемного обучения, проектной деятельности), являются победы учащихся:

-научно-практической конференции муниципального уровня «Эврика» (Валитов Ярослав,2012г)

Всероссийские конкурсы:

-Семак Анна- «Медвежонок» 2008 год 1 место в районе,

-Семак Анна – «Медвежонок» 2009 год, 3 место в регионе

Конкурсы регионального и федерального уровня:

-Макарова Валерия – 3место в РФ во Всероссийском интеллектуальном конкурсе для учащихся 2 классов «КЛАССИКИ -2011 – 2012» «Школа юных разведчиков» 2011 год;

- Кулебякин Алексей – 1 место в краевом конкурсе читателей детских библиотек по социальным проектам.

-Григорьян Мария - «Золотое руно» 2010 год 3 место в регионе. Приложение 1.

В результате систематической работы над развитием культуры речи прослеживается положительная динамика развития культуры речи учащихся 2 «Г».

Динамика развития культуры речи учащихся 2 «Г»



Приложение 15.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка и литературы для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.

Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Технологичность моего педагогического опыта представляется в регулярном использовании сетевых технологий в практической профессиональной деятельности, проводя открытые учебные занятия, посещаемые педагогами из других учреждений (МБОУ СОШ №24, МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №62).

В своей работе на уроках русского языка по развитию речи применяю цифровые образовательные ресурсы: презентации, электронные учебные пособия по предметам.

Совершенствуя учебно-методическую базу по русскому языку, я разработала:

- программу кружка по русскому языку для учащихся начальных классов «Русский с увлечением» (2008-2009 г.);

- программу для подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника»
-контрольно-измерительные материалы по русскому языку для начальной школы (2009)

Являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №1.

Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на федеральном и муниципальном уровнях, размещая методические материалы, мастер-классы, методические разработки на сайтах и сетевых сообществах:

-http://nsportal.ru/ibragimova-elvira-abdreshitovna/- адрес моего сайта;

- nsportal.ru -адрес моей публикации на сайте Социальная сеть работников образования;

-http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/razrabotka-uroka-glavnye-chleny-predlozheniya-slovosochetanierusskii-интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс

-ololol. pedgazeta.ru./:hlex.php.- методическая публикация по теме» «Связь слов в предложении». Приложение 1.

Регулярно использую современные образовательные технологии (развивающего обучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие технологии).

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

2. Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание;

3. Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;

4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

Содержание работы по развитию речи складывается из основных элементов представляемого педагогического опыта работы:

1.работы по обогащению словаря.

2.грамматического строя речи учащихся:

- словосочетание, предложение;

- части речи.

3.Работа с текстом (сочинения, изложения).

4.Творческие работы.
1   2   3