Главная страница

Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации фгос


Скачать 391.8 Kb.
Название Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации фгос
страница 1/3
Дата 20.02.2016
Размер 391.8 Kb.
Тип Документы
  1   2   3


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№1 города Крымска муниципального

образования Крымский район

Использование современных

образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Автор: учитель начальных классов

первой категории МБОУ СОШ №1

Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна


г. Крымск

2012 г.


Оглавление





Оглавление 2

Из всех…знаний и умений самым 3

важным, самым необходимым 3

для жизненной деятельности является, 3

конечно, умение ясно, понятно, 3

красиво говорить на своём языке. 3

Приложение№1. Достижения учащихся и учителя в работе над данной проблемой.

Приложение№2. Авторские методические пособия, тесты.

Приложение№3. Кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры.

Приложение№4. Создание опорных схем.

Приложение№5. Использование деятельностного подхода в развитии речи.

Приложение№6. Тренинги для речетворческой деятельности.

Приложение№7. Работа в классе по группам по инструкции.

Приложение№8. Формирование универсальных учебных действий в групповой работе.

Приложение№9. Комплексная итоговая работа по ФГОС для 2 класса.

Приложение№10. Упражнения для развития речи в словарной работе.

Приложение№11.Упражнение для развития речи в работе над словосочетанием и предложением.

Приложение№12. Творческие работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики.

Приложение№13. Работа с текстом (сочинения, изложения).

Приложение№14. Изложения разных видов.

Приложение№15. Показатели культуры реи учащихся в начальной школе.

Из всех…знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.


В.И. Чернышёв

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Большой вклад в ее разработку внесли известные русские ученые-лингвисты разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов и другие. Один из известных русских педагогов-словесников В.В. Острогорский считал, что нужно уделять больше внимание общению с учащимися, беседе как одной из форм общения. Он писал: «Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова». Образцы великолепных ораторских речей оставили нам древнерусская литература. М.В. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» он считал, что именно язык помог собраться людям в сообщества, работал за глубокую, содержательную, простую и ясную речь. В.Г. Белинский рекомендовал обогащать речь пословицами, поговорками, прибегать к пересказам как средству обогащения речи.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.

В 20-е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. Именно тогда появились разделы «Развитие речи», стали выходить специальные учебники по развитию речи.

В 30 – 50-е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. А в 60-е годы раздел «Связная речь» появляется вновь, уже общий для уроков русского языка и литературы.

В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

На рубеже XX – XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. В методике преподавания русского языка входит в обиход понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

В современной филологии под компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение языком.

В федеральном стандарте для начальной школы говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.

Лингвистическая компетенция включает в себя знания основ науки о языке, сведений о фонеме, морфеме, словосочетании, предложении и т.д., представлений о том, что в языке изменяется, какие аспекты в нем наиболее актуальны.

Языковая компетенция дает освоение системы языка (звуковых, предложно-падежных, видовременных, определительных, обстоятельственных и других отношений).

Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения.

Компонентами коммуникативной ситуации, определяющими выбор лексических и грамматических средств, являются:

  • взаимоотношения (официальные/ неофициальные);

  • социальные роли собеседников.

Характер речевого общения зависит:

  • от статуса говорящих (ученик, учитель, студент, их возраст, пол, интересы и т.д.);

  • от места общения (на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т.д.);

  • от цели и направления говорящего.

На третьей ступени обучения по русскому языку раскрывается следующее содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

  • сферы и ситуации речевого общения, компоненты речевой ситуации;

  • монологическая и диалогическая речь;

  • различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

  • совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров, редактирование собственного текста;

  • культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы);

  • информационная переработка текста;

Современный период развития методики характеризуется обостренным интересам к языку, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях народа, нравственно-этических ценностей, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию.

Все перечисленные виды компетенций тесно взаимосвязаны. В основе их лежит неразрывная триада «язык – культура – общество, новый взгляд на роль социума (и микросоциума) в становлении языковой личности».

