Метод проектов.
Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся.
Во время групповой работы на уроках развития речи развиваются все виды универсальных учебных действий. Выделим только главные из них.
Личностные универсальные учебные действия – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.
Познавательные универсальные учебные действия – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.
Перечисление универсальные учебные действия формируемые в групповой работе дают представление о том, какие изменения постепенно происходят в личностном развитии учащихся во время обсуждения коллективного задания и распределения ответственности за результат между всеми членами группы. Приложение 8.
Работая над этой проблемой я использую как здоровье сберегающие технологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основные вопросы по здоровье сберегающим направлениям, которые изучает учитель:
1. Организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5.Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников.
В связи с утверждением и введением в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. Я определила приоритетной задачей в обучении русскому языку - развитие речи учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-к структуре основной образовательной программы начального
общего образования.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений компетенций, видов и способов деятельности.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего
образования осуществляется:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные личностные качества;
-сформированность основ включающим основные компетенции ,универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения русского языка по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успехa и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств информационных и коммуникационных технологий (далее решения коммуникативных и познавательных задач;
и средств ИКТ).
7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
8) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные
учебные предметы, должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Приложение 9.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.
В качестве рабочей гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, если соблюдать следующие методические условия:
1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития б учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи;
2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;
3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;
4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования предполагалось решение следующих задач:
1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;
2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;
3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;
4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и литературному чтению для начальных классов;
5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов; 6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- философский взгляд на триединство языка, мышления, речи, обосновывающий речевое развитие учащихся (Ф.И. Буслаев, JI.B. Щерба);
- исследования в области речевой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.);
- педагогические труды, определяющие технологию обучения (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский);
- лингвистические подходы к изучению речи (В.В. ВиноградовИ.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь, Л.П. Якубинский);
- методические концепции развития речи учащихся (Е.С. Антонова, Е.В. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик)
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.
3.4. Результативность педагогического опыта.
На протяжении 2011-2012 учебного года наблюдается положительная динамика уровня обученности, что подтверждено диагностическими наблюдениями и оценками знаний учащихся.
Контрольные и диагностические работы по русскому языку за 2011-2012уч. год 2 класс
|
На «4» и «5»
|
обученность
|
Административная контрольная работа за I четверть
|
64 %
|
100 %
|
Административная контрольная работа за I полугодие
|
68 %
|
100 %
|
Административная контрольная работа за III четверть
|
73 %
|
100 %
|
Административная контрольная работа за II полугодие
|
81 %
|
100 %
|
Результатом моего педагогического опыта мои учащиеся являются постоянными участниками конкурсов чтецов (Приложение 1), активно участвуют в жизни класса и школы. Результатами использования в своей работе современных образовательных технологий (развивающего, проблемного обучения, проектной деятельности), являются победы учащихся:
-научно-практической конференции муниципального уровня «Эврика» (Валитов Ярослав,2012г)
Всероссийские конкурсы:
-Семак Анна- «Медвежонок» 2008 год 1 место в районе,
-Семак Анна – «Медвежонок» 2009 год, 3 место в регионе
Конкурсы регионального и федерального уровня:
-Макарова Валерия – 3место в РФ во Всероссийском интеллектуальном конкурсе для учащихся 2 классов «КЛАССИКИ -2011 – 2012» «Школа юных разведчиков» 2011 год;
- Кулебякин Алексей – 1 место в краевом конкурсе читателей детских библиотек по социальным проектам.
-Григорьян Мария - «Золотое руно» 2010 год 3 место в регионе. Приложение 1.
В результате систематической работы над развитием культуры речи прослеживается положительная динамика развития культуры речи учащихся 2 «Г».
Динамика развития культуры речи учащихся 2 «Г»
Приложение 15.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка и литературы для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.
Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Технологичность моего педагогического опыта представляется в регулярном использовании сетевых технологий в практической профессиональной деятельности, проводя открытые учебные занятия, посещаемые педагогами из других учреждений (МБОУ СОШ №24, МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №62).
В своей работе на уроках русского языка по развитию речи применяю цифровые образовательные ресурсы: презентации, электронные учебные пособия по предметам.
Совершенствуя учебно-методическую базу по русскому языку, я разработала:
- программу кружка по русскому языку для учащихся начальных классов «Русский с увлечением» (2008-2009 г.);
- программу для подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника»
-контрольно-измерительные материалы по русскому языку для начальной школы (2009)
Являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №1.
Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на федеральном и муниципальном уровнях, размещая методические материалы, мастер-классы, методические разработки на сайтах и сетевых сообществах:
-http://nsportal.ru/ibragimova-elvira-abdreshitovna/- адрес моего сайта;
- nsportal.ru -адрес моей публикации на сайте Социальная сеть работников образования;
-http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/razrabotka-uroka-glavnye-chleny-predlozheniya-slovosochetanierusskii-интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс
-ololol. pedgazeta.ru./:hlex.php.- методическая публикация по теме» «Связь слов в предложении». Приложение 1.
Регулярно использую современные образовательные технологии (развивающего обучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие технологии).
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.
1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
2. Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание;
3. Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;
4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.
Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.
Содержание работы по развитию речи складывается из основных элементов представляемого педагогического опыта работы:
1.работы по обогащению словаря.
2.грамматического строя речи учащихся:
- словосочетание, предложение;
- части речи.
3.Работа с текстом (сочинения, изложения).
4.Творческие работы.
|