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

В данном опыте основное внимание уделяется развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. При изучении опыта по теме: «Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС» проводится планомерная работа в условиях общеобразовательного учреждения и муниципальном образовании.

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Для изучения и распространения опыта задействованы многие сотрудники школы, такие как логопед, психолог, классный руководитель.

Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление.

Опыт нашей работы показывает, что данные формы работы могут сделать учебный процесс успешным. Игры, различные задания для групп помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы помогают не только развивать речь детей на уроках, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №1 и работая над опытом, организую в школе следующую работу:

  • предметные недели по русскому языку;

  • выпуск тематических газет по итогам предметной недели;

  • олимпиады по русскому языку на муниципальном уровне;

  • всероссийские олимпиады «Медвежонок» для начальных классов;

  • подготовка проектов детей для научно-практической конференции «Эврика»;

  • участие в школьных театрализованных мероприятиях;

  • сотрудничество со школьной газетой.

Практический опыт данной работы распространялся на методическом объединении учителей начальных классов района: провела открытый урок по литературному чтению в рамках семинара районного методического объединения учителей начальных классов «Использование современных педагогических технологий на уроках начальной школы. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации ФГОС» на тему: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» (18.03.2010). Приложение 1.

Провела мастер – класс по русскому языку во 2 классе по теме: «Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения» на межрегиональном уровне в сотрудничестве с СГПИ г. Славянска-на-Кубани. Приложение 1.

Его применяют педагоги других общеобразовательных учреждений Крымского района. Представленный материал поможет учителям, работающим по УМК «Начальная школа XXI века» и другим учебно-методическим комплектам, добиться высоких результатов по развитию речи учащихся, опираясь на основные положения по ФГОС.

Обобщая изложенное, оттмечаю, что в начальных классах я стала практиковать работу по развитию речи учащихся основываясь на знании современных образовательных технологий и в условиях реализации ФГОС.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Речь – это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. См. также язык.

Развитие речи детей англ. children’s language development, speech development in childhood – возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Во 2 «Г» классе 27 учащихся, из них 13 девочек, 14 мальчиков. Класс среднего уровня воспитанности и развития. Дети в основном среднего и выше среднего уровня развития, обучаются по программе «Школа России».

В основном коллектив уже сформировался, дети организованы, с удовольствием участвуют во всех классных и школьных делах, активны.

Для ребят характерны такие психологические умения, как:

- собственная активность ребенка;

- сотрудничество между членами группы;

- толерантность.

Ребята с различным уровнем познавательной деятельности. Около 30% учащихся с хорошо развитой памятью, мышлением, вниманием. Это дети нервно и психологически устойчивы, на уроках активны, быстро усваивают программный материал, являются призерами школьных олимпиад. Именно они являются экспериментальной группой для преподавания изученного материала в других классах и помощи в обучении детей, испытывающих трудности.

Обучаясь в школе и занимаясь в учреждениях дополнительного образования, учащиеся овладевают знаниями, формируют коммуникативные умения, необходимыми умениями. При этом осуществляется нравственное воспитание личности, формирование таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

Примерно 50% учащихся среднего уровня познавательной деятельности. Они быстро включаются в работу и охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя её. Осознают правило контроля, но затрудняются одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. Ребята достаточно хорошо усваивают программный материал, но требуют дополнительной помощи учителя. На уроках у этих детей средний темп работы.

Около 20% учащихся с низким уровнем познавательной деятельности. Эти ребята со слабо развитым вниманием, памятью. На уроках малоактивны, постоянно нуждаются в помощи учителя, быстро устают, с неустойчивой психикой. С этими детьми ведется индивидуальная работа, на уроках предлагаются задания облегченного вида.

В целом класс дружный. Многие ребята трудолюбивые, добросовестные, требовательные к себе и окружающим, готовые прийти на помощь друг другу. Дети с удовольствием выполняют свои поручения, участвуют в классных и школьных мероприятиях, экскурсиях.

Родители класса охотно сотрудничают с классным руководителем и школой.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

Цель работы – систематизировать приемы работы по развитию речи младших школьников и повысить культуру речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.

2. Выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе;

3. Систематизировать методические приемы для развития связной речи на основе опыта учителей – практиков.

В качестве рабочей гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, контрольно измерительных материалов (тестов) (Приложение 2), карточек, разработанных мною на муниципальном уровне.

Работая по этой системе, я соблюдаю следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами.

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования в моём педагогическом опыте предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и литературному чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов;

6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

Речевой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); за урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.)

В современной методике преподавания русского языка в начальной школе используются современные образовательные методы и методики, инновационные технологии для развития коммуникативной и культуроведческой компетенций школьников в условиях реализации ФГОС.

Среди прочно вошедших в методику данных предметов наиболее интересными представляются проблемный метод, технология С.Н. Лысенковой (использование опорных схем при комментируемом управлении), игровые технологии, деятельностный подход, групповая работа, здоровье сберегающие технологии. В своей работе регулярно использую цифровые образовательные и сетевые технологии, благодаря современному оснащению учебного кабинета начальных классов( мультимедиа, интерактивная доска, компьютер).

Проблемный метод.

Основа проблемного обучения – создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Существуют различные способы создания проблемной ситуации, наиболее применимы и оптимальны, на наш взгляд следующие:

      • выдвижение проблемного вопроса

      • создание проблемной ситуации.

Игровые технологии.

Большой интерес представляют игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры. Приложение 3.

Использование опорных схем при комментируемом управлении.

Особый интерес представляет использование опорных схем. при комментируемом управлении. Данная технология предполагает поэтапное введение материала:

    • «перспективная подготовка (тема раскрывается последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами);

    • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

    • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий»

Во время проведения такой перспективной подготовки (то есть начала прохождения темы, изучения материала) осуществляется комментированное управление. А затем составляется опорная схема, которая рождается на глазах учеников в процессе объяснения материала (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы). Приложение 4.

Данная технология способствует развитию речи учащихся и умения учащихся строить связный рассказ по опорной схеме.

Применение деятельностного подхода при обучении развитию речия использую концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

В основе деятельностного подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников. Я создаю проблемные ситуации, составляю и обсуждаю план урока вместе с учениками, используя разнообразные формы и методы в учебной деятельности, позволяющие формировать универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС.

При деятельностном подходе «изменяется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а самостоятельное нахождение учащимися способа решения поставленной проблемы учителем. Учитель выполняет роль консультанта, создавая ситуацию успеха. Оценивается данная работа по желанию учащихся, что снимает эмоциональное напряжение.

При деятельностном подходе формы работы могут быть различными – это размышления, исследования, дискуссии, ролевые игры. Приложение 5.

Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений».

Учителю необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Основными формами организации речетворческой деятельности являются урок и мастерская.

На уроке учитель решает следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;

  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Речетворческую деятельность в мастерской организуем с учетом трехступенчатости данного процесса:

  1. погружение в (художественный) текст на уроках речевого мастерства;

  2. рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;

  3. создание текста и его совершенствование.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

а) «Прием свободных ассоциаций»; (Приложение 6.)

б) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить); Приложение 6.

в) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации). Приложение 6.

Используя данные приемы, строим работу, учитывая следующие этапы:

  1. Учащимся дано домашнее задание написать сочинение на определенную или свободную тему. Делаем пояснение для успешного выполнения работы. Учащиеся выполняют задание дома, создают записи, оформляют содержание.

  2. Проверка работ с целью выявления тех сочинений, которые вызовут интерес у других учеников.

  3. Работа в классе по группам по инструкции (найти в сочинении положительное, интересное, высказать свои мысли в группе, не обращать внимание на неудачные моменты работы). Приложение 7.

Воспринимая позитивные оценки, дети запоминают свои удачные находки, убеждаются в своих способностях. Развивается интерес к выполнению данных работ и в конечном итоге я добиваюсь своей цели- развития речи учащихся.
  1   2   3